I. Общие данные об учащемся, условиях его воспитания и развития
Фамилия, имя, возраст. Общее физическое развитие и состояние здоровья. Темперамент, важнейшие черты характера, реакция на внешние воздействия.
Влияние семейного воспитания и взаимоотношений с родителями на личностное формирование школьника, его поведение и отношение к различным сторонам педагогического воздействия школы. 40
Общая оценка потенциальных возможностей учащегося, оказывающих влияние на его личностное становление и, в частности, на его учебную деятельность. Прилежание, проявление волевых усилий, произвольность внимания, развитость мышления, воображения, памяти, способность к аналитико-синтетической деятельности и т.д. Уровень развитости или неразвитости отдельных из этих свойств и качеств. Культура организации учебно-познавательной деятельности, использование ее рациональных методов и приемов. Режим дня.
Регулярность и самостоятельность выполнения домашних заданий. Соблюдение правил домашней учебной работы.
Предложения по совершенствованию учебно-познавательной деятельности учащегося, вытекающие из данного анализа.
Другие виды деятельности. Участие школьника в общественно полезной деятельности, производительном труде, художественно-эстетической, культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работе. Степень активности в указанных видах деятельности и ее влияние на гражданское, патриотическое, нравственное и художественно-эстетическое формирование.
Участие в кружковой работе и других формах внеклассной деятельности. Развитие инициативы, активности, творческих способностей и задатков в системе внеурочной деятельности.
Положительные стороны и недочеты в работе школьника во внеурочное время и предложения по ее более эффективному использованию в целях воспитания.
V. Общение и особенности межличностных отношений учащегося в классе.
Уровень развития коллектива класса и характер межличностного общения учащихся. Контакты и общение школьника в классе и их влияние на его поведение, деятельность и развитие.
Участие и роль школьника в функционировании “малых групп” при их наличии в классе. Психологическое самочувствие учащегося в коллективе. Зависимость интеллектуального и эмоционально- нравственного развития учащегося от общения и контактов со сверстниками.
Общение с классным руководителем и учителями, его характер и влияние на положение в классе.
VI. Основные выводы и предложения, направленные на дальнейшее совершенствование учебно-воспитательной работы с учащимся по закреплению его положительных свойств и качеств, преодолению имеющихся недочетов и более эффективному личностному развитию.
Методические рекомендации по изучению учащегося и составлению психолого-педагогической характеристики
1. В процессе психолого-педагогического изучения учащегося студенту необходимо использовать весь комплекс диагностических методов и приемов выявления особенностей его поведения и деятельности, а также уровня развития и воспитанности (повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащегося в процессе учебных занятий и внеурочной работы; изучение школьной документации и продуктов деятельности школьника; индивидуальные диагностические беседы с учащимися; педагогический эксперимент; метод компетентных оценок; рейтинг, анкетирование и др.)[1].
2. При характеристике особенностей деятельности и поведения учащегося необходимо не только опираться на тот фактический материал, который накоплен в процессе педагогической практики, но и указывать те конкретные методы, с помощью которых он добывался.
3. Все особенности развития и воспитания учащегося следует аргументировать конкретным материалом, который накапливался в процессе практики и который зафиксирован в дневнике студента. Без наличия такого фактического материала характеристика не может быть признана состоятельной. Вот почему при проверке характеристик необходимо сопоставлять их содержание с дневниковыми записями студентов по изучению учащегося.
4. В характеристике следует отражать ту учебно-воспитательную работу с учащимся, которую осуществлял практикант, а также результаты его усилий в этом направлении.
Характеристика должна быть написана за 3-4 дня до окончания практики, просмотрена и завизирована классным руководителем и сдана для проверки групповому преподавателю кафедры психологии.. Психолого-педагогическая характеристика пишется в отдельной тетради. Титульный лист оформляется следующим образом: “Психолого-педагогическая характеристика учащегося (указывается фамилия и имя, класс, школа)”. Ниже: “Характеристику составил студент (факультета, специальности, курса, группы, фамилия, имя, отчество)”.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА КЛАССА И НАПИСАНИЯ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
I. Общие данные о классе и уровне развития ученического коллектива.
Время сформированное™ данного класса и произошедшие в нем изменения в количестве учащихся. Соотношение юношей и девушек, их возрастной состав, состояние здоровья, физическое раз- ВЙ1ИС и работоспособность. Влияние этих факторов на организацию разнообразной деятельности учащихся, связанной с функционированием и развитием коллектива.
Состав учителей и его изменение со времени создания класса. Наиболее авторитетные и влиятельные из них и их конкретная роль в активизации различных сфер жизни класса и формирования коллектива.
Характер межличностных отношений и особенности совместных устремлений учащихся. Общая оценка уровня развития коллектива (высокий, средний или низкий) к моменту написания психоло- го-педагогической характеристики и аргументации этой оценки конкретными примерами и фактами.
II. Структура класса.
Наличие актива класса, его состав. Общая характеристика деятельности актива. Наиболее авторитетные, инициативные и влиятельные активисты и их роль в организации деятельности и сплочения учащихся, а также в формировании психологического микроклимата в классе.
Отношение учащихся к активу в целом и к отдельным активистам. Мотивация этих отношений.
Проблема “лидерства” в классе. Наличие так называемых неформальных лидеров и условия, способствующие их появлению. Определение и аргументация их положительного или негативного влияния на класс.
“Малые группы” в классе, состояние взаимоотношений между ними. Группы с положительной и отрицательной направленностью и их роль в формировании межличностных отношений учащихся в развитии коллектива класса.
Количество изолированных (“отверженных”) учащихся, их положение и самочувствие в классе. Отношение к ним со стороны учителей и одноклассников. Причины их изолированности. Предложения по преодолению этой изолированности.
III. Содержание и характер деятельности учащихся как средства воспитания и развития коллектива.
Учебная деятельность. Качественный уровень учебно-познавательной деятельности учащихся и его влияние на характер их успеваемости. Динамика качества знаний и интеллектуального развития учащихся по мере их перехода в последующие классы.
Роль учителей и классного руководителя, а также коллектива класса в организации и стимулировании учебной работы школьников.
Наиболее способные и развитые в интеллектуальном отношении учащиеся, их положение и роль в деятельности коллектива класса. Содержание и формы учебно-воспитательной работы, практикуемые в классе с этой группой учащихся, и их эффективность.
Наличие в классе менее успевающих учащихся, их положение в системе межличностных отношений и влияние на деятельность коллектива. Стимулирующие и выравнивающие занятия с этими учащимися.
Основные тенденции в динамике качества учебной работы и успеваемости учащихся, которые сказываются на деятельности и развитии коллектива. Если эти тенденции проявляются в снижении успеваемости учащихся, определить меры по совершенствованию учебно-воспитательной работы.
Внеурочная общественно полезная, трудовая, патриотическая, художественно-эстетическая, культурно-массовая и спортивно-оздоровительная деятельность учащихся. Содержание этих видов дея тельности и характер участия в них как класса в целом, так и отдельных школьников.
Использование различных форм и методов организации и стимулирования разнообразной внеурочной деятельности учащихся и удовлетворение их запросов.
Роль внеурочной деятельности в развитии творческих задатков, способностей и интересов учащихся и используемые в этих целях формы ее организации. Функционирование кружков и научных обществ в школе и участие учащихся класса в их работе.
Повышение роли разнообразной внеурочной деятельности учащихся в сплочении и развитии коллектива класса. Постановка близких, средних и более отдаленных целей и увлекательных перспектив в процессе организуемой деятельности. Обеспечение условий для переживания учащимися радости достигаемых успехов и стимулирование их к совместной работе, к формированию здорового психологического микроклимата и общественного мнения.
Создание и сохранение положительных традиций коллективной жизни в процессе организуемой внеурочной деятельности.
Укрепление межличностных отношений учащихся, преодоление конформизма (нивелировки личностных различий) и развитие индивидуального своеобразия каждого школьника в процессе совместной деятельности.
Общая оценка содержания и качества внеурочной деятельности учащихся и влияние этой деятельности на формирование коллектива класса и развитие отдельных учащихся.