Теоретические занятия (лекции)
Рабочая программа дисциплины
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Направление подготовки
Образование и педагогические науки
Профиль научной специальности –
Теория и методика профессионального образования
Программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Форма обучения
очная
Факультет/Институт Институт профессиональной педагогики
(название факультета/института)
Кафедра - разработчик теории и методики профессионального образования
(название кафедры)
Калининград – 2015
Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Педагогика высшей школы» является:
- формирование готовности аспирантов к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования;
- формирование у аспирантов системы проектировочных, оценочных умений и навыков;
- создание условий для овладения приемами моделирования современного учебного занятия;
- формирование коммуникативных педагогических умений аспирантов;
- решение задач собственного профессионального и личностного развития.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Педагогика высшей школы» является дисциплиной вариативной части Блока 1 (Б1.В.ОД.2) основной образовательной программы направления подготовки 44.06.01 – Образование и педагогические науки, направленной на подготовку кандидатов наук по отраслям. Дисциплина направлена на подготовку аспирантов к преподавательской и исследовательской работе. Изучается на 2 курсе.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
УК-5Способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности
УК-6 Способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
ОПК-4 Готовностью организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук
ОПК-6 Способностью обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося
ОПК-8 Готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования
ПК-2 Готовность использовать современные средства мониторинга качества профессионального образования и оценки качества образовательного процесса
В результате изучения дисциплины аспирант должен:
знать:
• структуру и особенности учебного процесса в высшей школе;
• технологии и методы обучения в современной высшей школе;
• особенности обучения, развития и воспитания личности в высшей школе, психологические особенности юношеского возраста, особенности влияния на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий;
• требования к преподавателю высшей школы;
• структуру профессиональной деятельности преподавателя. Профессиональные и личностные качества преподавателя.
уметь:
• использовать традиционные и инновационные технологии и методы обучения в высшей школе;
• использовать знания об индивидуально-психологических особенностях студентов для повышения эффективности образовательного процесса в высшей школе;
• создавать творческую атмосферу образовательного процесса, владеть студенческой аудиторией;
• создать условия для организации интерактивного взаимодействия студентов для решения образовательных задач;
• гармонизировать межличностные отношения в студенческой группе.
владеть:
• методами организации самостоятельной работы студентов;
• навыками самостоятельной методической разработки профессионально-ориентированного материала;
• основами учебно-методической работы в профессиональной школе, методами и приёмами составления задач, упражнений, тестов по разным темам, систематикой учебных и воспитательных задач;
• осуществлять контроль результатов обучения в высшей школе;
• методами предупреждения профессионального стресса и профессионального выгорания в педагогической деятельности;
• деловым профессионально-ориентированным языком.
4 Структура и содержание дисциплины
Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа
лекционные и практические занятия -36 ч, самостоятельная работа -108 ч. Изучается на втором курсе.
Форма промежуточной аттестации – экзамен.
№ | Дисциплина | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу аспирантов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости. Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
лекции | Практ. занятия | Лаб. занятия | СР | |||
Педагогика высшей школы | - | Экзамен |
№ п/п | Раздел Дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу аспирантов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Всего | Лекции | Практ. занятия | Самостоятельная работа | |||
Раздел 1. Генезис высшего образования | Презентация Дисскуссия | |||||
Раздел 2. Основы дидактики высшей школы | Дискуссия ПЗ | |||||
Раздел 3. Технологии и методы обучения в современной высшей школе | Семинар Презентация ПЗ | |||||
Раздел 4. Психолого-педагогические основы формирования личности студента как будущего специалиста с высшим образованием | Презентация Дискуссия ПЗ | |||||
Раздел 5. Личность преподавателя высшей школы | Презентация Дискуссия | |||||
Всего | ||||||
Промежуточная аттестация | Экзамен |
Теоретические занятия (лекции)
№ п/п | Тема | Содержание | К-во ч |
Генезис высшего образования | Педагогика высшей школы в структуре педагогических наук Ее предмет и задачи. Истоки и основные этапы становления высшей школы России. Первые школы и университеты. Зарождение и развитие высшей школы в России. Перспективы развития современной высшей школы в России. Социально-исторический очерк развития высшего профессионального образования: сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта. Структура и особенности высшего образования. Принципы образовательной политики в РФ. Типы высших учебных заведений и основные направления их деятельности. Перспективы высшей школы РФ в контексте Болонских соглашений. Новые модели организации учебного процесса в национальной высшей школе. | ||
Основы дидактики высшей школы | Дидактика как отрасль педагогики. Категории и основные принципы дидактики высшей школы. Объект и задачи дидактики. Принципы обучения. Принцип целенаправленности и научности обучения в высшей школе. Специфика принципов обучения в высшей школе. Структура и особенности учебного процесса в высшей школе. Инновационные подходы к моделировании педагогических систем в высшей школе: личностный, личностно-ориентированный, технологический, деятельностный, корпоративный, профессионально-ориентированный, компетентностный и др.. Целостный педагогический процесс, номенклатура целей, адекватность содержания методов, технологий, отношений, результата. Поэтапность целостной системы обучения конкретному предмету. Качества личности обучаемого, уровни их развития. Теория развития в педагогике высшей школы как методологическое основание. Задача образования, воспитания и развития личности студента высшей школы. Показатели качества обучения в высшей школе. Цели, содержание и организация учебного процесса в высшей школе. Федеральные государственные стандарты образования и их функции. Научно-методическое обеспечение учебного процесса в высшем учебном заведении. | ||
Технологии и методы обучения в современной высшей школе | Определение категории «технология обучения» Технология и методика обучения. Содержание и структура образовательной технологии. Основные этапы развития технологий обучения. Традиционное и инновационное обучение: сравнительный анализ. Дидактические возможности новых информационных технологий. Критерии эффективности технологий обучения. Традиционные формы и методы обучения в высшей школе. Лекция в высшей школе: технология и техника подготовки и проведения. Проблемная лекция. Опорный конспект (образец). Рекомендации преподавателю при подготовке и проведении лекции. Семинарские занятия, методика его подготовки и проведения. Практические занятия Методика подготовки и проведения. Методика проведения консультаций и индивидуальных занятий. Психолого-педагогические особенности организации самостоятельной работы студентов. Виды самостоятельной работы студентов. Моделирование структуры самостоятельной работы. Компьютерная поддержка самостоятельной работы студентов. Предпосылки обеспечения эффективности самостоятельной работы студентов. Педагогический контроль в высших учебных заведениях и основные формы его осуществления. Задачи, функции и виды педагогического контроля. Формы и методы контроля знаний студентов. Курсовые и дипломные работы. Инновационные технологии и методы обучения. Понятие педагогической инновации. Кредитно-модульная и модульно рейтинговая технологии контроля обучения как педагогические инновации. Психолого-педагогическая сущность интерактивных методов обучения. Групповая работа студентов. Групповые тренинги. Мозговая атака. Метод синектики. Метод свободных ассоциаций. Дидактические игры. Методика проведения дидактической игры. Деловые игры. Синанон-метод как средство подготовки к профессиональной деятельности в системе «человек-человек». Метод кейсов (решение практических проблем). Выбор дидактических методов. Индивидуальные творческие задания. | ||
Психолого-педагогические основы формирования личности студента как будущего специалиста с высшим образованием | Общая характеристика психологических особенностей студенческого возраста. Студенчество как особая социально-психологическая группа. Социально-психологические особенности студенческого возраста. Проблема развития интеллекта и креативности в период студенчества. Учет типологических особенностей студентов в учебно-воспитательном процессе вуза. Учет особенностей темперамента. Учет акцентуаций характера студента. Другие проявления индивидуально-психологических особенностей. Учет гендерных особенностей студентов. Типологизация студентов и ее учет в учебно-воспитательном процессе. Значение познавательной профессиональной мотивации для становления личности будущего специалиста. Динамика профессиональной мотивации. Мотивы и мотивация профессиональной деятельности. Динамика профессиональной мотивации и адаптации студентов к обучению в высшей школе. Гуманистическое образовательная среда как фактор социализации студента и развития его личности. Студент как главный субъект учебно-воспитательного процесса. Проблема гармонизации межличностных отношений в студенческой группе. Моделирование личности студента как будущего профессионала как цели процесса обучения, компонента учебного процесса и целостной личности. | ||
Личность преподавателя высшей школы | Психолого-педагогические требования к преподавателю высшей школы. Структура профессиональной деятельности преподавателя. Профессиональные и личностные качества преподавателя. Профессиональные деформации в педагогической деятельности. Педагогическая культура преподавателя вуза. Слагаемые педагогической культуры. Коммуникативная культура преподавателя. Коммуникативная культура как социально-педагогический феномен. Содержание и структура коммуникативной культуры педагога. Коммуникативный минимум педагога. Коммуникативные педагогические умения. Лекторское мастерство преподавателя как необходимое условие обеспечения результативности научно-познавательной деятельности студентов. Особенности научного стиля речи. Искусство владения студенческой аудиторией. Педагогическая импровизация как элемент лекторской мастерства. Понятие педагогического имиджа. Механизмы формирования личного имиджа. Профессиональный стресс и профессиональное «выгорание» в педагогической деятельности. Способы предотвращения профессионального выгорания. Понятие профессионального стресса. Особенности его течения. Средства саморегуляции поведения в условиях профессионально-педагогического стресса. | ||
Итого |