Общие типы высшей нервной деятельности

Сильный тип (сангвиник)

Спокойный

тип (флегматик)

Общие типы высшей нервной деятельности - student2.ru

Уравновешен­ные процессы

Подвижные процессы

Малоподвижные, процессы

Неуравновешен­ные процессы

Общие типы высшей нервной деятельности - student2.ru

Безудержный

тип (холерик)

Слабый '

тип (меланхолик)

У большинства людей тип высшей нервной деятельности пред­ставляет собой промежуточные формы между этими основными типами или их сочетание.

Названные выше типы есть у людей и животных, поэтому они называются общими. У людей есть и так называемые специфиче­ские типы высшей нервной деятельности, что связано с наличи­ем у человека второй сигнальной системы. И. П. Павлов дополни­тельно ввел в классификацию типов высшей нервной деятельности критерий особенностей взаимоотношений у конкретного челове­ка первой и второй сигнальных систем и выделил три специфи­ческих типа:

мыслительный — это тип людей с преобладанием роли второй сигнальной системы в их жизни и деятельности, склонности к

отвлеченному, абстрактному мышлению с помощью понятийно­го аппарата, слова. Нередко это люди прагматики, рационалис­ты, способные к научному творчеству и прогнозированию. В со­временной терминологии это так называемый левополушарный психотип человека;

художественный — присущ людям, у которых ведущую роль в жизни и деятельности играет первая сигнальная система. Это вы­ражается в склонности к образно-эмоциональному мышлению, более целостному, чем у мыслителя, восприятию картины мира, окружающей действительности. Для них характерны высокая ост­рота, сила, яркость и полнота, целостность непосредственного восприятия действительности. Это правополушарный психотип человека, у которого ведущую роль в жизнедеятельности играет правое полушарие головного мозга;

средний тип, в котором деятельность первой и второй сигналь­ных систем более или менее уравновешена и в тех или иных об­стоятельствах на первый план может выйти любая из них. Боль­шинство людей принадлежит к этому типу высшей нервной деятельности.

Головной мозг человека устроен асимметрично.

Левое полушарие головного мозга управляет правой частью тела человека, а правое полушарие — левой.

У подавляющего большинства людей (у правшей) левое полу­шарие выполняет функции анализа, синтеза, сравнения, уста­новления взаимосвязей между предметами и явлениями, отдель­ными сторонами объективной действительности. Его деятельность связана прежде всего с работой второй сигнальной системы, речи человека, слова, понятийного, категориального аппарата челове­ка. Это рациональное, логическое, мыслительное полушарие. Ин­формация в это полушарие поступает дискретно, дискретна и его аналитическая деятельность. В таком случае актуальной становит­ся проблема диалектики мышления, его логичности.

Правое полушарие у большинства людей наглядно-образное, эмоциональное. Информация поступает сюда через непосред­ственное восприятие человеком действительности с помощью первой сигнальной системы (зрение, слух, обоняние, осязание и другие органы чувств) целостно и во всей воспринимаемой совокупности внешних связей и проявлений окружающего чело­века мира. Объем информации, идущей в правое полушарие че­рез органы чувств человека, несравненно больший, чем объем информации, поступающий в левое полушарие. При этом значи­тельное количество информации поступает в правое полушарие, минуя сознание человека, на неосознаваемом уровне восприя­тия. Когда происходит накопление в этом полушарии той или иной информации об окружающей человека действительности и о нем самом, человек может осуществлять неосознанно правиль-

ное ориентирование в соответствующих обстоятельствах, на ин­туитивном уровне.

В целом у большинства людей правое полушарие обеспечивает целостное и системное восприятие внешних предметов, явлений, событий и связей действительности, понимание правды жизни, всего того, что существует, возникает как факт, как реальная си­туация. И если органы чувств утрачивают в той или иной степени способность адекватного реагирования на реальные обстоятель­ства ситуации, происходит искажение в ее восприятии и понима­нии. Это возможно и при нарушениях в работе самого правого полушария и головного мозга в целом.

Левое полушарие у большинства людей способно осущест­влять аналитическую деятельность и выявлять, устанавливать внутренние, устойчивые связи и отношения в объективной ре­альности. Оно функционально сориентировано преимуществен­но на познание истины, на приобретение человеком объектив­ного знания.

Соотношения в степени развитости правого и левого полуша­рий головного мозга человека, а потому и роли того или иного полушария головного мозга в жизнедеятельности конкретного человека могут быть разными.

Есть люди с более развитым и определяющим своеобразие их жизни, поведения и деятельности левым полушарием головного мозга по сравнению с правым. Это «левополушарники», лево-полушарный психотип человека. У И. П. Павлова этот тип ВИД назван мыслительным. «Левополушарники» успешнее осуществля­ют деятельность, связанную с разработкой научных теорий, кон­струированием технических устройств и систем, деятельностью в области политики, военно-оперативного искусства, юриспруден­ции, руководства и т. п. «Левополушарники» — врожденные мате­риалисты, атеисты. Английский ученый Г. Уолтер в книге «Живой мозг» высказывает предположение, что революционеры, полити­ки, лидеры партий, государственные деятели выходят из «лево-полушарников». У них абстрактно-логическое мышление преоб­ладает над чувственным пониманием жизни.

Тех, у кого более развито и играет ведущую роль в жизнедея­тельности правое полушарие головного мозга по сравнению с левым, называют «правополушарниками», правополушарным психотипом человека. В терминологии И. П. Павлова это художе­ственный тип ВИД. Для представителей этого типа более успеш­ной является деятельность в области различных видов искусства в зависимости от их задатков и способностей. «Правополушарни-ки» больше верят не словам, а своим глазам и чувствам. О другом человеке больше судят по его делам, а не красивым словам. Они воспринимают мир вначале на эмоциональном уровне, в его сис­темном и целостном виде, а уж потом его осмысливают. Они бо-

лее по сравнению с «левополушарниками» подвержены сомнени­ям, колебаниям, мукам совести, этическим переживаниям. «Пра-вополушарники» имеют врожденную богатую интуицию, способ­ны на неосознаваемом уровне почувствовать появляющийся дискомфорт среды, и потому именно их лучше всего использо­вать как респнодентов при проведении социологических опросов и изучении общественного мнения. Правополушарные дети хуже учатся, труднее поддаются программированию, принятию соци­альных норм, правил. А вот левополушарный ребенок легко под­чиняется дисциплине, быстро усваивает правила поведения (как хорошего, так и дурного).

Людей с достаточно выраженной степенью функционального развития правого или левого полушария головного мозга не так много (примерно по 13—15 %). Последние исследования выявили предрасположенность к право- или левополушарному развитию у 46 % новорожденных детей (у 54 % детей такой предрасположен­ности не выявлено).

Большинство людей имеют смешанный тип ВНД: у них функ­ционально деятельность обоих полушарий находится в своеобраз­ном равновесном состоянии. При этом в той или иной ситуации доминантную роль может играть любое из полушарий.

Таковы основные положения физиологии высшей нервной де­ятельности человека, знание и понимание которых помогает пол­нее уяснить особенности психической деятельности индивида, материальные основы психики.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Каково строение и функциональное предназначение нервной сис­темы человека?

2. Дайте характеристику основных отделов, структур головного мозга и их функционального предназначения.

3. Раскройте строение и функциональное предназначение коры го­ловного мозга человека и ее отдельных полей.

4. Проанализируйте основные уровни функциональной активности нервной системы человека.

5. Дайте характеристику основных законов функционирования выс­шей нервной деятельности человека.

6. Раскройте понимание рефлекса как основного механизма высшей нервной деятельности.

7. Дайте сравнительный анализ первой и второй сигнальных систем человека.

8. Раскройте понятие и особенности основных общих типов высшей нервной деятельности.

9. Дайте характеристику специфическим типам высшей нервной Деятельности человека.

10. Что вы понимаете под функциональной асимметрией мозга?

11. В чем состоят особенности лево- и правополушарных психотипов человека?

12. Раскройте нейрофизиологические основы потребностей и эмоций человека (по П. В. Симонову).

ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Принципы психологии — это исходные положения, определяю­щие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и фор­мы проявлений, способы подхода к ее изучению и изменению. Принципы аккумулируют в себе основные закономерности и за­коны, действующие в сфере психического, и поэтому чрезвычай­но важно уяснить их содержание, основные требования. При этом необходимо понимать, что принципы — это не исходный пункт исследования, а его конечный результат (Ф. Энгельс). Выявление и формулирование принципов — результат специальных и неред­ко длительных исследований специалистами психического, ду­ховного.

Большой вклад в разработку принципов психологии внесли философские науки, и прежде всего разработка основного во­проса философии, общих законов диалектики, ведущих катего­рий философии (количества, качества, меры, необходимости и случайности, причины и следствия, истины и ее критериев, раз­вития, движения, взаимосвязи, категории материи, материаль­ного и идеального), теории познания и т.д. В этом смысле плюра­лизм подходов к пониманию психического, многообразие психологических школ в значительной степени объясняются свое­образием философских позиций, пристрастий психолога-иссле­дователя.

Большое влияние на понимание психического и разработку принципов психологии оказали физиологические науки, и преж­де всего физиология мозга, физиология высшей нервной деятель­ности.

К числу других наук, оказавших влияние на понимание психи­ческого, его истоков и своеобразия, в первую очередь относятся педагогика, экономика, социология, политология, этика, эсте­тика, юриспруденция. Все эти науки изучают относительно само­стоятельные сферы жизни и деятельности людей, оказывающие влияние на формирование и развитие их психики.

Законы, действующие в этих сферах, обладают относитель­ной самостоятельностью, хотя и испытывают взаимовлияние на особенности своего проявления. Это важно понимать при учете взаимодействия законов психологии и социальной сферы жизне­деятельности людей, законов их биологии. Так, по поводу взаи-

модействия законов социальной жизни и биологии человека А. Н.Леонтьев заметил: то, какая пища попадает в желудок чело­века, обусловлено социальными обстоятельствами, условиями его жизни и т.п., но процесс пищеварения, ее переработки в желуд­ке происходит по законам физиологии пищеварения. И понятно, что качество, состав и количество того, что попадает в желудок человека, может существенно повлиять на проявление законов физиологии пищеварения, привести к нарушениям в организме, в нервной системе человека, к своеобразию формирования и про­явления его психики.

Опираясь на философские, естественно-научные и другие на­учные основы, отечественная психология сформулировала следу­ющие основные ведущие методологические принципы, опреде­ляющие ее позиции в понимании психики и подходы к ее изучению и формированию.

Принцип отражения,раскрывающий понимание сущности пси­хического и его основных функций, уровней в развитии психи­ки человека. По мнению А. Н. Леонтьева, в психике нет ни грана того, что не было бы отражением. Очевидно, что своеобразие психики человека, этой особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами, среди которых ведущую роль игра­ют следующие: особенности самой объективной реальности, вос­принимаемой как с помощью органов чувств человека (через первую сигнальную систему, в том числе и через экстрасенсори­ку), так и с помощью языка, речи (через вторую сигнальную систему); состояние головного мозга, физического и психичес­кого здоровья человека; содержание и состояние его психики.

Особенности психического отражения более подробно рассмот­рены в одной из предыдущих глав данного учебника.

Принцип детерминизма,объясняющий причины развития пси­хики, ее истоки. Здесь важно видеть и уяснить два обстоятель­ства.

Первое — психика человека обусловлена и выступает результа­том взаимодействия многих факторов и обстоятельств биологи­ческого, природного и социального характера. При этом ведущую роль в формировании и развитии человеческой психики как у от­дельных индивидов, так и у различных форм общностей людей играют социальные условия их жизни и деятельности. Содержа­ние психики человека определяется образом и уровнем жизни и деятельности людей и изменяется с изменением жизненных об­стоятельств. Ее происхождение, формирование и развитие реша­ющим образом зависят от способа производства, распределения и потребления материальных и духовных средств, общественного, группового и индивидуального бытия человека. Своеобразие в пер­вую очередь этих обстоятельств, а также доминирующих в обще­стве нравственных, эстетических, политических, правовых и других

социальных норм, правил, ценностей и обусловливает то или иное содержание, уровень функционирования и направленность пси­хики людей.

Вместе с тем психика человека не простой продукт обстоя­тельств. Через деятельность людей она может изменять эти обсто­ятельства (К. Маркс).

Второе обстоятельство состоит в том, что психика человека не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на че­ловека социальных, биологических и природных факторов, об­стоятельств. С.Л.Рубинштейн отмечал, что «психические явления выступают в жизни человека не только как обуслов­ленные, но вместе с тем и как обусловливающие; оп­ределяемые условиями жизни человека, психические явления обу­словливают его поведение, его деятельность» (Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959. — С. 19), посредством которых человек видоизменяет окружающий его со­циальный и природный мир и самого себя.

Психика человека, таким образом, обладает способностью из­менять, развивать себя.

Принцип активностипсихического, сознания ориентирует ис­следователя при изучении психики, психических явлений учиты­вать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека в виде тех или иных образов избирательно, целенаправ­ленно, а не только зеркально. Это обусловлено и определяется имеющимся у человека жизненным, профессиональным и дру­гим опытом, его потребностями и интересами, тем, что в каждом акте психического присутствует и отношенческий аспект. Психи­ка человека, ее содержание и состояние выступают своеобразным трансформатором, призмой всяких внешних и других воздействий. Одни обстоятельства, факты, события, воспринимаясь неадек­ватно, заметно усиливают свое воздействие на человека, его пси­хику; степень влияния других событий, наоборот, ослабляется. К ряду жизненных обстоятельств в тот или иной момент, отрезок времени у человека складывается нейтральное отношение, он как бы безразличен к ним. Многое же из окружающей действительно­сти и того, что происходит в организме человека, отражается на неосознаваемом уровне, минуя сознание. Однако все, что так или иначе влияет на человека, оставляет «следы» в головном мозге, рано или поздно может активизироваться и создавать своеобразие функционирования и настроя психики по восприятию и оценке объективной реальности.

Принцип развитияпсихики, сознания человека в деятельности и во взаимодействии с миром, общении с другими людьми, в процессе взаимодействия его с социальной и природной средой раскрывает истоки человеческой психики. Психика человека, его сознание могут быть правильно поняты и объяснены при усло-

вии, если рассматриваются как результат социального взаимодей­ствия, взаимодействия человека с окружающей его социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания. В качестве специфической для человека формы психического развития вы­ступает его социализация как процесс усвоения им общественно­го опыта. Именно через социализацию формируется и развивается сознание и осознание личности, складывается система ее ценно­стей. А потому каковы социальные обстоятельства жизни и дея­тельности людей, таковы и люди: их сознание, интересы и по­требности, устремления, способности и т.п. Изменение жизненных обстоятельств, и прежде всего характера и условий деятельности, отношений между людьми ведет к изменениям их психики, со­знания. С. Л. Рубинштейн отмечал, что, проявляясь в деятельнос­ти, сознание в деятельности и формируется.

Принцип взаимосвязи, единствасознания, психического и де­ятельности, поведения показывает, что человеческая психика формируется, функционирует, развивается и проявляется толь­ко в процессе общественно-трудовой деятельности, взаимодей­ствия человека с другими людьми. Единство (но не тождество) сознания, психического и деятельности, поведения человека состоит в следующем: сознание, психическое побуждают чело­века к действию, образуют внутренний план деятельности, по­ведения, их программу, модель, с помощью которых и происхо­дит ориентация человека в окружающей среде. Этот принцип ориентирует специалиста, практика при изучении и анализе по­ведения, деятельности людей не только учитывать внешнюю кар­тину, рисунок поведения, внешние обстоятельства, но и выяс­нять те внутренние психологические механизмы (цели, мотивы, ценностные ориентации, знания, умения, навыки и т.п.) лич­ности, которые обеспечили соответствующее поведение, действие, поступок, а также и их результаты.

В связи с этим выделяют две грани проявления психики лю­дей, две группы форм существования психического:

субъективные — что и как мыслит, оценивает, переживает че­ловек, его отношения и оценочные суждения и т.п.;

объективные — реальное поведение, действия, поступки чело­века, материализованные и объективированные результаты его де-, яний (продукты его производственной, творческой, спортивной, бытовой и другой деятельности и т.п.).

Все это дает основание утверждать, что наиболее полное и адек-атное понимание психики человека возможно лишь на основе Систем объективных и субъективных ее проявлений, оценки no-сазателей и признаков таких проявлений.

Принцип целостного, системного подходак пониманию и изу-1ению психических феноменов ориентирует специалиста на

В А Сластенин

понимание того, что психика формируется, функционирует и про­является как целостное, интегральное явление. Все индивидуаль­ные и групповые (общественные) психические феномены взаи­мосвязаны и обусловливают друг друга. Их вычленение и отдель­ное рассмотрение в психологии как учебной дисциплине (да и в науке) носят условный характер и имеют целью показать особен­ности, свойства этих явлений. При этом количественные и каче­ственные изменения, происходящие в отдельных психических яв­лениях, процессах, механизмах, тут же приводят к изменениям в функционировании и проявлениях всей психики как системы. Пси­хика человека как индивида, так и различных форм общностей людей является целостным, системным, иерархически организо­ванным образованием, и потому любая коррекция отдельных характеристик психики видоизменяет ее всю.

Важно также подчеркнуть, что психика человека, функцио­нируя системно в многообразии взаимосвязей ее различных феноменов, обладает компенсаторными свойствами: недостаточ­ная развитость одних психических функций может быть компен­сирована соответствующим развитием других. Например, отсут­ствие интереса к учебному предмету, к той или иной деятельно­сти может компенсировать высокая волевая подготовленность, собранность человека, недостаточные способности — трудолю­бие и т.д.

Принцип относительной самостоятельностипсихических фено­менов не противоречит предыдущему принципу, а лишь указыва­ет на то, что каждое психическое явление у человека может иметь не только своеобразие своих физиологических основ (см. подроб­нее раздел о физиологии головного мозга и физиологии высшей нервной деятельности), но и свои закономерности формирова­ния, функционирования, развития (например, память, воля, эмоции, способности и т.п.). К тому же как отдельные индивиду­альные, так и групповые, массовые психические феномены могут функционировать (формироваться) достаточно выраженно неза­висимо от других явлений психики, детерминируя, обеспечивая соответствующее поведение и действия людей (например, та или иная акцентуация личности, доминирующая потребность, тради­ция, ценность и т.п.).

Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов,ценностей, установок в понимании своеобразия, при формировании и изучении психических явлений, фактов, меха­низмов.

С учетом требований этого принципа изучение психики чело­века и ее отдельных феноменов может быть правильным лишь при учете, прежде всего в совокупности, единстве, основных, веду­щих, коренных личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опы-

та, способностей и других особенностей в целом, учета своеобра­зия как психотипических, так и индивидуально-психологических особенностей людей.

Принцип единстваконкретно-исторического подхода и содер­жательного анализа явлений как индивидуальной, так и группо­вой, общественной, массовой психики. Этот принцип ориентиру­ет специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретно-исторических условий их жизни и деятельности. Психика человека не может быть правиль­но и полно понята при условии игнорирования требований этого принципа. Только содержательно-ценностного или, наоборот, кон­кретно-исторического анализа психики, ее отдельных феноменов недостаточно для их правильного понимания.

Все названные основные принципы психологии представляют собой систему, в которой каждый элемент раскрывает ту или иную грань психического. И поэтому игнорирование требований хотя бы одного из принципов снижает возможность в познании и из­менении психики человека, социальной группы.

Важно уяснить основные требования ведущих принципов оте­чественной психологии, своеобразие и пути реализации этих тре­бований в профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность специалиста любого профиля будет более успешной, если он постоянно изучает и понимает своеобразие психики человека и учитывает ее особенности при решении профессиональных задач. Для этого он может использо­вать соответствующие средства и методы изучения личности, пси­хических явлений и процессов в трудовом коллективе.

Методы психологии— это способы изучения психических осо­бенностей людей, сбора, обработки и анализа психологической информации, получения выводного знания. Это способы исполь­зования тех или иных средств для решения исследовательских и других психологических задач.

В познании психических феноменов используются следующие основные средства: интеллектуально-познавательная деятельность исследователя, специалиста, первая и вторая сигнальные систе­мы, компьютерная, видео- и аудиозаписывающая техника, тес­товые и другие опросные бланки и средства.

Методы психологии имеют своей целью раскрыть особенно­сти, закономерности, механизмы индивидуальной и групповой психики, отдельных психических явлений и процессов. При этом каждый метод имеет свои возможности и ограничения, знание и Учет которых необходимы на практике, в профессиональной и дру­гих видах деятельности. Психологическое изучение людей должно быть направлено на получение максимально объективного, истин­ного знания об особенностях их психики. Этому в значительной степени помогает овладение специалистами методами психоло-

гии, методикой профессионально-психологического изучения человека. Все многообразие методов, используемых в психологии, можно свести в четыре группы.

1. Эмпирическиеметоды — сбора информации о психических особенностях как отдельного человека, так и социальной группы.

2. Методы обработкиполученной информации, в том числе и с использованием методов математической статистики и электрон­но-вычислительной техники.

3. Теоретическиеметоды — анализа и интерпретации результа­тов — исследования и получения нового знания о психических особенностях изучаемого человека или социальной группы.

4. Методы практического характера,к числу которых относят:

а) методы оказания различных форм психической помощи;

б) методы социально-психологического научения (тренинг группы, методы индивидуального обучения методике регуляции психических состояний и т.п.).

Наибольший практический смысл в деятельности специалиста имеют методы первой группы — сбора психологической инфор­мации. К их числу относятся следующие методы:

наблюдения;

познавательной беседы (индивидуальной и групповой);

опроса (письменного и устного), разновидностью которого

являются анкетирование и интервью;

экспертной оценки;

оценки полярных профилей;

эксперимента (естественного и лабораторного);

тестирования;

анализа документов;

анализа результатов деятельности;

самонаблюдения и самоотчетов и др.

Все это общие методы психологии (см. подробнее: Немое Р. С. Психология. — М., 1994. — Кн. 1.; Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1977).

В отдельных отраслях психологии могут использоваться и дру­гие специальные методы: например социометрии, контент-ана­лиза, ролевых игр, брейн-сторминга (мозговой атаки) в социаль­ной психологии.

Обычно ни один из эмпирических методов не дает полного представления об изучаемом психическом явлении. Для получения такого знания целесообразно использовать систему методов.

Совокупность методов и процедура их использования для изу­чения психических особенностей человека и социальной группы принято называть методикой исследования. Понятие методики в психологии используется и в узком смысле слова — как техноло­гия использования того или иного метода: методика наблюдения, беседы, опроса и т.д.

При решении любой исследовательской задачи, готовясь к это­му, необходимо ответить на ряд вопросов.

1. Какойили какие психические феномены у отдельного чело­века или у социальной группы нужно изучить?

2. Какпонимается этот феномен и в каких формах он проявля­ется?

3. Кто,в каких условиях и с использованием каких средств и методов будет изучать этот феномен?

4. Ктовыступает объектом изучения?

5. Каковацель изучения психического феномена?

В зависимости от ответов на эти вопросы избирается, разраба­тывается соответствующая методика исследования.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Раскройте понимание и дайте общую характеристику принципов психологии.

2. Как соотносятся законы психологии и других наук?

3. Раскройте содержание и требования основных методологических принципов психологии.

4. Как соотносятся такие категории, как «средство», «метод», «мето­дика», «программа психологического исследования»?

5. Какие средства могут быть использованы для решения исследова­тельских и других психологических задач?

6. Проанализируйте основные группы методов, используемых в психо­логии.

7. Дайте характеристику специальных методов социальной психо­логии.

8. Что, по вашему мнению, необходимо учитывать при разработке методики изучения психических феноменов?

ГЛАВА 4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

С древнейших времен потребности в совместной жизни и жиз­необеспечении заставляли людей вступать в различные виды кон­тактного взаимодействия, учитывать в своих действиях, поведе­нии особенности психики окружающих, а также и свои возмож­ности.

В течение многих тысячелетий малопонятные психические яв­ления люди обозначали общим понятием — душа. В этом смысле психологические знания и представления выступают непремен­ным спутником человеческого общества. Однако возникновение учений о душе относится к VI в. до н.э.

Издревле существовало верование, что человек состоит из плоти (тела) и бесплотной души. В представлениях первобытных людей

душа и тело составляли единое целое. При этом душа понималась как независимое от тела явление, способное управлять телом. Люди считали, что душа периодически покидает тело (например, во сне, в других состояниях: в трансе, при отключении сознания) и, если не возвращается в него, наступает смерть. Души умерших людей по верованиям того времени составляют такие же сообщества, как и у живых людей. А потому у первобытного человека отсутствовало представление о смерти как конечном этапе жизненного пути.

Уже на заре человечества существовали представления о духах, сверхъестественных силах, которые можно попросить о помощи, делая им приношения и поклоняясь им. Было разделение на доб­рых и на злых духов.

У людей создавались определенные табу, складывались обря­ды, ритуалы (например, ритуальные танцы перед охотой, перед пиршеством и т.п. как своеобразные способы психологического настроя), возникло знахарство, шаманство. Появились культовые отношения к душе как первоначальные формы религии. Посте­пенно накапливались знания о духовной жизни людей. Эти зна­ния становились кастовыми, передавались по наследству, внутри определенных групп людей (колдуны, знахари, а позднее — жре­цы, волхвы, гуру, церковная элита).

В древних представлениях о душе она присутствует везде в при­роде, где есть движение и теплота, а в ряде случаев душой наде­лялись любые предметы вообще. Первое учение о душе основыва­лось на понимании внематериальной природы души и вере во всеобщую одухотворенность мира. Такое понимание получило на­звание анимизм (от лат. «анима» — дух, душа).

В дальнейшем такое представление о душе начинает уступать место наивно-материалистическим представлениям о душе (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций: VII—I вв. до н.э.). Суть их в том, что душа (греки называли ее «псюхе», что и дало название нашей науке) рассматривается как материаль­ный орган тела, руководимый также материальным началом — духом, разумом. Дух, душа считаются телесными и образуются из мельчайших, неделимых и подвижных частиц — атомов.

Однако с позиции такого подхода нельзя было объяснить воз­никновение у человека абстрактного логического мышления, во­ображения, целеполагания, воли и ряда других психических осо­бенностей.

Это создало предпосылки для развития идеалистических взгля­дов на психику человека.

Наиболее ярким представителем этого направления является Платон (427—347 гг. до н.э.). Он выделил в душе три части: разум, мужество, вожделение, которые разместил в различных частях тела (голове, груди, брюшной полости). Он считал, что эти части рас­пределены у людей неравномерно, а преобладание той или иной

части души связывал с принадлежностью человека к социальной группе и даже к соответствующему этносу. По его мнению, разум­ная, высшая часть души господствует у аристократов, филосо­фов, элитной части общества; мужество — у воинов; вожделение (низшая часть души) — у простых тружеников, ремесленников, рабов. Он считал, что у греков преобладает разум, у северных вар­варов — мужество, а вожделение в большей степени свойственно южанам.

Платон создал учение об «идеях» как вечных и неизменных сущностях, образующих высший, лежащий по ту сторону приро­ды незримый мир. Разумная часть души вселяется в бренное тело при рождении и оказывает влияние на формирование души чело­века в целом. По сути, Платон является родоначальником дуализ­ма в психологии.

Особый вклад в развитие учения о душе внес ученик Платона выдающийся древнегреческий философ Аристотель(384—322 гг. до н.э.). В своих трудах «О душе», «О памяти», «О сновидениях» он преодолевает дуализм Платона и выдвигает идею неразде­лимости души и живого тела. В этом единстве душа выступает движителем живого тела путем принимаемых решений. По мне­нию Аристотеля, душа не может существовать без тела, но и не является телом. Аристотель выдвинул идею принципа развития психики от низших форм к высшим. В развитии психических функций он отдавал приоритет социальным условиям, а в раз­витии характера ведущую роль отводил реальной деятельности человека.

Аристотель сделал попытку вернуть психологическую мысль на естественно-научную, биологическую почву. Ему принадлежит за­слуга разработки таких проблем психологии, как ощущения, пред­ставления, активность психики, психический образ, основные ассоциации (связи) по сходству, смежности и контрасту. Идеи Аристотеля заложили фундамент развития научной психологии. По­степенно в понимании души складывается представление не только о том, что человек способен воспринимать действительность, мыслить, совершать произвольные действия, но и о том, что это свойственно ему лично. Он в отличие от животных сам осознает и произвольно видоизменяет свои действия по своему пониманию и желанию. Зарождается понятие о сознании человека.

Дальнейшее развитие естествознания, биологии, проведение опытных исследований строения и функций организма человека способствовали расширению и утверждению представлений о ес­тественной основе психического. Заметный вклад в это внесли врачи Древнего мира.

Уже в VI в. до н. э. древнегреческий врач Алкмеонвыявил нали­чие глазных нервов и пришел к выводу, что органом души явля­ется мозг. Основоположник научной медицины древнегреческий

врач Гиппократ (460—370 гг. до н.э.) разработал учение о темпе­раментах и показал зависимость особенностей темпераментов людей от материальных, физиологических основ. В IIIв. до н. э. александрийские врачи Герофили Эразистратотделили нервы от сухожилий и связок и установили их взаимосвязь с работой мозга.

Во IIв. до н. э. римский врач Галенобобщил достижения физи­ологов и медицины и существенно обогатил физиологические основы психики. По его мнению, нервы располагаются во всех частях тела, а ведущую роль в обеспечении психических проявле­ний, особенно разума, играет задний желудочек мозга. Гален рас­ширил представление о сознании человека и разделил движения человека на произвольные и непроизвольные. Расширить свои анатомические познания ему позволила хирургическая практика у гладиаторов.

Зависимость психики от работы мозга и от деятельности тела обосновывает в своих трудах арабский мыслитель Ибн-Сина(Ави-цена) (980-1037).

С усилением роли религии (христианства католического) в общественной жизни Европейского континента понимание со­знания, психики человека начинает приобретать все более идеа­листическую, религиозно-богословскую окраску. В эпоху Средне­вековья церковно-богословская концепция души становится определяющей, в том числе и под влиянием инквизиции.

Наши рекомендации