Теоретические занятия (лекции)

Рабочая программа дисциплины

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Направление подготовки

Образование и педагогические науки

Профиль научной специальности –

Теория и методика профессионального образования

Программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

Форма обучения

очная

Факультет/Институт Институт профессиональной педагогики

(название факультета/института)

Кафедра - разработчик теории и методики профессионального образования

(название кафедры)

Калининград – 2015

Цели и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Педагогика высшей школы» является:

- формирование готовности аспирантов к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования;

- формирование у аспирантов системы проектировочных, оценочных умений и навыков;

- создание условий для овладения приемами моделирования современного учебного занятия;

- формирование коммуникативных педагогических умений аспирантов;

- решение задач собственного профессионального и личностного развития.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Педагогика высшей школы» является дисциплиной вариативной части Блока 1 (Б1.В.ОД.2) основной образовательной программы направления подготовки 44.06.01 – Образование и педагогические науки, направленной на подготовку кандидатов наук по отраслям. Дисциплина направлена на подготовку аспирантов к преподавательской и исследовательской работе. Изучается на 2 курсе.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5Способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности

УК-6 Способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития

ОПК-4 Готовностью организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук

ОПК-6 Способностью обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося

ОПК-8 Готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования

ПК-2 Готовность использовать современные средства мониторинга качества профессионального образования и оценки качества образовательного процесса

В результате изучения дисциплины аспирант должен:

знать:

• структуру и особенности учебного процесса в высшей школе;

• технологии и методы обучения в современной высшей школе;

• особенности обучения, развития и воспитания личности в высшей школе, психологические особенности юношеского возраста, особенности влияния на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий;

• требования к преподавателю высшей школы;

• структуру профессиональной деятельности преподавателя. Профессиональные и личностные качества преподавателя.

уметь:

• использовать традиционные и инновационные технологии и методы обучения в высшей школе;

• использовать знания об индивидуально-психологических особенностях студентов для повышения эффективности образовательного процесса в высшей школе;

• создавать творческую атмосферу образовательного процесса, владеть студенческой аудиторией;

• создать условия для организации интерактивного взаимодействия студентов для решения образовательных задач;

• гармонизировать межличностные отношения в студенческой группе.

владеть:

• методами организации самостоятельной работы студентов;

• навыками самостоятельной методической разработки профессионально-ориентированного материала;

• основами учебно-методической работы в профессиональной школе, методами и приёмами составления задач, упражнений, тестов по разным темам, систематикой учебных и воспитательных задач;

• осуществлять контроль результатов обучения в высшей школе;

• методами предупреждения профессионального стресса и профессионального выгорания в педагогической деятельности;

• деловым профессионально-ориентированным языком.

4 Структура и содержание дисциплины

Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа

лекционные и практические занятия -36 ч, самостоятельная работа -108 ч. Изучается на втором курсе.

Форма промежуточной аттестации – экзамен.

Дисциплина Виды учебной работы, включая самостоятельную работу аспирантов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости. Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
    лекции Практ. занятия Лаб. занятия СР  
Педагогика высшей школы       -     Экзамен  
№ п/п Раздел Дисциплины Виды учебной работы, включая самостоятельную работу аспирантов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Всего Лекции Практ. занятия Самостоятельная работа
Раздел 1. Генезис высшего образования   Презентация Дисскуссия
Раздел 2. Основы дидактики высшей школы Дискуссия ПЗ
Раздел 3. Технологии и методы обучения в современной высшей школе Семинар Презентация ПЗ
Раздел 4. Психолого-педагогические основы формирования личности студента как будущего специалиста с высшим образованием Презентация Дискуссия ПЗ
Раздел 5. Личность преподавателя высшей школы   Презентация Дискуссия  
  Всего  
  Промежуточная аттестация         Экзамен

Теоретические занятия (лекции)

№ п/п Тема Содержание К-во ч
Генезис высшего образования Педагогика высшей школы в структуре педагогических наук Ее предмет и задачи. Истоки и основные этапы становления высшей школы России. Первые школы и университеты. Зарождение и развитие высшей школы в России. Перспективы развития современной высшей школы в России. Социально-исторический очерк развития высшего профессионального образования: сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта. Структура и особенности высшего образования. Принципы образовательной политики в РФ. Типы высших учебных заведений и основные направления их деятельности. Перспективы высшей школы РФ в контексте Болонских соглашений. Новые модели организации учебного процесса в национальной высшей школе.
Основы дидактики высшей школы Дидактика как отрасль педагогики. Категории и основные принципы дидактики высшей школы. Объект и задачи дидактики. Принципы обучения. Принцип целенаправленности и научности обучения в высшей школе. Специфика принципов обучения в высшей школе. Структура и особенности учебного процесса в высшей школе. Инновационные подходы к моделировании педагогических систем в высшей школе: личностный, личностно-ориентированный, технологический, деятельностный, корпоративный, профессионально-ориентированный, компетентностный и др.. Целостный педагогический процесс, номенклатура целей, адекватность содержания методов, технологий, отношений, результата. Поэтапность целостной системы обучения конкретному предмету. Качества личности обучаемого, уровни их развития. Теория развития в педагогике высшей школы как методологическое основание. Задача образования, воспитания и развития личности студента высшей школы. Показатели качества обучения в высшей школе. Цели, содержание и организация учебного процесса в высшей школе. Федеральные государственные стандарты образования и их функции. Научно-методическое обеспечение учебного процесса в высшем учебном заведении.
Технологии и методы обучения в современной высшей школе Определение категории «технология обучения» Технология и методика обучения. Содержание и структура образовательной технологии. Основные этапы развития технологий обучения. Традиционное и инновационное обучение: сравнительный анализ. Дидактические возможности новых информационных технологий. Критерии эффективности технологий обучения. Традиционные формы и методы обучения в высшей школе. Лекция в высшей школе: технология и техника подготовки и проведения. Проблемная лекция. Опорный конспект (образец). Рекомендации преподавателю при подготовке и проведении лекции. Семинарские занятия, методика его подготовки и проведения. Практические занятия Методика подготовки и проведения. Методика проведения консультаций и индивидуальных занятий. Психолого-педагогические особенности организации самостоятельной работы студентов. Виды самостоятельной работы студентов. Моделирование структуры самостоятельной работы. Компьютерная поддержка самостоятельной работы студентов. Предпосылки обеспечения эффективности самостоятельной работы студентов. Педагогический контроль в высших учебных заведениях и основные формы его осуществления. Задачи, функции и виды педагогического контроля. Формы и методы контроля знаний студентов. Курсовые и дипломные работы. Инновационные технологии и методы обучения. Понятие педагогической инновации. Кредитно-модульная и модульно рейтинговая технологии контроля обучения как педагогические инновации. Психолого-педагогическая сущность интерактивных методов обучения. Групповая работа студентов. Групповые тренинги. Мозговая атака. Метод синектики. Метод свободных ассоциаций. Дидактические игры. Методика проведения дидактической игры. Деловые игры. Синанон-метод как средство подготовки к профессиональной деятельности в системе «человек-человек». Метод кейсов (решение практических проблем). Выбор дидактических методов. Индивидуальные творческие задания.
Психолого-педагогические основы формирования личности студента как будущего специалиста с высшим образованием Общая характеристика психологических особенностей студенческого возраста. Студенчество как особая социально-психологическая группа. Социально-психологические особенности студенческого возраста. Проблема развития интеллекта и креативности в период студенчества. Учет типологических особенностей студентов в учебно-воспитательном процессе вуза. Учет особенностей темперамента. Учет акцентуаций характера студента. Другие проявления индивидуально-психологических особенностей. Учет гендерных особенностей студентов. Типологизация студентов и ее учет в учебно-воспитательном процессе. Значение познавательной профессиональной мотивации для становления личности будущего специалиста. Динамика профессиональной мотивации. Мотивы и мотивация профессиональной деятельности. Динамика профессиональной мотивации и адаптации студентов к обучению в высшей школе. Гуманистическое образовательная среда как фактор социализации студента и развития его личности. Студент как главный субъект учебно-воспитательного процесса. Проблема гармонизации межличностных отношений в студенческой группе. Моделирование личности студента как будущего профессионала как цели процесса обучения, компонента учебного процесса и целостной личности.
Личность преподавателя высшей школы Психолого-педагогические требования к преподавателю высшей школы. Структура профессиональной деятельности преподавателя. Профессиональные и личностные качества преподавателя. Профессиональные деформации в педагогической деятельности. Педагогическая культура преподавателя вуза. Слагаемые педагогической культуры. Коммуникативная культура преподавателя. Коммуникативная культура как социально-педагогический феномен. Содержание и структура коммуникативной культуры педагога. Коммуникативный минимум педагога. Коммуникативные педагогические умения. Лекторское мастерство преподавателя как необходимое условие обеспечения результативности научно-познавательной деятельности студентов. Особенности научного стиля речи. Искусство владения студенческой аудиторией. Педагогическая импровизация как элемент лекторской мастерства. Понятие педагогического имиджа. Механизмы формирования личного имиджа. Профессиональный стресс и профессиональное «выгорание» в педагогической деятельности. Способы предотвращения профессионального выгорания. Понятие профессионального стресса. Особенности его течения. Средства саморегуляции поведения в условиях профессионально-педагогического стресса.
  Итого  

Наши рекомендации