Общие рекомендации родителям по повышению уровня школьной мотивации
* проведите с ребенком беседу о школе. Эту беседу Вы можете провести с ребенком сами, когда вместе играете или гуляете. Главное, чтобы настроение ребенка было хорошим, а Ваше с ним общение непринужденным. Примерные вопросы беседы: Ты хочешь идти/ходить в школу? Почему ты хочешь-не хочешь идти/ходить в школу? Как ты готовишься к школе? Нравится тебе в школе? Что тебе нравится в школе? (Предварительно спросить, был ли ребенок уже в школе.) Если бы тебе не нужно было ходить в школу и детсад, чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день. И тд.
*Расспрашивайте его о том, как прошел учебный день, что нового и интересного узнал ваш ребенок.
* поддерживать своего ребенка независимо от его социального статуса в группе;
* организовывать совместную деятельность, которая дает возможность ребенку побывать в разных социальных ролях;
* использовать во взаимодействии ребенком положительный опыт ;
* создавать условия для возможности показать себя в выгодном свете, показать свою полезность для других;
* осуществлять постоянную связь с педагогами;
39 Требования к подготовке педагогов в условиях модернизации российского образования.
Главная цель педагогического образования – подготовить специалиста, способного решать многоплановые задачи профессиональной деятельности в динамично меняющейся социокультурной ситуации. Задачи, которые стоят перед нами, во многом определяются процессами, происходящими в общем среднем образовании. Государство и общество предъявляют к средней школе, наряду с хорошо известными, ряд новых требований, которые определяются как внутренними условиями нашей страны, так и воздействием общемировых процессов. В Концепции модернизации констатируется, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». Замечу, что проблема новых жизненных установок личности, которые призвана формировать школа, вызвала дискуссию в ходе обсуждения Концепции и заслуживает дальнейшего серьезного исследования.
На первый план в современных условиях выдвигается задача достижения нового, современного качества образования. И в этом вопросе далеко не все просто. В отечественной традиции образование не мыслится без освоения учащимися определенной системы знаний, которые являются фундаментом будущих жизненных успехов человека. При этом образование направлено на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей. Сегодня очень актуально развитие умения мыслить самостоятельно, аналитически, критически. Развитие сознательного отношения к образованию, умения учиться, добывать знания, успевать за переменами. Надо признать, что здесь в последние десятилетия школа явно недорабатывает. Вновь с особой остротой поставлена задача воспитания как неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Речь идет о формировании патриотизма и гражданской ответственности, духовности и высокой общей культуры. «Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития национальных культур народов России, повышения ценности русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности». В качестве важных задач школы определено формирование правового самосознания, инициативности, способности к жизни в ситуации выбора, терпимости, более эффективное, чем сегодня, содействие социализации молодежи, ее активной адаптации на рынке труда. Развитие способностей, интересов, склонностей молодых, их профессиональная ориентация и предпрофессиональная подготовка — это поле деятельности школы в союзе с учреждениями системы дополнительного образования, вузами, предприятиями и организациями.
Первостепенной задачей модернизации в общеобразовательной школе становится формирование современного содержания образования. Закрепить новые требования к содержанию образования должен государственный стандарт общего образования и вариативный Базисный учебный план, который позволит учесть особенности регионов, возможности образовательных учреждений и запросы конкретного ученика. Над проектом соответствующего Федерального Закона уже работает Государственная Дума. Пока стандартов общего образования нет, дискуссии о реформе образования имеют лишь теоретический смысл.
Система образования критикуется — и справедливо — за устаревшее и перегруженное содержание школьного образования, его оторванность от реальных потребностей жизни. Необходимо разработать научно обоснованные подходы к формированию содержания образования на каждой ступени средней школы и механизмы его обновления, и к решению этих задач ученые педагогических вузов должны привлекаться более активно. Но вызывает настороженность то, как определены в Концепции модернизации «важнейшие составляющие стандарта знания наступившего века». Таких составляющих три: информатика, иностранный язык и базовые социальные дисциплины (экономика и право). В документе отмечается необходимость усиления роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся и их включение в трудовые отношения. Какие это дисциплины? Социально-гуманитарный цикл (названы экономика и право), всеобщая компьютерная грамотность, русский, родной и иностранные языки. Об иностранном языке сказано подробно: школа должна обеспечить знание выпускниками как минимум одного иностранного языка на уровне функциональной грамотности (с введением обязательного экзамена по иностранному языку за курс средней школы). Предполагается также ввести обязательный экзамен по информационным технологиям за курс основной школы.
Полностью поддерживая эти требования и понимая, что акценты расставлены с учетом новых задач, не могу не высказать тревоги по поводу «списочного», перечислительного отношения к русскому языку, отсутствия даже упоминания о таких школьных дисциплинах, как история и литература. Это явно не согласуется с очень справедливыми тезисами о том, что новая ценностная система включает понятия духовности, культурной насыщенности, уважения к отечественным традициям. Мы убеждены в том, что родной язык, родная литература и родная история составляют основу формирования личности.
Не только о гуманитарной, но и о естественнонаучной составляющей нашего образования сказано вскользь. Озабоченность (на мой взгляд, обоснованную) по этому поводу выразил лауреат Нобелевской премии, вице-президент РАН Жорес Алферов. В актовой лекции «Первоклассникам века» 1 сентября 2001 г. он напомнил, что достижения естественных наук являются основой успехов страны в науке и технике, а значит, в реальной экономике.
Предстоящее введение профильного обучения в старшем звене средней школы требует отработки гибкой системы профилей, более тесной связи старшего звена школы с вузами, учреждениями начального и среднего профессионального образования, поскольку здесь уже осуществляется предпрофессиональная подготовка. Необходимо уже разработать содержание специализированного (профильного) обучения, создать комплекты учебников и учебных пособий для старшей ступени школы. Наш университет готов включиться в эту экспериментальную работу.
Как отметил Андрей Фурсенко, выступая в Совете Федерации в рамках “Правительственного часа”, в текущем году Министерство образования и науки РФ уделяет особое внимание достижению плановых показателей, зафиксированных в качестве ориентиров для всей системы образования и направленных на повышение качества общего образования.
“Модернизация системы образования изменила многие представления об учителе современной школы и об управлении образовательным учреждением. Нужен “новый учитель” для “новой школы”. Это учитель, который несет ответственность за качество результата.
Изменение содержания, а главное, методов и технологий обучения, новые требования к результатам обучения при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования требуют основательной подготовки и переподготовки кадров, а значит перестройки всей системы педагогического образования”, – подчеркнул министр.
По словам А.Фурсенко, создание условий для осуществления образовательного процесса на качественно новом уровне позволит обеспечить плановый переход на новые образовательные стандарты, на достаточном уровне развить школьную инфраструктуру и повысить мотивацию педагогов к освоению новых, в том числе информационно-коммуникационных, технологий. Повышение заработной платы учителей, отметил министр, будет способствовать моральному и материальному стимулированию учителей, повышению заинтересованности в качестве результатов профессиональной деятельности.
Как считает глава Минобрнауки, комплекс мер, направленных на повышение престижа учительской профессии, позволит привлечь в школы (по данным социологических опросов, проведенных в учреждениях высшего и среднего профессионального образования педагогической направленности) на 10 процентов молодых специалистов больше, чем в 2010 году (9100 чел.). Так, за первое полугодие 2011 года на модульных курсах повышения квалификации прошли обучение свыше 220 тыс. слушателей.
Далее он сообщил, что с 2011 года Минобрнауки России совместно с субъектами Федерации реализуют проект по модернизации региональных систем общего образования и повышению заработной платы учителей через направление субсидий. Всего из федерального бюджета в 2011-2013 годах на государственную поддержку модернизации региональных систем общего будет направлено 120 млрд. рублей, в 2011 году – 20 млрд. рублей, в 2012 году – 60 млрд. рублей, в 2013 году – 40 млрд. рублей.
По данным Минобрнауки, реализация проекта по модернизации региональных систем общего образования обеспечит повышение среднего уровня заработной платы учителей в 4 квартале 2011 года не менее чем на 30 процентов по сравнению со средним уровнем заработной платы учителей в 1 квартале 2011 года. Ключевым показателем эффективности работы субъектов Российской Федерации является соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за 4 квартал 2010 г. и среднемесячной, по данным Росстата, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за 1 квартал 2011 года.
Как подчеркнул министр, в результате проведения всего комплекса мероприятий по государственной поддержке модернизации региональных систем общего образования уровень заработной платы учителей должен достигнуть по всем субъектам Российской Федерации уровня заработной платы работников организаций в целом по экономике субъектов Российской Федерации. Он привел пример, что в 40 субъектах Российской Федерации средний уровень заработной платы учителей в сентябре текущего года достигнет среднего значения заработной платы в целом по экономике соответствующих субъектов Российской Федерации за 1 квартал 2011 года, среди них: Белгородская, Владимирская, Калужская, Липецкая, Московская, Орловская, Тамбовская, Тульская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская, Волгоградская, Ростовская, Нижегородская, Пензенская, Самарская, Свердловская Кемеровская, Новосибирская, Омская, Сахалинская области, Санкт-Петербург, республики Калмыкия, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия-Алания, Башкортостан, Чувашская, Алтай, Бурятия, Саха (Якутия), Краснодарский, Алтайский, Забайкальский, Хабаровский, Камчатский края, Чукотский автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.
Задача Министерства образования и науки Российской Федерации, отметил А.Фурсенко, состоит с одной стороны в том, чтобы довести средний уровень зарплаты учителей до среднего уровня по экономике, а с другой стороны выдержать соотношение базовой и стимулирующей частей фонда оплаты труда в структуре заработной платы.
Далее глава Минобрнауки отметил, что сегодня надо говорить и о новой категории управленческих кадров, о специалистах, обладающих способностью представлять пути развития учреждения, рынка образовательных услуг, образования в целом. “Без умения видеть перспективу, постоянно корректировать стратегию и искать альтернативу, сегодняшний управленец в образовании немыслим. Подготовка профессиональных управленцев – особо важная задача в условиях модернизации системы общего образования”, – заметил он.
По словам министра, в субъектах Российской Федерации также предусматриваются меры социальной поддержки учительства, в том числе идет увеличение объемов социальной поддержки и материального поощрения учителей. В частности, помимо получивших распространение во многих регионах разовых выплат молодым учителям, премирования лучших педагогов, есть регионы, в которых на уровне органов исполнительной власти утверждены нормативные правовые акты, обеспечивающие стабильную социальную и материальную поддержку педагогическим работникам. Например, в Кировской области утвержден порядок предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и бесплатным электроснабжением путем компенсации 100 процентов расходов в виде ежемесячной денежной выплаты всем работникам образовательных учреждений. В свою очередь в Республике Хакасия осуществляется предоставление целевых субсидий бюджетам муниципальных образований на разработку и реализацию мер по приобретению жилья молодым учителям, работающим в сельской местности.
В выступлении руководителя Минобрнауки отмечалось, что в 56 субъектах Российской Федерации осуществляются меры социальной поддержки молодых учителей в виде единовременных выплат, компенсации оплаты съемного жилья, оплаты обучения в учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования, оплаты стажировки в образовательных учреждениях в странах ближнего и дальнего зарубежья и другие.
Как считает А.Фурсенко, в закреплении молодых специалистов на своих рабочих местах в школах важную роль играет методическая помощь опытных педагогов. С целью использования педагогического потенциала опытных учителей в ряде субъектов Российской Федерации возрождены институты наставничества (Алтайский, Краснодарский, Красноярский края, Ивановская, Липецкая, Московская, Псковская, Томская области, республики Кабардино-Балкарская, Северная Осетия – Алания, Татарстан). Привлечение молодых специалистов в школы, поддержка педагогов – наставников, по мнению министра, действенные меры по закреплению молодежи в школах, культивированию уважительного отношения к опытным педагогам и снятию социальной напряженности в учительской среде.
Как отметил А.Фурсенко, мероприятия по совершенствованию учительского корпуса направлены, с одной стороны, на совершенствование социальной, моральной и финансовой поддержки учительства, а, с другой стороны, на повышение ответственности педагогических работников за собственный вклад в развитие системы образования.
Затем министр образования и науки РФ ответил на многочисленные вопросы сенаторов. Членов Совета Федерации интересовали следующие темы: подготовка преподавателей для детей-инвалидов, строительство новых школ и студенческих общежитий, создание интернатур для студентов педагогических вузов, комфортная и безопасная доставка детей в школы, повышение студенческих стипендий, создание образовательного канала на телевидении и в Интернете и другие вопросы. В том числе на заданную тему задали вопросы: председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, заместитель председателя СФ Светлана Орлова, сенаторы: Олег Пантелеев, Руслан Гаттаров, Зинаида Драгункина, Андрей Рязанский, Виктор Косоуров, Вера Оськина, Алексей Сокин.
По завершении доклада министра образования и науки РФ Совет Федерации принял за основу постановление палаты “О состоянии и перспективах подготовки педагогических кадров в условиях модернизации”. По этому вопросу выступил глава профильного Комитета СФ Юрий Солонин.
В Постановлении СФ в частности подчеркивается, что развитие образования в значительной степени зависит от ценностных ориентиров, квалификации и мастерства педагогов, профессиональных и человеческих качеств каждого из них. “Сегодня остро стоят вопросы модернизации системы подготовки педагогических кадров, повышения их квалификации и переподготовки. По-прежнему остаются актуальными создание и методическое обеспечение учебных программ, необходимых для подготовки педагогов, специалистов, методистов, экспертов”, – отмечается в документе.
Совет Федерации неоднократно поднимал вопрос о необходимости совершенствования системы подбора, подготовки и переподготовки педагогических кадров. Так, в рекомендациях парламентских слушаний “О нормативно-правовой поддержке педагогов в Российской Федерации”, “О концепции проекта федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, “Профессиональное образование и модернизация России: законодательный аспект” предложены конкретные меры государственной поддержки педагогов.
В Постановлении палаты предложено правительству Российской Федерации, субъектам РФ в пределах своих полномочий рассмотреть вопрос о сохранении и развитии действующей сети профильных педагогических образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, в том числе разработать и реализовать комплекс мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации управленческих и педагогических кадров в соответствии с современными требованиями.
Также предложено работать и принять программу модернизации системы педагогического образования, обеспечивающую эффективность деятельности учреждений профессионального и дополнительного профессионального образования, повышение качества и непрерывность образования педагогических работников.
Кроме этого в Постановлении палаты рекомендовано обеспечить своевременное информирование педагогических работников о мерах социальной поддержки и материального поощрения, принимаемых на федеральном уровне.
40 Проблемы управления в Российском образовании.
рансформация образовательной системы предполагает осуществление целого комплекса мероприятий, который бы служил механизмом реализации поставленных задач. Процесс реформирования образования ориентирован обычно на реформирование содержания обучения, изменение учебно - методического обеспечения и трансформацию организационной структуры модели различных образовательных учебных заведений. Более глубокая реформа затрагивает и функционирование всей структуры образовательной системы, что с неизбежностью приводит к изменению взаимосвязей между отдельными элементами системы, а также к возникновению новых структур. Целостность и устойчивость системы образования, эффективность ее функционирования в данных обстоятельствах может быть сохранена только при выполнении определенных условий:
· Создание специального механизма обеспечения непрерывности образования и поддержания функционирования системы в переходный период, что предполагает разработку специального пакета антикризисных мероприятий, способного максимально элиминировать негативные последствия возможной временной расбалансировки системы образования в период масштабной образовательной реформы.
· Создание специального механизма обеспечения взаимодействия национальной образовательной системы с образовательными системами других стран с целью поддержания преемственности образования в стране в контексте основных тенденций развития международного образования.
· Разработка новой модели управления национальной образовательной системой, коррелируемой с инновационным характером видоизмененной системы образования.
· Разработка модели содержания макроуправления образованием, адекватной целям и задачам реформы.
Функционирование системы образования в прежних условиях предполагало высокую степень централизации, что находило свое отражение на всех уровнях и структурах образования. В определенном смысле этот способ организации системы образования как нельзя лучше соответствовал заказу на образование, который требовал воспитания в стенах учебных заведений определенного типа личности. Данная личность должна была быть готова к жизни в условиях господства тоталитарной системы, когда отсутствие демократии и гражданского общества компенсировалось разработанными стереотипами поведения и идеологизированными формами мышления. Это, безусловно, приводило не только к унификации учебных заведений, но к тому, что все образование пронизывалось духом единообразия . На уровне формирования содержания образования централизация находила свое воплощение в единых подходах к моделированию информационных блоков, которые были универсальными для всех школ во всех регионах бывшего Советского Союза. Преподавание предметов общественно - исторического и гуманитарного циклов носило в значительной степени идеологизированный характер, что в значительной степени также отражало стремление получить в итоге обучения в школе личность определенного типа. Подобным же образом разрабатывалось и учебно-методическое обеспечение, когда все аналогичные учебные заведения по всей стране занимались по одним и тем же учебникам. Точно также унифицированными выглядели и методы преподавания, хотя в определенном смысле именно здесь учителя имели наибольшую степень свободы. Таким образом, высокая степень централизации в конечном итоге формировала определенную модель школы, которая требовала и определенного типа управления. Данная модель управления обладала своими специфическими чертами, которые можно было в самом общем плане определить как следующие:
· Наличие разработанной системы управленческой вертикали, которая эффективно осуществляла делегирование полномочий и реализацию управленческих задач от центра к периферии системы
· Обеспечение высокой степени управляемости системой за счет реализации командно - административных методов управления
· Использование авторитарных методов управления системой образования
· Практическое отсутствие не административных рычагов управления системой
· Отсутствие специальных механизмов управления образовательной системой ( системы аккредитации учебных заведений, сравнения дипломов образования, оценки качества образования, стандартизации образования, тестирования и т.д...)
· Отсутствие общественных органов управления образовательными и институтами и общественных объединений, имеющих права влиять на функционирование учебных заведений ( на пример, ассоциаций с правом аккредитации учебных заведений)
· Отсутствие специальных институтов, которые бы осуществляли процессы регулирования образовательной системы не административными методами ( на пример, институтов образовательного аудита)
· Отсутствие квалифицированных специалистов в области управления образованием и управления системой образования в том числе
· Отсутствие профессионально подготовленных специалистов, которые не являясь управленцами в тоже самое время осуществляют реализацию механизмов демократического управления образованием ( на пример, эксперты по качеству образования)
Подобная система управления отвечала целям и задачам функционирования и развития системы образования. В определенном смысле можно сказать. Что система функционировала весьма эффективно в границах своих возможностей. Безусловным достижением данной системы образования можно считать наличие реальной всеобщности образования и доступности его всем без исключения гражданам страны. Важно и то, что образование носило универсальный характер, что позволяло сформировать поколение, обладающие определенным уровнем культуры интеллигентности и образованности. Недостатком данной системы управления было то, что оно могло быть эффективным только при определенных условиях, поскольку оно было лишено гибкости и мало способно к быстрым переменам и структурным реформам. Вообще можно сказать с определенной долей натяжки, что в нашей стране отсутствовало в полном смысле этого слова управление образовательной системой как специфические вид макроуправления образованием. Происходило это потому, что управление образовательной системой осуществлялось по той же схеме, как и управление учебным заведением, просто появлялись дополнительные органы государственного управления (отделы народного образования, на пример), которые точно также рассматривали региональную образовательную систему как учебное заведение, которое просто нуждается не в других механизмам и алгоритмах управления, а просто в другого типа нормативных документах.
В этих условиях полностью отсутствовало представление о том, что национальная образовательная система является частью международного образования, важным принципом функционирования которого является свободное передвижение студентов, их право начав образование в одной системе, продолжить его в другой, не говоря уже о праве профессоров и преподавателей на преподавание в различных странах, что служит одним из способов манифестации академической свободы. Вообще следует отметить, что в нашей модели управления образованием полностью отсутствовала идеология управления международным образованием, что объяснялось прежде всего закрытостью образовательной системы, ее ориентированностью на решение задач государственного заказа на образование.
Сложившаяся модель управление образовательной системой эффективно функционировала и обеспечивала развитие образовательной системы имеющимися у нее средствами до того момента, пока в стране не начались масштабные перемены, вызвавшие в итоге и процессы трансформации образования. Инерционный потенциал, заложенный в системе управления образовательной системой позволили ей осуществить запуск реформирования образования, который осуществился, прежде всего, через формирование представления о том, что должно менять в содержании образования. Управленцы старой школы оказались способными призвать новое поколение теоретиков и учителей , практикой, сплотить их в творческие объединения и организовать организационно - деловые игры, которые были ориентированы на выработку нового видения образовательной системы. Новая модель была сформирована, отдельные ее элементы нашли свое воплощение в конкретной образовательной практике, появились новые типы учебных заведений, новые программы и учебники, новые методы и технологии образования. Фактически все элементы новой образовательной системы были созданы, тем более , что принципы ее существования также были очевидны: демократизм, децентрализация, общественный контроль за образованием и т.д... Но новая система образования, тем не менее не возникла, поскольку на смену старой модели пришла ее улучшенная версия, которая в конечном итоге обернулась реальным кризисом системы образования. Произошло это частично вследствие ухудшения экономического положения в стране в условиях переходного периода., а частично - потому, что новая идеальная модель образования не была дополнена новыми моделями образовательной системы и управления образовательной системой. При наличии огромного наличия инноваций в системе образования ( учебные заведения нового типа, негосударственная система образования, изменение содержания образования и технологий преподавания, изменения самой философии и методологии образования, появления учебно - методических комплексов и т.д...) не произошло реального изменения в управлении образовательной системой, не возникло даже элементарного представления о том, какова же должна быть логика управления этой системой в условиях конца тысячелетия, когда образование становится важнейшей сферой жизнедеятельности общества и приобретает глобальный характер. Императивы развития тем не менее диктовали практики необходимость возникновения новых форм. Так в системе образования появилась система аккредитации учебных заведений, но только государственная, а не общественная. Появился фактически новый тип деятельности, но по-прежнему отсутствовали профессионалы, способные заниматься этой деятельностью - сертифицированные эксперты по оценке качества образования. Новая деятельность не была обеспечена элементарными современными представлениями о качестве образования и его мониторинге, не говоря уже о системе сравнения качества образования. В стране началась разработка стандартов образования, которая осуществлялась в исключительно сжатые сроки, что затруднялось отсутствием разработанной теории стандартизации и моделями тестирования достижений в образовании, без чего не возможно реальный запуск стандартов образования, поскольку они просто превращаются в обыкновенные программы, по которым привыкла работать наша образовательная система. Огромные нагрузки на систему образования привели к ее разбалансировки, поскольку нарушился принцип непрерывности образования, при чем сразу же в нескольких звеньях образовательной цепочки (дошкольное образование - начальная школа, начальная школа - средняя школа, средняя школа - высшая школа). Отсутствие единых стандартов управления негосударственной и государственной системой высшего образования привело к чрезмерным нагрузкам на высшую школу, а это в свою очередь к тому, что если не брать в расчет заочную форму обучения, мало популярную в современном мире, Беларусь не выходит на средний для Европы уровень по количеству абитуриентов на десять тысяч человек населения (250 и 140 на 10.000 человек) И это притом, что нынешний год был для нас пиковым по численности абитуриентов. Впереди нас ожидает существенный спад поступающих в высшие учебные заведения в связи с общим спадом рождаемости в стране. Следует отметить, что когда в Соединенных Штатах был спад рождаемости в 1979 году, фактически не было зафиксировано падения количества студентов высших учебных заведениях, что является классическим примером хорошо организованной образовательной политики.
Таким образом анализируя процессы управления образовательной системой в период трансформации, следует отметить, что одной из причин кризиса образования стало резкое несоответствие возникших новых форм и содержания и сложившейся в течение десятилетий моделью макроуправления. Уровень управления образовательной системой не сложился как специфическая деятельность, характеризуемая собственными организованностями, механизмами и процессами, точно также как не появились и квалифицированные носители данной деятельности - профессионалы - управленцы. В тоже самое время практически отсутствует теоретико -методологическая модель макро уровня управления образованием, то есть управления образовательной системой как целостной структурой. Таким образом задачи теоретического анализа управления образовательными системами можно определить следующим образом:
1. Теоретико-методологический анализ специфики макроуправленческой деятельности, ее содержания, механизмов, организованностей и процессов;
2. Концептуализирование ведущих понятий смыслового поля макроуправления образованием:
· образовательная система;
· образовательное пространство;
· образовательная среда;
· непрерывность образования;
· образование длинною в жизнь;
3. Построение теоретических алгоритмов ядра управленческой деятельности макро уровня - проектирования и программирования образования;
4. Теоретическое обоснование основных механизмов регулирования образовательной системы;
5. Теоретико-методологическое определение формата основных нормативно - проектных документов макроуправления образованием.
Реализация поставленных задач исследования позволит сформулировать некоторые теоретические рекомендации по развитию системы макроуправления образованием в РБ.
2. Макроуправленческая деятельность в образовании: содержание и механизмы
Управление национальной системой образования, являясь предметом анализа с точки зрения концептуально - методологических оснований, может быть рассмотрено как совокупная деятельность по проектированию, организации, нормированию и развитию различных, но тесно взаимосвязанных объектов. Речь прежде всего идет о различных типах управления, направленных на различные сферы образовательного пространства и образовательной среды. Следует учитывать неоднозначность трактовок данных понятий в современном образовательном и педагогическом дискурсе, что вполне объяснимо, учитывая современное состояние педагогической науки и педагогической практики. Поэтому, прежде всего, необходимо выделить следующие пары понятий, которые будут инструментальными с точки зрения реализации целей и задач исследования:
1. Управление национальной образовательной системой - управление образовательным пространством;
2. Управление региональной образовательной системой - управление региональным образовательным пространством;
3. Управление образовательной средой.
Следующим этапом аналитической деятельности должно стать определение рабочих понятий объектов анализа. Образовательная система представляет собой совокупность образовательных институтов и механизмов реализации взаимодействия между этими институтами. Образовательная система может быть как региональной, так и национальной. При этом национальная образовательная система в значительно большей степени нуждается в обосновании механизмов формирования национальной идентичности в условиях обучения в образовательных институтах, поскольку заказ на формирование определенного типа личности, принадлежащей к конкретной культуре и нации, реализуется в целом в масштабах всего государства и всей системы образования. Региональная система образования представляет собою не столько культурно - национальную, сколько организационно - технологическую систему, которая функционирует на основе тех ценностей, которые являются признанными для всей национальной системы образования. Именно поэтому все документы, описывающие и нормирующие ее деятельность, могут носить не столь хорошо проработанный и фундаментальный характер, как документы, ориентированные на обоснование деятельности национальной системы образования. При этом, конечно, национальное рассматривается не как принадлежащие какой - то одной нации, а как то, что определяет развитие нации, как народа проживающего на данной территории, если пользоваться терминологией Эрнеста Геллнера.
Образовательное пространство представляет собою более широкое понятие, чем образовательная система. Она включает в себя не только институты, но масс медиа, ориентированную на образование, общественность, вовлеченную в решение проблем образования. а также господствующие в данное время образовательные теории и социально психологические стереотипы, регламентирующие поведения людей по поводу их отношения к образованию. Таким образом, образовательное пространство понятие в значительной степени более сложное и многообразное, чем образовательная система, что, безусловно, не может ни сказываться и на специфике управления.