УЭ 1.13.1 Методика работы с родителями учащихся
В воспитании органически сливается общественное и интимное. В этом слиянии, на мой взгляд, и заключается гармония человеческого счастья… Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.
(В.А. Сухомлинский)
Вопросы:
1.Типология семьи, особенности и функции. (См. приложение 1-4)
2.Каковы цель и задачи семейного воспитания? (См. приложение 1-4)
3.Проанализируйте формы взаимодействия классного руководителя с семьями его учеников (индивидуальные, групповые, коллективные).
4.Проанализируйте формы взаимодействия школы с семьей.
Задание творческой группе:разработать и проиграть на занятии родительское собрание, связанное с проблемами воспитания учеников 5-8 классов. При подготовке собрания продумать ряд важных моментов: как начать собрание, какова главная проблема собрания в соответствии с выбранной темой, из какого информационного материала будет состоять выступление классного руководителя или приглашенных на него людей, как будут обсуждаться с родителями самые существенные вопросы, нужно ли для этого провести предварительное анкетирование учеников. Методическая справка: Продумать следующие вопросы (как начать собрание; какая тема и проблема собрания; из какого информационного материала будет состоять выступление классного руководителя или приглашенного; как будут обсуждаться другие вопросы; нужно ли для этого проводить предварительное анкетирование школьников, обозначив круг актуальных вопросов).
Правила педагогического такта при подготовке и проведении родительского собрания:
1. Каждое родительское собрание должно иметь конкретную воспитательную тему и по своему содержанию быть коллективной педагогической консультацией по формированию и развитию личности детей. Не оправдывают себя и вызывают досаду большинства родителей собрания, на которых классные руководители лишь информируют об успеваемости и поведении каждого ученика.
2. Не следует превращать родительские собрания в место «проработки» и суровой критики матерей и отцов «трудных» учащихся. Игнорируя это положение, мы отталкиваем от школы ту часть родителей, с которой больше всего нужно работать. Все претензии родителям педагогически запущенных ребят можно высказать в индивидуальном порядке с соблюдением правил педагогической беседы.
3. Обсуждая на собраниях актуальные вопросы развития учащихся, просить поделиться опытом семейного воспитания родителей хорошо воспитанных детей.
4. Разнообразить форму проведения родительских собраний, организуя встречи со специалистами (врачами, юристами, психологами). Вечера вопросов и ответов, «круглые столы» с участием учителей-предметников, обзоры новой педагогической литературы и периодических изданий по вопросам семейного воспитания.
Задание для самостоятельной работы:
- выберите из имеющихся в методической литературе или разработайте самостоятельно родительское собрание на тему, значимую для выбранной Вами концепции или подхода к воспитанию;
- напишите эссе на тему: «Почему сегодня с родителями работать сложнее, чем с детьми?»;
- Среди условий правильного семейного воспитания некоторые сформулированы неверно. Найдите их:
o Педагогическая культура родителей.
o Систематические наказания детей.
o Задабривание детей.
o Участие в совместных делах.
o Потакание детям во всем.
o Слежка за каждым шагом ребенка.
o Педагогический такт родителей.
o Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей.
o Опора на положительное.
o Природосообразность воспитания.
o Гуманизация воспитания.
o Связь с общественным воспитанием.
Литература:
1.Андрейчук Г. Родительское собрание // Воспитание школьников, 2004.- №6.
2. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье. М.: Академия.-2001.-208с.
3. Букатов В. Как из родительского собрания сделать собрание родителей //Директор школы, 2004.- №7.
4. Гликман И. Школьный учитель и родители учеников: на чем строится их взаимодействие? //Директор школы, 2004.- №9.
5. Дереклеева Н. Нетрадиционные формы проведения собраний (род.) //Воспитание школьников, 2001.- №10.-с.46-50.
6. Инструктивно-методическое письмо МО РФ от 22.07.02 Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях. // Воспитание школьников, 2004.- №6.
7. Калейдоскоп родительских собраний. / Под ред. Алексеевой Н.А. М.: ТЦ «Сфера».-Вып. 2.-2001.-144с.
8. Калейдоскоп родительских собраний. Выпуск 2. /Под ред. Е.Н. Степанова- М.: ТЦ Сфера.- 2001.-144с.
9. Коломиец Е. Родительское собрание // Воспитание школьников, 2002.- № 9.-с.19-21.
10. Кочубей А., Умарова Н. Визит в семью или практика работы с семьями.-Псков: ПОИПКРО.-2002.-118с.
11. Красновский Л. О родительском собрании //Воспитание школьников, 2003.- №5.-с.14-20.
12. Леви В.Л. Как воспитывать родителей, или новый нестандартный ребенок. –М., 2002.-416с.
13. Литарова Н., Аксюченко В. Противоречие в процессе сотрудничества учителя и родителей и основные пути их разрешения. //Воспитание школьников, 2003.-№1.,№3.-с.16-18.
14.Лучина Т. Родительское собрание на тему: «День откровенных вопросов и ответов» для 8-го кл. // Воспитание школьников, 2000.- №3.-с.17-18; «День благодарения» вместе с уч-ся // В.Ш., 2000. -№10.-с.29-35.
15.Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. – М., 1994.
16.Материалы для родительского собрания. //Классный руководитель, 2004.- № 4.
17. Мачехина О. Семья в современном мире. / ВШ.-№4.-2003.-с.33-39.
18.Никитенко Е. Родительское собрание на тему «Мой дом - моя семья» //Воспитание школьников, 2002.- № 1.
19. Парфенова И., Казакова Е. Организация сотрудничества семьи и школы. //Воспитание школьников, 2002.-№3.-с.25-29.
20. Педагогика. Учеб. Пособие.- / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России.- 2001-640с.
21.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник.- Кн.2: Процесс воспитания.-М.:Владос, 2001.-256с.
22.Примерная тематика родительского всеобуча в 1 - 11 классах // Воспитание школьников, 2004.- №7,8.
23.Сергеева В. Классный руководитель в современной школе. М.,2003.-с.143-155.
24.Семенов Т. Изучать и просвещать (из опыта работы с семьей) // Воспитание школьников, 2002.- №2.
25. Состояние воспитания детей школьного возраста в семье. /В.Ш. – 2000.-№3.-с.16-17.
26. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. – М.: ВЛАДОС.- 2002.-с.249-258.
27. Шамова и др. Управление образовательными системами. М.: Академия. – 2002. –с. 215-232.
28. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М.,1986.
29. Щуркова Н.Е Школа и семья: конфронтация или нежный союз? // Классный руководитель, 2004.- № 7.
УЭ 1.13.1Подготовиться к дебатам по теме:
«Традиционная семья в современном мире – утопия?»
Определите команду отрицания и команду утверждения. По три человека плюс один запасной.
«Традиционная семья в современном мире – утопия?» - да, мы согласны команда утверждения
«Традиционная семья в современном мире – утопия?» - нет, мы не согласны – команда отрицания