Принцип культуросообразности
- общечеловеческие ценности культуры
- приобщение человека к различным пластам культуры его собственного этноса и мира в целом
- выработка разнообразных способов адаптации к изменениям
Проблемой реализации этого принципа является несовпадение, а иногда и существенное расхождение общечеловеческих ценностей культуры и ценностей конкретных этносов. Поэтому условием эффективности воспитания по принципу культуросообразности является нахождение балансаценностей различных культур и субкультур.
Принцип незавершимости
Принцип незавершимости воспитания вытекает из мобильного характера социализации, которая свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе. Соответственно, воспитание необходимо строить так, чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, а также реализовать свои возможности.
Понятие о методах воспитания. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Методы стимулирования деятельности и поведения. Педагогические требования к применению.
Методы воспитания ‒ совокупность неких общих способов осуществления воспитательных взаимоотношений, способов реализации воспитательных задач.
1) Методы формирования сознания личности:
- рассказ на этическую тему
- разъяснение
- внушение
- увещевание (наставление)
- этическая беседа
- диспут
- пример
Методы этой группы очень важны и для успешного формирования чувств, эмоционального переживания, требуемого поведения. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная школьниками идея облекается вяркие, волнующие образы.
2) Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения:
- поручение
- упражнение
- создание воспитывающих ситуаций
Воспитанники должны понимать сущность и значение вырабатываемого качества или привычки; необходимая норма должна выражаться предельно кратко и доступно. Воспитанникам необходимо объяснять общественную значимость и ценность поручаемого задания; учитывать склонности, интересы и возможности воспитанника.
Воспитывающие ситуации ‒ это ситуации, в процессе которых воспитанник ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему, реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки.
Методы стимулирования деятельности и поведения
- требование (прямое и косвенное)
- соревнование
- поощрение
- наказание
- метод естественных последствий
Педагогические требования к применению мер наказания:
- нельзя наказывать за неумышленные поступки
- наказывать без достаточных оснований
- сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания
- необходимо строго соблюдать педагогический такт
- опираться на понимание и поддержку общественного мнения
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников
Признаки и структура коллектива. Функции и законы жизни детского коллектива. Педагогическое руководство самоуправлением в коллективе школьников. Этапы формирования детского коллектива (по А.С. Макаренко).
Коллектив ‒группа людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели, концепции.
Детский коллектив ‒это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.
Признаки детского коллектива:
1) наличие общественно значимых целей
2) систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность
3) соответствующая организация совместной деятельности
4) систематическая практическая связь детского коллектива с обществом
5) наличие положительных традиций
6) атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности
7) критика, самокритика и дисциплина
Структура детского коллектива:
- формальное лидерство
- роли
- нормы
- статус
- состав
Функции детского коллектива:
- организационная
- воспитательная
- стимулирующая
Педагогическое руководство самоуправлением в коллективе школьников:
Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса:
1) сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках
2) организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив
В практике педагогического управления коллективом школьников необходимо соблюдать следующие важные правила:
- разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность
- не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними
- строго дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией школьников
- добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставили сами учащиеся
Этапы формирования детского коллектива:
1) первая стадия ‒становление коллектива
Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.
2) вторая стадия‒усиление влияние актива
Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции.