Методы стимулирования
Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное которых - оказывать дополнительное стимулирующее влияние как бы усиливать действие других методов, которые по отношению к стимулирующим принято называть основными. Рассмотрим методы стимулирования.
Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям, но особенно молодёжи. Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога - не дать соревнованию выродиться в жестокую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой.
Поощрение. Поощрение - это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимися. Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения - принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Наказание. Наказание - один из самых старейших методов воспитания. Обосновывая правомерность наказания, как метода воспитания, А.С.Макаренко писал: "Разумная система взысканий не только законна, но и не обходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их. " Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чём он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Педагогические требования к применению мер наказания суть следующие:
1) нельзя наказывать за неумышленные поступки;
2) нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невиновного;
3) сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;
4) строго соблюдать педагогический такт;
5) опора на понимание и поддержку общественного мнения;
6) учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Заканчивая рассмотрение общих методов и средств воспитания, следует подчеркнуть, что только умелое применение всей совокупности методов воспитания обеспечивает успех в развитии у учащихся в целом и в формировании у них личностных качеств в частности. Вот почему всегда нужно помнить положение А.С. Макаренко о том, что никакое средство нельзя рассматривать отдельно, вне системы.
ТЕМА 6. ПРИНЦИПЫ И СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей.
Семья – это социальная группа людей, предназначенная для воспроизводства человеческого рода, деторождения и воспитания детей.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственные факторы (здоровье детей и родителей), материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Каковы задачи семьи? В общем, они состоят в том, чтобы:
- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
- обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;
- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
- научить детей полезным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Семейное воспитание имеет свои принципы:
- гуманность и милосердие к растущему человеку;
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
- открытость и доверительность отношений с детьми;
- оптимистичность взаимоотношений в семье;
- последовательность в своих требованиях;
- оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, видоизменяясь от возраста к возрасту. Наиболее приоритетными методами воспитания в семье являются: личный пример, беседа, показ, поручение, похвала, наказание. Их отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных условий ситуации и личности ребенка.
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье ребенок получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит по двум направлениям:
- в результате целенаправленного процесса воспитания:
- по механизму социального научения.
В свою очередь, сам процесс социального научения также идет по двум направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.
Любая деформация семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка. Выделяют два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи – это нарушение ее структурной целостности (отсутствие одного из родителей). Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений, а также системы отрицательных ценностей, асоциальных установок и т.п. Сюда можно отнести самые разные факторы – от жажды накопительства до алкоголизма.
Существует много исследований, посвященных влиянию факторов неполной семьи на личность ребенка. Так, установлено, что мальчики гораздо острее девочек воспринимают отсутствие отца. В таких семьях мальчики более беспокойны, агрессивны, задиристы. Оказалось, что поведение и личностные особенности девочек, выросших только с матерями, мало, чем отличается от тех, кто жил в полной семье. Но в интеллектуальной деятельности обнаруживается разница в пользу полной семьи.
Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может зависеть от особенностей семейных взаимоотношений. Если родители недооценивают специфику характера детей, конфликтность может не только усилиться, но и привести к психопатическому развитию. Некоторые типы акцентуаций характера наиболее чувствительно реагируют или особенно уязвимы в отношении определенных типов семейных отношений. А.Е.Личко выделяет несколько типов неправильного воспитания.
Гипопротекция – недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Особенно неблагоприятна для подростков с гипертимной, неустойчивой и конформной акцентуацией.
Доминирующая гипопротекция – чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает ребенка к самостоятельности и подавляет чувство ответственности. Неблагоприятна для акцентуаций по психастеническому, сензитивному и астеническому типам.
Потворствующая гипопротекция – недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у подростков. Это отношение способствует развитию неустойчивых и истероидных черт.
Воспитание в культе болезни – это ситуация, при которой болезнь ребенка, даже незначительные недомогания, предоставляют ему особые права и ставит его в центр внимания семьи.
Эмоциональное отвержение – выражается в холодном, отстраненном отношении родителей. Ребенок ощущает, что им тяготятся. Такое отношение тяжело сказывается на лабильных, сензитивных подростках, усиливая их черты.
Жесткое обращение – выражается в срывании зла на подростке и жестоком обращении с ними по незначительному проступку.
Воспитание по типу высокой моральной ответственности – состоит в том, что на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные требования.
Противоречивое воспитание – это несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи. Такое воспитание пагубно для всех типов акцентуаций.