Методологические основы
1.широкое распространение в педагогической практике получили бихевиаристические теории. Процесс обучения с этой точки зрения – это искуство управления стимулами с целью вызова или предотвращения определенных реакций. А процесс учения – совокупность реакции на стимульные ситуации. Развитие сознания отождествляется с формированием реакции обучающихся.
2.прагматисты – сводят обучение лишь к расширению личного опыта ученика для того, чтобы он мог как можно лучше приспособиться к существующему общественному строю. Основоположник Дж.Догой.
3.материалистическая теория познания. Познание начинается с ощущений, с чувственного ознакомления с материалом (Ф.Бэкон) – всякое познание должно начинаться с чувственного восприятия и завершаться рациональным обобщением.
Методы обучения
Метод обучения – это способ взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Существует множество классификаций методов обучен. Наиболее практичной является классификация Данишова с Египовой:
1)методы приобретения новых знаний
2)методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике
3)методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Формы обучения
В настоящее время в школе применяются следующие формы организации учебной работы: урок, экскурсия, занятия в учебных мастерских, факультативные занятия, домашняя учебная работа, формы внекласной работы (предметные крутки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы)
12. Сущность процесса воспитания.
Рассмотрим различные подходы к определению понятия воспитания.
Воспитание как общественное явление - процесс передачи общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и к труду, осуществляемый обществом в целом и во всех сферах общественной жизни и деятельности.
Воспитание как педагогическое явление - целенаправленное и планомерное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное взаимодействие с ним и воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития, самостоятельности и формирования личности.
Воспитание в широком социальном смысле - совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей.
Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.
Этот подход к трактовке развития личности получил название деятельностно-личностной концепции воспитания. Сущность этой концепции состоит в том, что, только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность в этой деятельности, можно осуществлять его воспитание.
Задачи воспитания
1. Целостное формирование личности с учетом цели всестороннего гармонического развития личности.
2. Формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности.
3. Приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства.
4. Воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности.
5. Развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований.
6. Организация познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание.
7. Организация личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности.
8. Развитие важнейшей социальной функции личности - общения.
Воспитательное воздействие направлено на конкретную личность или определенную группу людей. Воспитание осуществляется через: специальные учебно-воспитательные учреждения; организации и объединения (семья, различные типы школ, учреждения социальной защиты, поддержки и коррекции); учреждения дополнительного образования; детские и юношеские объединения и объединения по месту жительства.
Последовательность педагогических действий:
- ознакомление с общими нормами и требованиями;
- формирование отношений;
- формирование взглядов и убеждений;
- формирование общей направленности личности.
Составные части воспитания: умственное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, экологическое, идеологическое, экономическое и др.
При организации процесса воспитания можно рассматривать систему следующих отраслей. Педагогика - сущность, закономерности, тенденции, перспективы воспитания; теория и методика процесса воспитания: принципы, содержание, формы, методы средства организации, управления и осуществления; деятельность институтов воспитания. Психология - индивидуальные, возрастные, групповые особенности и закономерности развития и поведения людей, психические процессы и свойства. Медицина и физиология - гигиенические факторы развития, особенности физиологического развития, влияющие на процесс воспитания, порождаемые им. Философия - познавательное, ценностное, социально-нравственное и эстетическое отношение человека к миру; онтологические и гносеологические основы воспитания. Биология и генетика - естественные (природные) основы и условия развития, отражающиеся на процессе и результатах воспитания. Социология - социальные условия, факторы и институты развития человека, их соотношение, характер и степень влияния, социальный заказ системе воспитания. Экономика и право - воспитание и экономическое развитие, экономическая база воспитания; нормативно-правовое обеспечение социализации личности, правовое воспитание. Этнография - отношение к человеку и воспитанию, закономерности и специфика воспитания у разных народов, элементы народной и семейной педагогики.
Общие закономерности и принципы процесса воспитания.
Закономерности воспитания - устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.
Проблема закономерностей и принципов воспитания - одна из ключевых проблем педагогики. Выявить закономерные, повторяющиеся связи в процессе воспитания, значит обеспечить возможность достижения желаемого результата в педагогической деятельности.
Общие закономерности воспитания.
1. Необходимость одновременной и взаимосвязанной, т. е. комплексной, организации различных видов деятельности как предпосылки всестороннего развития личности. (Воспитание развивающейся личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Существуют различные виды деятельности: игровая, учебно-познавательная, общественно-политическая, художественно-эстетическая и др.).
2. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. (С психологической точки зрения первопричиной активности человека являются те внутренние противоречия между тем, какой он есть и каким он должен быть, которые он переживает в различных жизненных обстоятельствах и которые побуждают его к деятельности и к работе над собой).
3. В процессе воспитания необходимо проявлять высокий гуманизм и уважение к личности воспитанника в сочетании с высокой требовательностью.
4. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективу их роста, помогать им добиваться радости успехов.
5. В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся.
6. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.
7. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, школы, семьи и общественности.
С учетом этих закономерностей должна осуществляться как учебная работа в школе, так и воспитание у учащихся личностных качеств.
В тесной взаимосвязи с закономерностями воспитания находятся принципы воспитательного процесса.
Принципы воспитательного процесса - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.
Рассмотрим закономерности и связанные с ними принципы воспитания.
1. Цели, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества, интересами государства, социокультурными и этническими нормами и традициями.
Принцип общественной направленности воспитания
Принцип субъектности (развитие способности ребенка осознавать свое «я»)
2. Результаты воспитания обусловлены согласованностью педагогических воздействий, влиянием объективных и субъективных факторов.
Принцип единства воспитательных воздействий семьи, школы, коллектива, общественных организаций
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических воздействий
3. Позитивная реакция личности на педагогические воздействия обусловлена учетом ее потребностей, интересов и возможностей, уважительным и требовательным отношением, опорой на положительное, созданием оптимистических перспектив личностного развития.
Принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании Принцип гуманистической направленности воспитания Принцип опоры на положительное в человеке
4. Эффективность воспитания детерминирована степенью собственной активности личности, в которую она включена, мотивами участия в деятельности, характером педагогического руководства деятельностью детей.
Принцип деятельностного подхода в воспитании Принцип стимулирования активности личности
Принцип сочетания педагогического руководства деятельностью с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников
Принцип вариативности деятельности, соответствия ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности
5. Эффективность воспитания в подростковом и юношеском возрасте обусловлена способностью воспитателей понять стремление растущего человека к самостоятельности и независимости и отказаться от прямых императивных способов педагогического воздействия.
Принцип сотрудничества в воспитательных взаимодействиях («скрытый» характер воспитательных воздействий)
Принцип активизации нравственно-волевых сил подростков с возбуждением непосредственного интереса к делу
6. Эффективность воспитания обусловлена признанием личности как целостности и соответствующей организацией системы воспитательных воздействий и взаимодействий.
Принцип целостного подхода в воспитании Принцип единства воспитания и обучения
Принцип ориентированности педагогической деятельности и взаимодействий на формирование в единстве сознания и опыта деятельности Принцип эстетизации детской жизни
Требования, предъявляемые к принципам воспитания Обязательность - принципы воспитания - это не совет, не рекомендация: они требуют обязательного и полного воплощения в практику.
Комплексность - принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса.
Равнозначность - среди принципов нет главных и второстепенных, тех, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.
Движущие силы процесса воспитания.
Воспитание как общественное явление представляет собой органическую часть всей общественной жизни. Поэтому его противоречия являются отражением более общих противоречий общественной жизни. Вместе с тем воспитание обладает собственными специфическими, присущими только ему противоречиями.
Как любой процесс, воспитание развивается в результате действия совокупности внешних и внутренних, объективных и субъективных противоречий.
Объективные внешние противоречия, обусловленные социальными процессами и явлениями:
- противоречия, порожденные глобальными политическими, экономическими, экологическими, демографическими, информационными процессами и катаклизмами, происходящими в мире и стране;
- противоречия между универсальными ожиданиями общества в отношении подрастающего поколения и собственными, субъективными потребностями детей и молодежи, отражающими социокультурную, возрастную и индивидуальную ситуацию развития;
- противоречия «отцов и детей», которые традиционно обнаруживаются в различном опыте поколений, а отсюда и в разнице мировоззренческих позиций, нравственно-эстетических ценностей; эти противоречия существовали всегда, но в настоящее время они резко актуализировались в связи с радикальной ломкой социально-экономических отношений, идеологии, морали, а также в результате пропаганды нравственных идеалов, образцов жизни, моделей поведения, чуждых значительной части представителей старшего поколения, и, наоборот, охотно воспринимаемых молодыми;
- противоречия «отцов и детей», отражающие новый уклад семейной жизни и родственных отношений: ограниченность межпоколенного общения и взаимодействия; усиливающееся стремление молодежи к материальной и духовной независимости, относительная социально-эмоциональная закрытость; утрата взрослыми роли основного источника и интерпретатора информации;
- противоречия между возрастающими требованиями к образованию, обусловленными темпами и перспективами социально-экономического развития, с одной стороны, а с другой - дефицитом средств, направляемых обществом на развитие системы образования и воспитания, определенной инертностью педагогической науки и образовательной практики.
Объективные внутренние противоречия, отражающие диалектику самого педагогического процесса:
- противоречие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни (недостаток опыта, знаний, умений и навыков для реального участия в жизненном процессе);
- противоречие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса;
- противоречия между внешними требованиями (внешним влиянием) и внутренними стремлениями и возможностями детей; («Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим...» Л. Н. Толстой «Воспитание и образование»).
- противоречия, отражающие разницу в целях и мотивах деятельности: деятельность заданная, инициированная педагогом, не всегда отвечает ожиданиям растущего человека;
- противоречия, порожденные несоответствием реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляют общество, школа, родители;
- противоречия, обусловленные тем, что потребности и цели школьников только частично совпадают с ожиданиями и целями педагогов;
- противоречие между социальными задачами, которые необходимо решить и возможностями их решения.
Субъективные противоречия, порожденные несовершенством самого процесса воспитания, сложившейся системой воспитательных и межличностных отношений:
- противоречие между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, многопредметностью и многоцелевым характером учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования;
- противоречие между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения;
- противоречие между бурным ростом знаний и ограниченностью возможностей педагогов и образовательных учреждений в их переработке и передаче;
- противоречие между формальным признанием определяющего значения деятельности в развитии личности и фактическим преимущественно словесным характером воспитания;
- несоответствие воспитательного влияния школы и семьи;
- целенаправленное влияние воспитателей и стихийное влияние «улицы».
Методы и средства воспитания.
Методы воспитания - это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Методы воспитания - способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.
13. Самообразование в развитии личности.
Под самообразованием следует понимать специально организованную, систематическую познавательную деятельность, которая:
- осуществляется добровольно и сознательно;
- планируется, управляется и контролируется самим человеком;
- направлена на достижение личностных и общественно значимых образовательных целей, а именно - удовлетворение познавательных интересов, профессиональных запросов.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «Самообразование это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, культуры. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Т.о., самообразование – это многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, которая включает в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое, методическое самообразование.
Необходимость самообразования педагога диктуется, с одной стороны, самой спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Современная образовательная ситуация объективно требует от учителя осознания необходимости собственного профессионального и личностного развития. В связи с ростом интеллектуального потенциала общества, расширением сферы педагогического воздействия, к педагогу предъявляются требования интеллектуального самообогащения, самообразования, чтобы соответствовать требованиям времени. Личностная и профессиональная культура педагога должна развиваться опережающими темпами по сравнению с уровнем социального окружения. Без высокой духовности, гуманности специалист не может быть педагогом.
Т.е. смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
На современном этапе развитие образовательного учреждения, качество обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки учителя. Уровень подготовки должен постоянно совершенствоваться. Вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога неосуществима.
В системе подготовки учителя важное значение приобретает изменение его индивидуального стиля работы, который происходит в процессе формирования опыта творческой деятельности и зависит от условий постоянно меняющейся образовательной среды.
Индивидуальный стиль работы предполагает развитие авторского мышления учителя, проявляется в овладении творческими умениями анализировать условия образовательной среды, предвидеть последствия изменения образовательной среды, оценивать собственные интеллектуальные ресурсы, прогнозировать результаты своей деятельности, выявлять потребности общества в данный период и в перспективе проектировать гибкую модель собственного образовательного маршрута в соответствии с перспективными потребностями общества.
Научить творчеству нельзя, но побудить педагогов сделать несколько шагов в своем профессиональном развитии можно. Необходимо создать такие условия, которые помогут «включиться в процесс», а для некоторых это станет образом жизни.
Определим составляющие этой потребности, т.е. мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
1 мотив – необходимость ежедневного поиска и анализа новой информации;
Готовясь к уроку, родительскому собранию, классному часу, олимпиаде у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
2 мотив – желание творчества;
Учитель — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же плану или сценарию. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
3 мотив – соответствие современным требованиям;
В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
4 мотив – конкуренция;
Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к «лучшему» учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
5 мотив – общественное мнение;
Каждому из нас не безразлично, каким его считают «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учителем!
6 мотив – материальное стимулирование.
Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
7 мотив - интерес к делу.
Работу надо любить.
Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:
1 форма - специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
Главные достоинства такой формы самообразования:
- возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
Недостатки:
- нехватка у педагогов свободного времени;
- обучение платное.
2 форма - повышение квалификации:
- в рамках курсовой подготовки в институтах повышения квалификации
Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
Недостатки:
- эпизодичность прохождения курсов;
- время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всего учебного заведения;
- с использованием дистанционных технологий (дистационные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, конкурсы)
Главные достоинства такой формы самообразования:
- возможность пройти их в удобное для педагогов время;
- возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
Недостатки:
- чаще дистанционные курсы проводятся на платной основе;
- документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.
3 форма - групповая самообразовательная работа:
- работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)
- проведение лекций, семинаров, педагогических чтений
4 форма - индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
- средств массовой информации,
- вычислительной и оргтехники,
- библиотек (изучение научно-методической и учебной литературы),
- проведение научно-исследовательской работы по определенной теме
- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности в виде теоретической разработки и практической апробации разных форм уроков, учебных материалов,
- посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения,
- формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах)
5 форма - Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.
Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Сетевое сообщество открывает следующие возможности:
- использование бесплатных и свободных электронных ресурсов;
- самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
- освоение информационных концепций, знаний и навыков;
- наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
- обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;
- методическая помощь является персональной и адресной;
- получить консультацию можно в удобное для педагога время.
14. Самовоспитание в развитии личности.
С развитием теории управления в педагогическую теорию вошли ее основные понятия: субъект и объект управления. В авторитарных педагогических системах свойством субъектности однозначно наделялся педагог, а воспитаннику отводилась роль (позиция) объекта, т.е. испытывающего педагогические влияния и пассивно перестраивающего свою деятельность в соответствии с требованиями извне. В традициях гуманистической педагогики, как уже отмечалось, в педагогическом процессе функционируют равнозаинтересованные субъекты — педагоги и воспитанники.
Субъект — это личность, для деятельности которой характерны четыре качественные характеристики: самостоятельная, предметная, совместная и творческая. А.Н.Леонтьев отмечал, что формирование личности представляет собой процесс, состоящий из непрерывно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Если на первых порах формирование личности обусловлено ее связями с окружающей действительностью, широтой ее практической деятельности, ее знаниями и усвоенными нормами поведения, то дальнейшее развитие личности определяется тем, что она становится не только объектом, но и субъектом воспитания.
Решая ту или иную педагогическую задачу, воспитатель побуждает воспитанников к определенной деятельности или предотвращает нежелательные действия. Для того чтобы воспитанники начали проявлять соответствующую активность, это влияние (внешний стимул) должно быть ими осознано, превратиться во внутренний побудитель, в мотив деятельности (убеждение, желание, осознание необходимости, интерес и др.). В процессе воспитания большое место занимает внутренняя переработка личностью внешних воздействий. Опосредование внешних воздействий через внутренние условия (С.Л.Рубинштейн) происходит в процессе непосредственных или опосредованных взаимоотношений с различными людьми в системе общественных отношений.
Человек с момента рождения становится социальным существом. Формирование его характера, поведения, личности в целом определяется всей совокупностью социальных факторов (отношением окружающих людей, их примером, их идеологией, опытом собственной деятельности) и закономерностями физического развития. Именно поэтому важно знать совокупное действие всех факторов, определяющих развитие личности на разных возрастных этапах. Не менее важно проникнуть в глубинные механизмы этого процесса и понять, каким образом производственный, моральный и научный опыт, накопленный в обществе, становится достоянием отдельного человека и определяет его развитие как личности. Здесь речь должна идти о специально организованной встречной активности личности, получившей название самовоспитания.
При воспитании младенца и дошкольника едва ли возникает вопрос о самовоспитании, хотя дошкольник сам задумывает свою игру и сам играет, отражая в ней свое понимание воспринятой им действительности.
В младшем школьном возрасте происходят значительные сдвиги в деятельности ребенка в сторону внутренней мотивации. Она является основой для перестройки деятельности на основе постановки им задач преодоления своих слабостей и формирования у себя лучших человеческих качеств.
Работа над собой — самовоспитание — начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка ребенком определенной цели поведения или своей деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности на завтрашний день. Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями как объективного, так и субъективного характера.
Таким образом, на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем.
Итак, самовоспитание — систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание — составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.
Формы и методы самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и др. А искусство воспитания в связи с проблемой самовоспитания состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у ребенка стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом, как достичь поставленных целей. Опорой взрослых в этом деле является сам ребенок, который всегда и везде хочет быть сильным и хорошим, быть лучше.
15. Семья, ее роль в развитии, воспитании личности.
Семья для ребенка - это первоначальный и наиболее активный источник формирования личности. Она сохраняет принятые в ней взгляды, традиции, установки, образцы поведения.
Семейное воспитание - это процесс сознательного формирования родителями духовных и физических качеств детей в соответствии с требованиями общества.
Семья играет большую роль в воспитании ребёнка. Правильное воспитание должно формировать ответственную, самостоятельную, заинтересованную личность со сложившимися ценностями-целями, жизненными планами, здоровыми способами получения удовольствия, собственным опытом побед и уважением к себе. Родители должны поддерживать доверительные отношения с ребёнком, но в то же время постоянно контролировать его поведение, избегая при этом чрезмерной опеки.
С одной стороны, семья - это большое счастье, благоприятный фактор для духовного роста человека, но это также может быть одним из факторов подавления взрослеющей личности. Многие родители воспринимают ребёнка только как субъекта, обязанного реализовать мечты, которые они сами не смогли исполнить в своей жизни. Непроизвольно ребёнок становится частью (продолжением) своих родителей. Которые родители, якобы из лучших побуждений, хотят, чтобы наследники выполняли их собственные нереализованные планы, проекты. Если мать или отец - личность нарциссическая, то у них возникает чувство, что дети - это часть их собственного «Я», и тем самым, они ограничивают ребёнка в его независимости.
Виды семей
- Благоприятные
- Менее благоприятные
- Неблагоприятные
- Нейтральные семьи
Учитель часто сталкивается с результатами различных нарушений воспитательного процесса в семье.
Семья - это возникшая на основе брачного союза, начальная организация членов общества, связанная между собой родственными и экономическими отношениями, совместно проживающих и несущих друг за друга моральную ответственность.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Безусловная любовь.
Обусловленная любовь.
Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.) И именно от того, какой тип отношений сложился в семье, зависит и вероятность возникновения проблемного поведения у ребенка.
Психологами выделяются четыре основных стиля родительского поведения. Они характеризуются разной степенью принятия ребенка и уровнем контроля.
Безразличный тип семейного воспитания характеризуется низким уровнем контроля и холодными отношениями.
Либеральный тип. Уровень контроля также низкий, но отношения теплые.
Авторитарный тип воспитания - это высокий уровень контроля и холодные отношения.
Авторитетное воспитание означает теплые отношения и высокий уровень контроля.
Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт социального обучения имеют решающее значение в формировании нравственных, моральных качеств в воспитании человека.
В семье заключается основное физическое развитие человека, его здоровье. Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения. Умственное воспитание ребёнка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают родители, атмосфера, интеллект жизни семьи, целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов. Под воздействием родителей у ребёнка формируется эстетический вкус в семье, формируются основы гармоничного развития.