Урок - ученическая конференция
В отличие от уроков, к которым фронтально готовятся учащиеся по общим для всех вопросам (что, впрочем, не исключает индивидуальных и групповых заданий), к конференции готовятся доклады (сообщения) учащихся по индивидуальным темам. Несколько докладов объединяются общей темой конференции.
Подготовка доклада требует достаточно высокого уровня знаний и умений, в том числе и ораторских. Поэтому конференция, как правило, проводится в старших классах, а докладчиками выступают более сильные ученики.
Несмотря на то, что доклады бывают достаточно интересными и их выполнение вполне удовлетворительным, внимание учащихся нередко ослабевает, и их роль пассивна. У лучших учителей найдены решения, позволяющие повысить интерес слушателей, а следовательно, и внимание к докладам.
Таким решением является подготовка официальных оппонентов. Оппоненты (их может быть и два, и три) готовятся по той же теме, что и один из докладчиков. Их задача - поставить интересные вопросы и кратко дополнить докладчика (или изложить иную точку зрения). Учитель при подготовке конференции консультирует и докладчиков и оппонентов по каждой теме, подсказывает литературу и круг вопросов, подлежащих рассмотрению. Он оценивает и качество доклада, и качество оппонирования (насколько интересны и существенны поставленные вопросы, содержание краткого выступления после докладчика). Очевидно, что и доклады, и ответы на вопросы, и выступление оппонентов, должны быть строго ограничены во времени.
Активизируют внимание учащихся также заданиями, которые выполняются на основе содержания докладов.
Немалое значение имеет заключительное слово, которое может сделать наиболее подготовленный ученик или учитель. Заключительное слово содержит общие выводы из прозвучавших докладов, обобщение по теме конференции.
Конференция может быть итогом работы по крупному разделу темы. Эта форма используется преимущественно в старших классах. При подготовке и проведении конференции в основной школе необходима значительная помощь учителя в подготовке ученических сообщений. Количество сообщений и объем информации в них сокращаются таким образом, чтобы суммарное время проведения не превышало учебного часа.
УРОК - ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ
Подготовительный этап.
Учащиеся заранее разбиваются на группы. Командир получает задание, к которому прилагается дополнительная литература.
Ход урока.
Выбирается «ученый совет», который будет задавать дополнительные вопросы и оценивать выступающих, присуждать за защиту темы «ученую степень».
Отчет групп.
Подведение итогов, комментирование.
Пример:Урок «Защита диссертации». (География, 10 класс).
Учащиеся заранее разбиваются на группы. Командир получает задание, к которому прилагается дополнительная литература. Каждая группа готовит все необходимое. На уроке выбирается "ученый совет", который будет задавать дополнительные вопросы и оценивать выступающих, присуждать за защиту темы "ученую степень".
Примеры тем и заданий к ним:
Тема 1. "Глобальные проблемы, связанные со взаимоотношением человека и общества" (демографическая, продовольственная).
Составить коллективный рассказ о данных проблемах, используя текст учебника, дополнительные карты (№ 47, с. 131, 135). В рассказе показать сущность этих проблем и пути их решения.
Построить график роста городского населения в мире:
1920-19%
1940-25%
1960-33%
1980-46%
2000-51%
Тема 2. "Глобальные проблемы, связанные со взаимодействием стран с различными социально-политическими системами".
Составить коллективный рассказ о данных проблемах, используя текст учебника, дополнительные данные и картосхемы. В рассказе показать сущность этих проблем и пути их решения.
Построить столбчатые диаграммы "Отсталость развивающихся стран".
УРОК-ЮБИЛЕЙ
Цель:Обобщить знания и умения за 100 пройденных уроков по предмету. Развивать творческое начало, воображение, смекалку, сообразительность, фантазию у детей в процессе подготовки к уроку.
Ход урока:
Создание юбилейной комиссии.
Составление приглашений-приветствий.
Доклад о жизненном пути (что узнали, чему научились за 100 уроков).
Поздравления от организаций.
Характеристики «героини» - науки, которой посвящен урок (по сочинениям учащихся: «Что мне дает урок?», «За что я люблю этот предмет?»
Турнир за первенство между учителями и учениками.
Познавательные моменты (по усмотрению учителя).
УРОК-СУД
Цель:Повышенное внимание к процессуальной форме проведения.
Подготовительный этап.
Создается примерный сценарий судебного заседания.
Знакомство будущих участников процесса с литературой по проблеме, сбор информации, подготовка заключений экспертов и свидетельских показаний. Проведение анкетирования по теме.
Ход урока.
Вступительное слово учителя (цель, учебные задачи, познавательное задание для учащихся).
Начало заседания, сообщение о явке участников процесса.
Оглашение обвинительного заключения.
Допрос свидетелей.
Формирование коллегии присяжных заседателей.
Показания свидетелей и экспертов.
Прения сторон. Вначале слово предоставляется государственному обвинителю, который обосновывает пункты обвинительного заключения, основываясь на свидетельских показаниях и заключениях экспертов. Затем выступает защитник, который высказывает свою точку зрения по делу.
Завершаются прения последним словом подсудимого.
По окончании напутственной речи, которую произносит судья, присяжные удаляются для вынесения вердикта.
На основании вердикта суд выносит приговор.
На следующем уроке учитель проверяет выполнение познавательного задания, данного в начале суда.
Пример:Тема: "Загрязнение природы в результате деятельности человека".
Цель урока:На конкретных примерах показать загрязнение окружающей среды отходами промышленности, транспорта; показать не только преобразующую, но и разрушающую роль Человека. На местном материале познакомить с основными видами хозяйственной деятельности, их влиянии на природу.
Формировать у учащихся умения работать с периодической печатью в поисках ярких примеров взаимодействия природы и человека.
Оборудование: карта области, документальный фильм "Охрана окружающей среды", таблицы: "Содержание нитратов в продуктах", "Выброс загрязняющих веществ в атмосферу", выставка книг по экологической тематике, газеты, рефераты учащихся.
Распределение ролей среди учеников: обвинитель, свидетели, защитники, судья, обвиняемый (Человек).
Ходурока.
1. Вступительное слово учителя.
Проблема экологии - одна из важнейших проблем современности. В последнее время, в связи с быстрым изменением внешней среды на Земле под влиянием деятельности человека, экология приобрела огромную популярность и стала объектом пристального внимания самых различных слоев населения. Главные составляющие этой проблемы - загрязнение незаменимых природных ресурсов: воздуха, воды, почвы отходами промышленности, транспорта, что привело к оскудению растительного и животного мира.
2. Тема урока, цели и задачи.
Эпиграф:
Аэродромы, пирсы и перроны
Леса без птиц и земли без воды...
Все меньше окружающей природы
Все больше - окружающей среды.
( Р. Рождественский).
Учитель:А какие вы знаете высказывания великих людей о том, что природу нужно любить, охранять и беречь?
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды...
(Ф. Тютчев).
Наше отношение к окружающей среде - отражение нашего отношения друг к другу (А. Лебедев).
Человек работает, устраивая свой дом, а дом его -Земля (В. Гюго).
Любовь к природе, впрочем как и всякая человеческая любовь, несомненно закладывается у нас с детства (И. Со-колов-Микитов).
Трогая цветы, мы трогаем звезды. В конечном счете, природу может спасти только любовь (Ж. Дорст).
Невежество и равнодушие - величайшее препятствие на пути охраны природы (Р. Парсон). Все прекрасное на Земле - от Солнца, Все хорошее - от Человека (М. Пришвин).
Звучит музыка.
Секретарь;Встать! Суд идет!
Судья:Поступил судебный иск от жителей нашего города, которые обвиняют руководителей промышленных производств в загрязнении окружающей Среды отходами производств, газами, канцерогенными веществами. Слово для обвинения предоставляется прокурору (Речь прокурора построена на местном материале).
Судья:Слово предоставляется свидетелям.
Свидетель №1 -" О загрязнении воздуха". Свидетель № 2 -" О загрязнении воды". Свидетель №3 - "Нитраты". Свидетель № 4 - "Об охране животного мира".
Судья.Слово предоставляется защитнику ("Охрана животного и растительного мира).
Самозащита. Анализ информации.
Судья.Слово для обвинительного акта предоставляется прокурору.
Играет музыка. Суд удаляется на совещание.
Судья.Сегодня мы обвиняем Человека. Пусть стыдно будет всем тем хозяйственникам, ученым, которые позволили распахивать ценные земли, осушать болота, убивать птиц, зверей. Уже сегодня природа выносит нам приговор. Не может она быть бесконечно щедрой! Помните об этом, если хотите дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться цветами! Приговор окончательный и обжалованию не подлежит.