Экстравертированность – интравертированность
Экстраверсия – комплексное свойство личности, описываемое, как склонность к широким, разнообразным социальным контактам, ориентация на внешний мир.
Интроверсия – комплексное свойство личности, описываемое, как склонность избегать социальных контактов, ориентация на внутренний мир.
Характер – совокупность индивидуально своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам.
Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей действительности.
Взаимосвязь характера и темперамента определяется физиологической основой того и другого. Тип нервной системы влияет на индивидуально-своеобразные способы действия, в которых выражаются свойства характера.
В зависимости от типа темперамента определенные характерные способы действия могут возникать и прекращаться быстро или медленно, легко или с трудом, при сильных или слабых внешних и внутренних побуждениях.
Черты характера
Черты характера – индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение кдействительности.
Все черты характера можно условно разделить на две тесно взаимосвязанные группы.
К первой группе относятся черты характера, в которых выражены
убеждения и идеалы, направленность личности.
Например:
· коллективизм;
· эгоизм;
· чуткость и грубость;
· общительность и замкнутость;
· аккуратность и небрежность;
Ко второй группе относятся волевые черты характера.
Например:
· целеустремленность;
· самостоятельность;
· решительность;
· выдержка;
· настойчивость;
· мужество;
· смелость.
Для того чтобы выявить подлинный характер человека, важно найти те специфические ситуации, в которых наиболее полно и адекватно выявляется данный характер.
Физиологическая основа характера –совокупность черт типа нервной системы и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта, воспитания.
Структура характера
Характер формируется и изменяется в процессе всей жизни человека. При всех преобразованиях и изменениях, которые претерпевает характер в ходе развития, обычно все же сохраняется известное единство в основных, наиболее общих его чертах, за исключением случаев, когда особые жизненные обстоятельства вызывают резкую ломку характера.
Структура характера – совокупность отдельных свойств характера.
В психологии выделяется четыре системы свойств характера, определяемые различными отношениями личности:
1) свойства, выражающие отношение к себе;
2) свойства, выражающие отношение к другим людям;
З) свойства, выражающие отношение к труду;
4) свойства, выражающие отношения к обществу, природе, вещам в целом.
Структура характера определяется не только взаимосвязью отдельных свойств, но и свойствами, присущими характеру как целому.
К числу структурных свойств характера относятся следующие:
1) степень глубины характера;
2) активность или сила характера;
З) степень устойчивости или изменчивости характера.
Структурные свойства характера взаимосвязаны. Более глубокие свойства являются более активными и устойчивыми. Более поверхностные свойства – менее активны и более пластичны.
Общие способности – это степень сформированности общих особенностей психологического механизма личности. Сюда относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, хорошо развитая память.
Частные или специальные способности – это психологические особенности индивида, необходимые для достижения творческого успеха в выполнении им конкретного вида деятельности.
Развитие специальных способностей опирается на соответствующие задатки, например, музыкальный слух и память.
Наряду с общими и специальными, выделяются следующие виды способностей :
· природные/естественные. Эти способности являются биологически обусловленными. Они связаны с врожденными задатками и формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта при помощи механизма научения.
· специфические человеческие. Данный вид способностей описывается учеными как способности, имеющие общественно - историческое происхождение. Они призваны обеспечивать жизнь и развитие в социальной среде. Специфические способности включают в себя:
· теоретические. Они определяют склонность человека к абстрактно -
логическому мышлению.
· практические. Ониподразумевают склонность к конкретно - практическим действиям.
· учебные.Данный вид способностей влияет на успешность педагогического воздействия, на усвоение индивидом знаний, умений, навыков, формирование качеств личности.
· способности к общению, взаимодействию с людьми. Сюда относится речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально - психологическая приспособляемость к различной обстановке, установление контакта с различными людьми.
· предметно - деятельностные способности. Они связаны с взаимодействием человека и природы, техники и т.п.
Одаренность – своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности .
В психологии одаренность определяют как систему, включающую следующие компоненты:
1) биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;
2) интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать
новые ситуации и решать новые проблемы;
3)эмоционально - волевые структуры, предопределяющие длительные доми-
нантные ориентации и их искусственное поддерживание;
4) высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и
целый ряд других.
В процессе исследования понятия одаренность учеными решался вопрос, что считать главенствующим, природу или воспитание, и от его решения зависит принципиальный подход к работе с одаренными детьми.