Предмет психологической науки
Само название психологии означает, что психология — это наука о душе. Изучение, объяснение души и явилось первым этапом в становлении предмета психологии. Итак, впервые психология определилась как наука о душе. Но исследовать душу научными методами оказалось достаточно сложно. В ходе исторического развития, ориентируясь на естественнонаучные методы исследования и общенаучный идеал объективности, психологи отказались от понятия души и стали разрабатывать программы построения психологии как единой научной дисциплины на базе материалистического мировоззрения. На этом пути психология достигла значительных успехов в изучении явлений психики человека: были выявлены основные компоненты психики, изучены закономерности формирования ощущения и восприятия, выявлены виды памяти, виды и особенности мышления, изучены психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности и т.д.
Однако, как констатируют многие психологи, путь отказа от понятия души и замена ее понятием психики в конечном итоге оказался для психологии тупиковым.
На протяжении XX в. и западная, и советская психология исходили из мира наличного бытия, а духовная жизнь рассматривалась как продукт «особым образом организованной материи» — мозга и социальных взаимодействий. Результатом такого полхода стали, как отмечает Б.С. Братусь, не только мертвый, бездушный, душу отдавший человек как объект исследования, но и мертвая, бездушная психология.
Как бы психология ни претендовала на научную объективность, тем не менее в основе любой значимой психологической концепции XX в., будь то бихевиоризм или марксистская психология, психоанализ или гуманистическая психология, исходным предстает образ человека, лишенного бессмертной души, подвластного инстинктам, блуждающего в поисках удовольствий, утех, деятельности, самореализации, самовозвеличивания и т.д.
В ходе попыток построения психологии как самостоятельной научной дисциплины на базе материалистического мировоззрения произошлаутрата единства самой психологической науки. Психология в XX в. представляет собой конгломерат фактов, школ, направлений и исследований, чаше всего почти никак не связанных друг с другом. Одно время надежды возлагались на общую психологию, призванную играть руководящую роль по отношению к конкретным психологическим исследованиям, но эти надежды не оправдались.
В настоящее время в рамках психологической науки выделяютсяобщие психологические теории, ориентирующиеся на различные научные идеалы, ипсихологическая практика, опирающаяся на те или иные психологические теории либо на целый ряд их и вырабатывающая специальные психотехники воздействия на сознание и управление им.
Наличие несоизмеримых психологических теорий привелок проблеме предмета психологии. Для бихевиориста предметом изучения является поведение, для сторонника теории деятельности — психически управляемая деятельность, для христианского психолога — живое знание о генезисе греховных страстей и пастырское искусство врачевания их, для психоаналитика — бессознательное и т.д.
Закономерно встает вопрос: возможно ли говорить о психологии как единой науке, имеющей общий предмет исследования, или же следует признать наличие множества психологий?
Одни ученые считают, что психология представляет собой единую науку, которая, как и любая другая наука, имеет свой особый предмет. Психология как наука занимается изучением факторов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. И какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, осваивая свой предмет, как бы ни изменялись и ни обогащались знания о нем, какими бы терминами ею ни обозначали, можно выделить признаки, которые характеризуют собственно предмет психологии, отличающий ее от других наук.
Психология — это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.
Другие ученые склоняются к мысли, что психология — это наука и практика в единстве, а наука и практика в психологии понимаются по-разному. Но это означает, что психологий много: не меньше, чем реальных опытов построения психологической науки-практики.
Восстановление единого предмета психологии и синтез психологического знания возможен только путем возврата психологии кпризнанию реальности и главенствующей роли души. И хотя душа останется преимущественно вне рамок психологических исследований, ее постулирование, се благоговейное признание, постоянная необходимость соотнесения с самим фактом и целями се существования неизбежно изменят, преобразят формы и суть психологических исследований.
Многие непредубежденные психологи, как на Западе, так и в России, осознали глубокую пропасть, отделяющую современную научную психологию от великих религиозных систем. Накопленные в этих системах за века и даже за тысячелетия богатства глубинного знания о человеческой душе и сознании не получили адекватного признания и до последнего времени не изучались.
В последние годы происходит сближение духовно-опытного и научно-теоретического способов познания мира.
Все более прослеживается стремление выйти за рамки понимания психологии как науки о психике — свойстве мозга. Многие современные психологи рассматривают психологию человека как психологическую антропологию и говорят о духовности как самой глубинной сущности человека. Понятия души и духовности с позиций сегодняшнего дня уже не трактуются как чисто образные выражения. Духовность включает в себя смысл жизни, совесть, высшие нравственные ценности и чувства, высшие интересы, идеи, верования. И хотя духовность не имеет прямых физических коррелятов, кроме энергетики, психологи считают, что духовность может изучаться в рамках психологии.
К концу XX в. осознается необходимость построения единой картины мира, в которой были бы синтезированы как результаты научного познания природы и человека, так и плоды тысячелетнего духовного опыта. Лидером в этом процессе, как и всегда было в истории научного познания, выступают физики. Вслед за физикой в научной психологии также стало приходить осознание необходимости перестройки мировоззрения и выхода к многомерному пониманию человека.
С учетом всего изложенного психологи приходят к пониманию психологии как науки о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм.
5. Психика (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении, деятельности регулятивную функцию.
Развитие психики человека.Возрастная классификация А. Н. Леонтьева и Б. Г. Ананьева. Общие характеристики стадии развития психики человека: новорожденный, ранний младенческий возраст, поздний младенческий возраст, преддошкольный возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и начало юности, акмеологический период, период геронтогенеза.