Систематичность и последовательность

Этот принцип опирается на следующие научные положения: ученик только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина окружающего мира; главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учеников; процесс обучения, состоящий из отдельных ступеней, протекает тем успешнее, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов. Если систематически не упражнять навыков, они утрачиваются; если не приучать учеников к логическому мышлению, они будут испытывать затруднения в мыслительной деятельности; если не соблюдать системность и последовательность в обучении, процесс развития замедляется.

В практической деятельности принцип систематичности и последовательности обучения реализуется путем соблюдения многих правил. В этом контексте:

...

• используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение учениками системы знаний. Разделяйте содержание учебного материала на логически завершенные части (шаги), последовательно их реализуйте, приучайте к этому учеников;

• не ставьте на уроке ни одного вопроса, не вносите в план ни одного пункта, на основательное раскрытие и рассмотрение которого не рассчитываете;

• не допускайте нарушения системы как в содержании, так и в способах обучения, а если система нарушена, немедленно ликвидируйте пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость;

• постоянно используйте межпредметные связи;

• обеспечьте преемственность как в содержании, так и в методах обучения между всеми классами начальной школы;

• используйте передовые методики обучения: составляйте со своими учениками опорные конспекты, структурно-логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний;

• чаще повторяйте и совершенствуйте ранее изученное, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обучении;

• к кратким и обобщающим повторениям прибегайте не только в начале урока, когда обобщается ранее изученный материал, или по его окончании, когда идет закрепление новой проблемы, но и после изложения всех отдельных вопросов;

• ничего не добавляйте к объяснению нового, кроме того, что вступает в ассоциативные связи легко, просто, естественно. Идеи, искусственно вплетенные в тему урока (образовательные, развивающие, воспитательные), снижают его ценность. Учитывая это, планируйте усвоение важнейших идей на весь период учебно-воспитательного процесса в соответствии с содержанием обучения и возможностями учеников;

• следите за способом и формой выражения мысли учениками;

• постоянно и терпеливо приучайте детей к самостоятельному труду, постепенно усложняя его и создавая возможности для самостоятельного решения все более трудных задач. Не подменяйте учеников, лучше помогайте им;

• чаще показывайте им перспективы обучения;

• не злоупотребляйте актуализацией чувственного опыта и опорных знаний, их следует вспомнить ровно столько, чтобы хватило для введения нового, не делайте проблемы из тривиальных знаний, известных каждому;

• не забывайте, что понимание системы требует логики, а формирование ее – чувств и эмоций. Обучайте энергично, с подъемом, используя яркие факты из жизни, литературы: понятия объясняют, образы влекут, стимулы побуждают к действию;

• в конце раздела, курса обязательно проводите уроки обобщения и систематизации;

• настойчиво и доброжелательно исправляйте ошибки учеников, допущенные в устных ответах и письменных работах, приучайте их к анализу собственных ошибок;

• не возбуждайте уставших детей искусственными методами, не злоупотребляйте интересом к новой деятельности. Придерживайтесь закономерностей развития и поддержания их умственной активности, предусматривайте и планируйте ее спады и подъемы;

• не стремитесь с помощью «хитрых» средств достичь за один урок того, что в условиях естественного обучения дети могут усвоить лишь на протяжении ряда занятий;

• помните, что сформировавшаяся система знаний – важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые знания быстро восстанавливаются в системе, без нее – с большим трудом;

• не забывайте совета Я.А. Коменского: все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы сегодняшнее закрепляло вчерашнее, пролагая дорогу для завтрашнего.

Принцип прочности

В данном принципе закреплены закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учеников – две взаимосвязанные стороны процесса обучения; прочность усвоения учениками учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но и от субъективного отношения учеников к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения; память учеников имеет избирательный характер: чем интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется.

Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет добавить к традиционным и некоторые новые правила обучения:

...

• в современном обучении мышление главенствует над памятью. Следует экономить силы учеников, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению;

• препятствуйте закреплению в памяти неправильно воспринятого или того, что ребенок не понял. Запоминать он должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное;

• чтобы освободить детей от заучивания материала вспомогательного характера, приучайте их пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями и т.п.;

• материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды: то, что мы должны носить в своей памяти, не должно иметь обширных размеров. Из подлежащих запоминанию рядов исключайте все, что сам ученик может легко прибавить;

• помните, что забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания;

• кривая частоты повторения должна соответствовать ходу кривой забывания. Наибольшее количество повторений требуется сразу же после ознакомления учеников с новым материалом, т.е. в момент максимальной потери информации, после чего оно должно постепенно снижаться, но не исчезать полностью;

• приучайте каждого ученика работать в соответствии с его возможностями, но в то же время – в полную силу. Боритесь с ленью, формируйте оптимальный темпоритм деятельности;

• не приступайте к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к нему;

• следите за логикой подачи учебного материала. Знания и убеждения, логически связанные между собой, усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения;

• если видно, что темпы обучения снизились, следует немедленно установить причину. Скорее всего это падение интереса к учебному процессу и усталость. Ищите пути их восстановления. Не интенсифицируйте обучение искусственно;

• не злоупотребляйте произвольным вниманием учеников, не перегружайте его, не увлекайтесь прямыми заданиями и указаниями. Приучайте их прислушиваться к вашим советам. О наиболее интересном для них говорите сдержанно. Практикуйте на уроках увлекательные «отклонения», «домашние заготовки», экспромты. Знайте меру. Вместо очередной нотации – притча, легенда, басня, шутка – дети вас поймут;

• шире используйте и направляйте процессы взаимообучения. Часто те качества, которые длительное время не может сформировать учитель, быстро формируются таким методом;

• развивайте память учеников: учите их пользоваться различными мнемотехническими приемами, облегчающими запоминание;

• заботьтесь о сознательном, глубоком и прочном усвоении каждым самого главного: прочно усвоенное, оно станет надежной основой дальнейшего обучения;

• не приступайте к изучению нового, предварительно не обеспечив наличия положительных мотивов. Помните: знание, насильственно внедренное в душу ребенка, непрочно;

• следите за логикой обучения, ибо прочность знаний, логически увязанных между собой, всегда превышает прочность усвоения разрозненных, малосвязанных между собой знаний;

• повторение и закрепление изученного проводите так, чтобы активизировать не только память, но и мышление, и чувства школьников. Работая над осознанием и закреплением знаний, расширяйте их объем, вводя новые примеры, уточняющие обобщения, яркие иллюстрации;

• не следует проводить повторение изученного по той же схеме, что и изучение: предоставьте возможность ученикам рассматривать материал с разных сторон, под разными углами зрения;

• для прочного усвоения применяйте яркое эмоциональное изложение, наглядные пособия, технические средства, дидактические игры;

• во время изучения нового увязывайте его с ранее пройденным, повторяйте старое в новом;

• не давайте легких и однообразных видов работы: они мало развивают и быстро утомляют. Упражнения подбирайте так, чтобы они имели смысл. Выполнение упражнений, решение задач дают эффект, если требуют активного размышления, поиска рационального решения, проверки результатов путем сопоставления с данными условия;

• перед упражнением четко укажите, что и как надо делать, какие требования предъявляются к результатам работы; проведите пробные упражнения;

• во время упражнений предупреждайте усталость учеников, не доводите их до переутомления;

• применяйте современные научно обоснованные виды, средства, методы контроля, пользуйтесь диагностическими способами выявления и измерения сдвигов в развитии учащихся, только так можно определить эффективность обучения, целенаправленно добиваться его результативности;

• контролируйте факторы, связанные с оценкой труда учеников: последовательно формируйте сознательное и ответственное отношение к любой деятельности, приучайте их контролировать процесс и результаты своего труда;

• важной формой упрочения знаний является самостоятельное повторение, организуйте его и поощряйте. Не разрешайте детям пропускать занятия, уклоняться от уроков или бездельничать на них – это приводит к снижению прочности знаний и умений.

Принцип доступности

Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, и закономерностей возрастного развития школьников, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся – с другой. Доступным для ребенка является лишь то, что соответствует его уровню мышления, объему накопленных знаний, умений, способов мышления.

Известны классические правила, практически реализующие принцип доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения:

...

• не забывайте наставления Я.А. Коменского: все подлежащее изучению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предполагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте;

• помните, что ум ученика должен быть подготовлен к изучению определенного предмета;

• обучая, исходите из уровня подготовленности и развития учеников, их возможностей, жизненного опыта, интересов;

• учитывайте возрастные особенности детей так, чтобы содержание и способы обучения несколько опережали их развитие;

• обязательно учитывайте особенности обучения разных групп школьников. Объединяйте их в дифференцированные подгруппы с одинаковыми возможностями;

• учебный процесс ведите в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных, развивать быстроту действия у средних и слабых;

• обучение требует известной напряженности. Когда она отсутствует, дети отвыкают работать в полную силу. Темпы обучения, установленные самими учениками, как правило, ниже возможных и посильных для них. В соответствии с конкретными условиями устанавливайте оптимум, при необходимости изменяйте его;

• используйте новейшие достижения педагогики и психологии: конкретные знания, умения формируйте с помощью маленьких шагов, обобщенные – с помощью увеличенных шагов, укрупненных единиц знаний;

• для доступности широко используйте аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление;

• при изучении сложного материала привлекайте сильных учеников, при закреплении – средних и слабых;

• введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения;

• торопитесь медленно! Не форсируйте без нужды процесс обучения, не стремитесь к быстрому успеху: педагогические возможности снижения барьера доступности не безграничны;

• не принимайте мимолетный проблеск мысли ученика за акт познания, используйте его как начало познания;

• доступность зависит от ясности изложения и речи учителя: четко и однозначно формулируйте понятия, избегайте монотонности, обучайте образно, используя яркие факты, примеры из жизни, литературы;

• не злоупотребляйте монологом: тонко чувствуйте, что необходимо объяснить, а что дети сообразят самостоятельно, не объясняйте того, что может быть легко усвоено ими самими;

• на первом этапе обучения изучайте не весь объем знаний, а лишь основное, чтобы ученики его хорошо усвоили, при закреплении вводите новые примеры, уточняющие изученное;

• реализуя принцип доступности, главное внимание уделяйте управлению познавательной деятельностью учеников: плохой учитель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, хороший – учит ее находить, делая доступным процесс поиска;

• доступность не означает легкость обучения, и функция учителя вовсе не в том, чтобы бесконечно облегчать труд учеников: помочь, направить, непонятное раскрыть через понятное, дать кончик нити для самостоятельного анализа, ободрить – это и есть будни доступного обучения;

• доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя ее, приучайте школьников осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Повышая работоспособность – снижаем барьер доступности обучения.

Принцип научности

Этот принцип обучения требует, чтобы ученикам предлагались для усвоения установленные наукой знания, что обеспечивается прежде всего содержанием школьного образования и строгим соблюдением принципов его формирования, т.е. наличием учебных планов и программ, с учетом реализации межпредметных связей.

Практика прогрессивных дидактических систем рекомендует ряд правил осуществления данного принципа, а именно:

...

• реализуя принцип научности, обучайте на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики, передового педагогического опыта. Настойчиво внедряйте в практику рекомендации по научной организации педагогического труда;

• учитывая новейшие достижения дидактики и психологии начального обучения, используйте логику не только индуктивного, но и дедуктивного обучения, даже в начальной школе смелее вводите абстракции, позволяющие глубже понять конкретное. Однако избегайте абстракций, которые не получают полного определения в рамках школьного курса;

• каждое новое научное понятие повторяйте, применяйте и используйте на всем протяжении изучения предмета, ибо что не упражняется, то забывается;

• в методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление учеников, подводя их к поисковой, творческой работе;

• не сводите ознакомление с новыми идеями, восприятие нового к одному отдельному акту: рассматривайте каждое явление в новых связях и отношениях;

• не упускайте возможности ознакомить учащихся с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки;

• применяйте новейшую научную терминологию, не пользуйтесь устаревшими терминами, будьте в курсе последних достижений;

• в связи с все увеличивающимся потоком научной информации главное внимание уделяйте ключевым проблемам, раскрывайте перед учениками основные идеи научных достижений, приучайте их следить за новой информацией, устраивайте их коллективное обсуждение;

• поощряйте исследовательскую работу школьников. Найдите возможности ознакомить их с основами доступной им опытнической работы, алгоритмами решения творческих задач. Помните о сензитивном периоде решения проблем;

• дайте ученику возможность пережить радость открытия, чувство успеха, удовлетворенности от познавательного напряжения;

• остерегайтесь двусмысленных фраз, которые могут стать причиной нездоровых представлений. В школе, особенно первой и второй ступени, нельзя допускать произвольного, искаженного толкования учениками сказанного учителем. Это, конечно, не значит, что не следует развивать детскую фантазию, остроту мыслей. Но серьезные вещи должны восприниматься серьезно и однозначно.

Наши рекомендации