Тема 7. Образование. Обучение. Воспитание

Темы контрольных работ

1. Педагогические технологии XXI века.

2. Особенности педагогического процесса в вузе.

3. Сущность, содержание и методы непрерывного общения.

Практические задания

1. Ученик не выполняет требования учителя (опаздывает на

уроки, не делает домашнее задание, грубит). Проанализируйте

возможные причины подобных действий и способы их решения.

2. Перед вами стоит задача – научить дошкольника читать.

Какие способы и методы обучения вы будете использовать и по-

чему?

Литература

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении

ребенка. М., 1993.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999.

Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.2 М., 2000.

Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. 3–е изд.

доп. М., 1989.

Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира

взрослых. СПб., 1999.

Тема 8. Психология и педагогика семейных отношений

Темы контрольных работ

1. Модели, методы, стили воспитания в современной семье:

традиции и новаторство.

2. Психология и педагогика полового воспитания.

3. Типичные семейные конфликты и пути их решения.

4. Особенности воспитания мальчиков.

5. Роль отца в семье.

6. Интернет и СМИ: их роль в развитии детско-родительских

отношений.

Практические задания

1. Подросток не выполняет требований родителей (поздно

возвращается домой, грубит, игнорирует домашнюю работу и т.п.).

Проанализируйте возможные причины и перечислите способы

решения данной проблемы.

2. Как заставить ребенка выучить таблицу умножения? Пла-

тить ему за каждую выученную колонку? Простимулировать дру-

гим образом? Дайте развернутый обоснованный ответ.

3. Маленький ребенок капризничает, не слушается родите-

лей (например, требует купить ему очень дорогую игрушку и т.п.).

Какими мотивами можно объяснить его поведение? Как следует

реагировать родителям (назовите несколько оптимальных вари-

антов и их последствий)? Дайте развернутый ответ.

4. Студент: «Мам, дай, пожалуйста, денег на дискотеку». Ва-

рианты ответов:

А. Возьми (дает больше, чем надо), сдачу принесешь.

Б. Ты знаешь, где у нас лежат деньги. Возьми чуть больше,

если захочешь что-нибудь купить или кого-то угостить.

В. Ты же вчера у меня из сумочки взял деньги. Нет? А кто

же тогда?

Д. Мы в ваши годы не по дискотекам ходили, а учились и ра-

ботали, а вы….

Выберите правильный ответ. Как должна поступить мать,

и почему вы так считаете? Обоснуйте свой ответ. Как бы вы по-

ступили на месте матери и почему?

Литература

Антология гендерных исследований. Минск, 2000.

Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.

Козлов Н. Как относиться к себе и людям или практическая

психология на каждый день. М., 1993.

Лавриненко Н.В. Женщины – самореализация в семье и об-

ществе (гендерный аспект). Киев, 1999.

Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 2. М., 1997.

Свияш А. и Ю. Улыбнись пока не поздно. Советы брачую-

щимся. М., 2005.

Семья в психологической консультации / под ред. А.А. Бо-

далева, В.В. Столина. М., 1989.

Семья: социально-психологические и политические про-

блемы. Киев, 1990.

Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение.

Минск, 1996.

Основная учебная литература по курсу

Ананьев Б.Г. Психологи и проблемы человекознания. М.,

1997.

Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000.

Годфруа Ж. Что такое психология? В 2 кн. М., 1992.

Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, кон-

цепции, взгляды / сост. Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. СПб., 1996.

Немов Р.С. Психология: учебник. В 3 кн. 1,2 М., 1998.

Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.

Психология и педагогика / под ред. А.А. Радугина. М., 1997.

Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педа-

гогика. СПб., 2000.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.,1997.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

Хрестоматии

Внимание: хрестоматия по психологии. М., 1987.

Психологические состояния: хрестоматия / сост. и общая

ред. Л.В. Куликов. СПб., 2000.

Психология сознания: хрестоматия / сост. и общая ред.

Л.В. Куликов. СПб., 2001.

Психология индивидуальных различий: тексты. М., 1982.

Психология личности: хрестоматия. М., 2000.

Психология и психоанализ характера: хрестоматия по пси-

хологии и типология характера / под ред. Д.Я. Райгородского.

Самара, 1997.

Теории личности в западноевропейской и американской пси-

хологии: хрестоматия. Самара, 1996.

Журналы

«Вестник МГУ», сер. «Психология», «Вопросы психоло-

гии», «Мир психологии и психология в мире», «Психологический

журнал», «Человек», «Психологическая газета», «Высшая школа»,

«Магистр», «Мир образования», «Новые ценности в образовании»,

«Школьные технологии».

При самостоятельной подготовке учитывайте вопросы, по которым Вы будете сдавать зачет во время сессии.

Вопросы к зачету

1. Психология как наука. Методы психологии.

2. Психика и сознание.

3. Бессознательное. Проявления бессознательного на уров-

не личности (оговорки, описки, очитки и др.)

4. Восприятие и внимание: основные свойства.

5. Память и ее виды.

6. Мышление и интеллект. Виды мышления.

7. Эмоции. Чувства. Стресс.

8. Личность в психологии. Основные психологические тео-

рии личности.

9. Темперамент. Основные типологии.

10. Характер. Акцентуации характера.

11. Предметы, методы педагогики.

12. Воспитание в педагогическом процессе. Модели и сти-

ли воспитания.

13. Образование как общечеловеческая ценность. Непре-

рывное образование: цель и содержание.

14. Обучение. Образовательная, воспитательная и развиваю-

щая функции обучения.

15. Семья как субъект педагогического взаимодействия

и социокультурная среда воспитания развития личности.

Наши рекомендации