Сохранение физического здоровья младших школьников через
Использование воспитательного потенциала досуговой деятельности
Семьи
Семейный досуг имеет большой потенциал в сохранении физического здоровья младших школьников. В частности это касается активного досуга. Если дать самую общую характеристику изменений, происходивших в организации активного досуга в течение последних двух десятилетий, то к ним можно отнести [10, 17]:
- возникновение в 90-е гг. ситуации кризиса в деятельности различных типов учреждений, прежде активно занимавшихся досугом различных групп населения, в частности клубов, парков и т.п.;
- возрастание роли платных мероприятий и уменьшение количества бесплатных, т.е. ограничение доступности многих площадок, залов, центров и пр.;
- усиление региональных различий в интенсивности, масштабности и многообразности охвата населения;
- возникновение множества новых, не имевших до этого отечественных традиций, форм проведения активного досуга;
Сфера досуга в России в течение последних 10-15 лет все более становится областью, в которой явственно обозначаются процессы социальной дифференциации и нередко даже поляризации с точки зрения интересов, возможностей, приоритетов и т.п. Дифференциация отчетливо обнаруживается при сопоставлении количества свободного времени, которым в новых условиях располагают представители разных социально-экономических групп; экономических возможностей для использования имеющихся сегодня предложений в активно-досуговой области; предпочтений с точки зрения форм проведения свободного времени.
Несомненно, что особый интерес для нашего анализа представляет досуг современных российских школьников, которые в наибольшей мере находятся под воздействием новых процессов в обществе. Если выделить отличительные черты досуга современных школьников, то следует назвать по меньшей мере такие, как:
- более разнообразные досуговые практики, чем у старших поколений;
- более высокая восприимчивость к новым, нетрадиционным формам досуга;
- включенность в межкультурные взаимодействия в области досуговых практик.
Одной из наиболее авторитетных исследовательских организаций - Всероссийским фондом «Общественное мнение» в 2005 г. был проведен опрос, который коснулся и позиций, связанных с проблемами досуга. По его результатам можно составить некоторое представление о предпочтениях современных российских тинэйджеров в области досуговых занятий (% от числа опрошенных, можно было дать 3 ответа) (см. таблицу 1) [9, 56].
Очевиден безусловный приоритет таких видов занятий, как общение с друзьями, просмотр ТВ-передач и видеофильмов, а также прослушивание музыки. Показатели интереса к «компьютерному досугу» относительно невысокие в сравнении с другими индустриально развитыми странами, отражают ситуацию в целом по России, где компьютеризация еще не столь велика в повседневном срезе (в крупных городах показатели существенно выше).
Таблица 1
Предпочтения современных российских тинэйджеров в области
Досуговых занятий
Занятие | Возраст, лет | |
11-13 | 14-17 | |
Коллекционировать | ||
Учиться | ||
Рисовать | ||
Играть на муз. инструменте | ||
Заниматься с компьютером | ||
Заниматься спортом | ||
Читать | ||
Встречаться и гулять с друзьями | ||
Смотреть телевизор, видео | ||
Слушать музыкальные записи | ||
Другое |
Обращает на себя внимание, что лишь чуть больше трети молодых людей относят к любимым ими занятиям спортивный досуг, при этом отмечается некоторое снижение этого интереса в более старшей возрастной группе - а ведь именно в этот возрастной период выбор форм досуга все меньше становится зависимым от родителей и все более определяется самим подростком.
Несомненно, что важнейшим фактором, влияющим на содержание, формы проведения, возможности выбора в области детского досуга, является существование системы организации этой деятельности со стороны государства, общественных организаций, органов самоуправления. Сложившейся в советское время системы такой организации, достаточно четкой, хотя и нередко излишне регламентированной и, как известно, идеологизированной, сегодня практически не существует. Обсуждение этих вопросов становится все более активным в обществе, тем более что и само население весьма остро ощущает проблемы в этой сфере. В частности, на вопрос: «Как Вы думаете, сегодня в России делается достаточно или недостаточно для организации свободного времени детей?» ответы 1500 взрослых респондентов в рамках уже упомянутого исследования (по репрезентативной выборке) неутешительны [9, 57].
Характерной особенностью досугового поведения населения в области активных форм традиционно (это отмечается по результатам исследований на протяжении многих десятилетий) являются «ножницы» между вербальными установками респондентов социологических опросов на занятия спортом и реальной их включенностью в эту практику: почти единодушно отмечая значимость и необходимость такого рода занятий для сохранения здоровья, для интересного проведения досуга и т.п., лишь до 6-9% опрошенных в разных исследованиях подтверждают эту ориентацию на поведенческом уровне. В среднем пассивное «потребление» спорта (соревнований, зрелищ, главным образом в телевизионном варианте), характерно для 75-81% участников социологических опросов.
Важной и достаточно негативной характеристикой в рассматриваемой области стал процесс коммерциализации сферы досугово-рекреативных практик, серьезное уменьшение бесплатных или дешевых услуг при постоянном и существенном росте стоимости пользования спортсооружениями, инвентарем, услугами тренеров и инструкторов и пр. Все это в совокупности с возрастанием мотивации на индивидуальные формы досугового времяпрепровождения, ростом числа проблем «выживания» в переходный период 80-90-х гг. повлияло на отход определенной части населения (прежде всего средне- и малообеспеченных слоев) от организованных, институционализированных форм занятий физической культурой и спортом в досуговом пространстве [10, 19].
Таким образом, можно сделать вывод о наличии весьма противоречивых и разнохарактерных тенденций в развитии сферы досуга в целом, массовой физической культуры в частности. Эти тенденции необходимо подвергать постоянному мониторингу, с одной стороны, чтобы учитывать их при разработке реалистичной, продуманной молодежной политики, различного рода программ федерального, регионального, локального уровней. С другой стороны, на эти тенденции необходимо активно влиять, корректируя и направляя их, что требует в том числе и более гибкой, лабильной системы подготовки специалистов для сферы активного досуга, рекреации, массовой физической культуры.
И большим потенциалом в этой сфере обладает семья. Сколько радости таит в себе туристский поход всей семьей! Совсем близкий — за грибами, ягодами. Или подальше — с ночевкой в лесу, на берегу реки. Пешком, на лодке, на велосипеде, автомобиле, наконец.
Туризм обладает притягательной силой. Люди, бывавшие в походах, убеждены в пользе туризма. Туристический отдых удивительно освежает человеческие отношения. Неоспорим факт, что туристические семьи крепче обычных. Собственно, удивляться тут нечему. Ведь что необходимо для сплочения семьи? Не только любовь, но и атмосфера товарищества, заботы, общие интересы…то есть, как раз то, к чему приучают походы, туризм [16, 19].
В семейном походе малыш учится принимать решения и отвечать за свои поступки. Он видит своими глазами, насколько человек зависит от природы, но, вместе с тем и природа зависит от человека. Ребенок приобретает полезные навыки, учится любить и ценить окружающую природу, сосуществовать с ней. В походах школьники приобретают первоначальные навыки в природной сфере (умение ориентироваться на местности, разбить лагерь, разжечь и затушить костер, приготовить еду, оказать первую помощь пострадавшему и др.) [5, 70]. У детей воспитывается самостоятельность, организованность, развивается воля. Опыт показывает: дети, прошедшие физическую и психологическую подготовку к возможным экстремальным ситуациям паникуют в них меньше [20, 25].
Туризм — прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта, но зато здоровью туриста могут позавидовать многие. Ему не страшно промочить ноги, он не боится простудиться на ветру, промокнуть под дождем. Туризм закаляет так, как ни один другой вид спорта [8, 111].
Как известно, полноценный отдых крайне важен для здоровья человека. Не важно, куда отправляется турист: на побережье экзотических стран, на экскурсию по красивым городам или в простой туристический поход, польза от любого вида туризма будет ощутима. Например, у активного туризма есть свои плюсы, которые кроются в длительных физических нагрузках. Так ходьба или восхождение в горы, передвижение на велосипедах или лыжах, гребля и переноска грузов развивают у человека двигательные навыки. А само пребывание на открытом воздухе способствует закаливанию организма [4, 44].
Благотворное воздействие на нервную систему оказывают походные условия, смена впечатлений, сон под открытым небом, неожиданности и приключения, которыми всегда богаты путешествия. Сама по себе живописная местность, непривычная нашему взгляду заряжает человека положительной энергией на очень долгое время [19, 81].
В походных условиях, как показывает опыт семейных туристских походов, ребята становятся терпеливее, активнее, внимательнее друг к другу, бережнее относятся к природе. Появляется возможность принятия самостоятельных решений, что дает ощущение реальной ответственности за дело, за себя, за свою семью. Туризм повышает веру ребенка в себя, в собственные силы и возможности [3, 108]. Семейный туризм в настоящее время становится возможностью решения семейных проблем, коррекции детско-родительских отношений, освоением здоровьесохраняющих технологий, становления семейных ценностей.