Проектирование содержания профессионально-образовательного процесса
1.Источники формирования содержания профессионально-образовательного процесса.
2.Структура содержания профессионально-образовательного процесса.
3.Формы проектирования содержания профессионально-образовательного процесса.
1.Содержание образования – это категория, обозначающая конечный результат учебной деятельности. Отвечает на вопросы чему обучать и способствует реализации цели.
Содержание профессионально-образовательного процесса – это система профессиональных знаний, умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающемуся в ходе профессионального обучения.
Факторы, определяющие отбор содержания образования:
1)Потребности государства в определенном уровне обученности
2)Потребности общества в уровне подготовки специалиста
3)Компетентности, как готовность специалиста выполнить те или иные виды деятельности (личностный фактор)
4)Уровень развития науки и техники
Содержание образования формируется на основе государственного образовательного стандарта (ГОС).
Стандарт – это модель, образец.
ГОС – это система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и возможности личности по достижению этого идеала. Это комплекс нормативных документов.
ГОС структурно состоит из трех элементов:
1)Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (основные дидактические единицы).
2)Максимальная нагрузка обучающихся
3)Требования к уровню подготовки выпускников
В ГОС «первого поколения» требования к уровню подготовки сформированы в модальности знать-понимать-уметь.
В ГОС «второго поколения» требования описаны как компетентности (общекультурные, профессиональные).
Посредством ГОС обеспечивается стабильность требуемого уровня профессионального образования.
В ГОС содержание обучения дается в виде перечня учебных дисциплин и дидактических единиц.
В ГОСе выделяется федеральный компонент, его составляют дисциплины, обязательные для изучения по данному направлению на всей территории Российской Федерации.
Региональный компонент – дисциплины, отражающие специфику учебного заведения, региона.
Соотношение теоритической и практической подготовки:
*для НПО 70% практики/ 30% теории
*для СПО 60% практики/ 40% теории
*для ВПО 40% практика/ 60% теория
Соотношение между общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовкой:
· НПО общенаучные отсутствуют, дисциплины специальной подготовки больше, присутствуют дисциплины общеобразовательной подготовки
· СПО в среднем профессионально образованные студенты получают общенаучные знания/ основы наук, имеющих прикладное значение к специальным дисциплинам.
· ВПО общенаучная подготовка включает в себя философские, экономические, социальные и др., а так же научно исследовательскую работу (НИР), объем которой зависит от особенностей.
2.Содержание профессионального образования включает в себя общенаучную и профессиональную(ведущая) подготовку.
Общенаучная включает в себя дисциплины, содержащие общенаучные основы производства, техники и технологии, социальные основы труда, экологию производства: эти дисциплины подразумевают межотраслевое назначение.
Профессиональный блок включает в себя теоретический и практический учебный материал, являющийся интеграционной основой для группы родственных профессий.
Специальный блок – это учебный материал, необходимый для освоения специальности, с выходом на требуемый заказчиком, уровнем квалификации. Может включать в себя блоки перепрофилирования; учебный материал, позволяющий на основе имеющейся профессии переход в другую сферу производства.
Профессиональные дисциплины могут быть объединены в бизнес блоки(обеспечивают благоприятные условия для вхождения на рынок); блоки опережающей профессиональной подготовки включают в себя учебный материал по изучению новейших достижений ( для подготовки профессионально мобильных рабочих и специалистов, способных в кратчайшие сроки освоить работу в новейшей технико-технологической среде).
Содержание профессионально-образовательного процесса проектируется в виде государственных нормативных документов.
Модель учебного плана – это документ, отражающий основные инвариантные структурные компоненты содержания профессионального образования.
Модель содержит информацию о квалификации , циклах, курсах, предметах, составляющих неизменную часть обучения, указывается ориентировочное количество часов, формы контроля, практики, каникулы.
На основании модели учебного плана, каждое образовательное учреждение формирует свой учебный(рабочий) план, который учитывает специфику учебного заведения.
Учебные программы по предметам – это нормативный документ, отражающий специфику конкретной учебной дисциплины, ее цели и содержание.
Учебные программы могут быть разных видов:
*типовые (носят обобщенный рекомендательный характер)
*рабочая программа (адаптирует типовые программы с учетом особенностей учебного заведения, контингента, социального окружения).
Независимо от вида программы она имеет свою структуру:
1) Пояснительная записка - цель, задачи, результаты(формируемые компетентности)
2) Основное содержание – темы в их последовательности изучения с указанием количества часов
3) Учебно-методическое обеспечение – перечень основной и дополнительной литературы, материально-техническое оснащение(МТО)
Формы организации профессионально-образовательного процесса
Формы обучения отвечают за порядок и режим обучения , отвечают на вопросы - где и когда будет проходить обучение и сколько участников будет в процессе обучения( урочные и внеурочные формы организации профессионального образовательного процесса).
Для НПО и СПО:
*урок теоретического обучения
*урок производственного обучения
Для ВПО : лекции и практические занятия.
К внеурочным относятся консультации, контрольные работы, самостоятельные работы, экскурсии, курсовые, дипломные проекты.
Лекция – устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса.
Лекция № 5