Основные принципы спец.обр-я – принцип пед-го оптимизма раскрытие потенциальных возможностей лиц с особыми образоват.потребностями
Олигофренопедагогика - (олигофрено греч. paidos – дитя, ago – веду) – раздел дефектологии, разрабатывает методы обучения и воспитания умственно осталых детей.
Логопедия- (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение), отрасль педагогической науки; изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.
Коррекционная педагогика – это область специальных психолого-педагогических знаний о сущности и закономерностях образования и воспитания детей и подростков, имеющих нерезко-выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении.
Основной целью коррекционной педагогики является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.
Лечебная педагогика – это педагогика, способствующая развитию, обучению, воспитанию и самореализации ребенка с любыми физическими и психическими отклонениями. В ней педагогические средства выполняют функции лекарств»
Объект спец.пед-ки- специальное образование лиц сособыми образовательными потребностями
Субъект спец.пед-ки –это лицо с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности,имеющий в следствии этого особые образовательные потребности
Предмет спец.пед-ки- теория и практика спец-го образования
Цели спец пед-ки- чувства собственного достоинства,преодаление чувства малоценности,маргинальности и формирование адекватных форм соц-го поведения и др.
Задачи спец пед-ки- изучение педагогич-х закономерностей развития,обучения и воспитание личности в условиях ограниченных возможностей и жизнедеятельности
Реабилитация-применение целого комплекса мер,мед-го,соц-го,образовательного и проффес-го характера с целью подготовки и переподготовки индвидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей
Абилитация-первоночальное формирование упраченной способности к чему либо(от лат хабилис –быть способным к чему либо)
Коррекция(от лат. Корректио-исправление)-сис-ма психолого-педагогических и лечебных мероприятий,направленных на преодеаление и ослабление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей
Компенсация-(от лат. Компенсатио-возмещение,уравнивание)-сложный многоуровневый процесс,включающий заменение и восстановление упрченных или нарушенных ф-й.
Социализация-(от лат. Социалис-общественный)-формаирование способностей личности к жизнедеятельности в об-ве на основе усвоения его спец.ценностей и способов социально-положительного поведения
Спец.Образование-дошкольное,общение и прфессиональное образ-е,для получения которого лицам с овз создаются спец. Условия
Лицо с ОВЗ-лицо,имеющее физ .недостатки,которые препятствуют освоению образовательных программ без создания спец. Условий для получения образ-я
Деффект(недостаток)-это физ или психич-й недостаток подтвержденый психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого.
Физ.недостаток-подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развити и (или) функцианировании органа чел-ка либо храническое самотическое или нфекционное заболевание.
Психич.недостаток-подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психич-м развитии чел-ка,включая нарушение речи,эмоциаонально-волевой сферы,в том числе аутизм,последствия поврежденного мозга,уственной отсталости,задержки психич.развития,создающие трудности в обучении.
Сложный нед-к-совокупность физич. И (или)психологический нед-ков
Тяжелый нед-к-физич. Или психич. Нед-к,выраженный в такой степени,что обра-е в соответствии с образовательными стандартами(в том числе и спец-ми)является недоступным или возможности обучения ограничиваются получением эелментарных знаний и навыков
Классификация нарушения развития-наиболее распространенные –причина нарушений,-виды нарушений с последующей конкретизации их характера,-последствия нарушений,котр .сказываются в дальнейшей жизни.Каждая предметная обл-ть спец.пед-ки имеет свои частные классификации
Классификация по локализации сис-ме организма-телесные(соматические) нарушения(опорно-двиг аппарат,хранич. Заболевания),-сенсорные наруш-я(слух,зрение),-нарушения деятельности мозга(умтсвенная отсталость,нарушениедвижения,психические и речевые наруш-я)
Классификация по причинам возникновения нарушений-врожденное наруш-я развития,-несчастный случай,стихийное бедствие,-производственная травма,-профессиональное заболевание,приведшее к возникновению ограничения возможностей,-дорожно-транспортное происшествие ,-участвие в боевых действиях,-экологич-е преступление,-болезнь и прочее…
Классификация по хар-ру наруш-я позволяет выделить следующие котегории лиц с ов-глухие,слабослышащие,позднооглахшие,незрячие,слабовидящие,с нарушением ф-й опорно-двиг аппарата,с наруш-м эмоционально0волевой сферы,с наруш-ем интеллекта(умстенно-отсталые),с задержкой психич.развития(с образовательными затруднениями и труднообучаеме),с нарушением речи(в точм числе и тяжелой формы),со сложными недостатками развития
Содержание спец.образ-я – педагогически адаптированная сис-ма знаний,умений и навыков,опыта творч.деятельности и эмоционально-целостного отноше-я к миру,усвоение которой обеспечивает развитие ребенка с особыми образовательными спосбностями
Спец.образовательный стандарт-(гос.стандарт общего образ-я детей с ОВЗ)-базовый нормативный док-т,определяющий структуру и содержания спец.образ-я лиц с особыми образовательными потребностями
Стандарт включает в себя 2 компонента-федеральный ,обязательный минимум образовательных программ и национально-региональный- устанавливает конкретные условия и особенности образ-я.
Причины спец.образ-я-это сис-ма наиболее общих,существенных и устойчивых требований,которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процессаи управления позновательной деят-ти лиц с собыми образовательными потребностями
Основные принципы спец.обр-я – принцип пед-го оптимизма раскрытие потенциальных возможностей лиц с особыми образоват.потребностями