Тема 7. Образование. Обучение. Воспитание
Темы контрольных работ
1. Педагогические технологии XXI века.
2. Особенности педагогического процесса в вузе.
3. Сущность, содержание и методы непрерывного общения.
Практические задания
1. Ученик не выполняет требования учителя (опаздывает на
уроки, не делает домашнее задание, грубит). Проанализируйте
возможные причины подобных действий и способы их решения.
2. Перед вами стоит задача – научить дошкольника читать.
Какие способы и методы обучения вы будете использовать и по-
чему?
Литература
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении
ребенка. М., 1993.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999.
Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.2 М., 2000.
Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. 3–е изд.
доп. М., 1989.
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира
взрослых. СПб., 1999.
Тема 8. Психология и педагогика семейных отношений
Темы контрольных работ
1. Модели, методы, стили воспитания в современной семье:
традиции и новаторство.
2. Психология и педагогика полового воспитания.
3. Типичные семейные конфликты и пути их решения.
4. Особенности воспитания мальчиков.
5. Роль отца в семье.
6. Интернет и СМИ: их роль в развитии детско-родительских
отношений.
Практические задания
1. Подросток не выполняет требований родителей (поздно
возвращается домой, грубит, игнорирует домашнюю работу и т.п.).
Проанализируйте возможные причины и перечислите способы
решения данной проблемы.
2. Как заставить ребенка выучить таблицу умножения? Пла-
тить ему за каждую выученную колонку? Простимулировать дру-
гим образом? Дайте развернутый обоснованный ответ.
3. Маленький ребенок капризничает, не слушается родите-
лей (например, требует купить ему очень дорогую игрушку и т.п.).
Какими мотивами можно объяснить его поведение? Как следует
реагировать родителям (назовите несколько оптимальных вари-
антов и их последствий)? Дайте развернутый ответ.
4. Студент: «Мам, дай, пожалуйста, денег на дискотеку». Ва-
рианты ответов:
А. Возьми (дает больше, чем надо), сдачу принесешь.
Б. Ты знаешь, где у нас лежат деньги. Возьми чуть больше,
если захочешь что-нибудь купить или кого-то угостить.
В. Ты же вчера у меня из сумочки взял деньги. Нет? А кто
же тогда?
Д. Мы в ваши годы не по дискотекам ходили, а учились и ра-
ботали, а вы….
Выберите правильный ответ. Как должна поступить мать,
и почему вы так считаете? Обоснуйте свой ответ. Как бы вы по-
ступили на месте матери и почему?
Литература
Антология гендерных исследований. Минск, 2000.
Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.
Козлов Н. Как относиться к себе и людям или практическая
психология на каждый день. М., 1993.
Лавриненко Н.В. Женщины – самореализация в семье и об-
ществе (гендерный аспект). Киев, 1999.
Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 2. М., 1997.
Свияш А. и Ю. Улыбнись пока не поздно. Советы брачую-
щимся. М., 2005.
Семья в психологической консультации / под ред. А.А. Бо-
далева, В.В. Столина. М., 1989.
Семья: социально-психологические и политические про-
блемы. Киев, 1990.
Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение.
Минск, 1996.
Основная учебная литература по курсу
Ананьев Б.Г. Психологи и проблемы человекознания. М.,
1997.
Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000.
Годфруа Ж. Что такое психология? В 2 кн. М., 1992.
Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, кон-
цепции, взгляды / сост. Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. СПб., 1996.
Немов Р.С. Психология: учебник. В 3 кн. 1,2 М., 1998.
Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.
Психология и педагогика / под ред. А.А. Радугина. М., 1997.
Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педа-
гогика. СПб., 2000.
Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.,1997.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
Хрестоматии
Внимание: хрестоматия по психологии. М., 1987.
Психологические состояния: хрестоматия / сост. и общая
ред. Л.В. Куликов. СПб., 2000.
Психология сознания: хрестоматия / сост. и общая ред.
Л.В. Куликов. СПб., 2001.
Психология индивидуальных различий: тексты. М., 1982.
Психология личности: хрестоматия. М., 2000.
Психология и психоанализ характера: хрестоматия по пси-
хологии и типология характера / под ред. Д.Я. Райгородского.
Самара, 1997.
Теории личности в западноевропейской и американской пси-
хологии: хрестоматия. Самара, 1996.
Журналы
«Вестник МГУ», сер. «Психология», «Вопросы психоло-
гии», «Мир психологии и психология в мире», «Психологический
журнал», «Человек», «Психологическая газета», «Высшая школа»,
«Магистр», «Мир образования», «Новые ценности в образовании»,
«Школьные технологии».
При самостоятельной подготовке учитывайте вопросы, по которым Вы будете сдавать зачет во время сессии.
Вопросы к зачету
1. Психология как наука. Методы психологии.
2. Психика и сознание.
3. Бессознательное. Проявления бессознательного на уров-
не личности (оговорки, описки, очитки и др.)
4. Восприятие и внимание: основные свойства.
5. Память и ее виды.
6. Мышление и интеллект. Виды мышления.
7. Эмоции. Чувства. Стресс.
8. Личность в психологии. Основные психологические тео-
рии личности.
9. Темперамент. Основные типологии.
10. Характер. Акцентуации характера.
11. Предметы, методы педагогики.
12. Воспитание в педагогическом процессе. Модели и сти-
ли воспитания.
13. Образование как общечеловеческая ценность. Непре-
рывное образование: цель и содержание.
14. Обучение. Образовательная, воспитательная и развиваю-
щая функции обучения.
15. Семья как субъект педагогического взаимодействия
и социокультурная среда воспитания развития личности.