В узком педагогическом значение воспитание означает воспитательную работу, направленную на формирование у человека нужных качеств, взглядов, убеждений

Тема: Педагогика в системе наук о человеке.

1. Педагогика – наука о воспитании.

Слово «педагогика» возникло от греческого слова «пайдагогос», которое в буквальном переводе означает «детоведение». В Древней Греции педагогами первоначально называли рабов, сопровождающих детей своего господина в школу.

Позже педагогами стали называть вольнонаёмных людей, которые занимались наставлением и обучением детей. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле: искусство «вести ребёнка по жизни», то есть обучать и воспитывать.

Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки – педагогики. Были проанализированы конкретные факты, опыт воспитания, сделаны необходимые обобщения, сформулированы теоретические положения. Педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей и была таковой до середины 20-го века.

Во второй половине 20-го века учёные-педагоги пришли к пониманию того, что в квалифицированной педагогической помощи нуждаются не только дети, но и взрослые. С этого времени педагогика стала наукой о воспитании человека.

Всякая наука имеет свой предмет. Предмет науки – то, что она изучает, на что направлено её исследование. Предмет педагогики – воспитание.

Термин «воспитание» употребляется в различных смыслах (значениях). В широком социальном значении воспитание означает целенаправленное воздействие на людей всей социальной среды. В этом значении воспитание можно определить, как целенаправленный, систематический процесс формирования личности в соответствии с потребностями общества в характере воспитанности его членов.

В широком педагогическом значении воспитание означает специально организованную работу, охватывающую весь учебно-воспитательный процесс, то есть обучение, образование и воспитание человека.

В узком педагогическом значение воспитание означает воспитательную работу, направленную на формирование у человека нужных качеств, взглядов, убеждений.

Главная задача педагогики – накопление и систематизация знаний о воспитании человека.

Педагогическая теория знакомит с тем, как проектировать и осуществлять воспитательный процесс, как оценивать его результаты.

Источники развития педагогики – многовековый опыт воспитания, народная педагогика, философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды, современные научно-педагогические исследования, мировая и отечественная практика воспитания, опыт педагогов-новаторов.

2. Возникновение и развитие педагогики как науки.

Истоки педагогической науки зародились в недрах философских учений мыслителей Древних Греции, Рима, государств Древнего Востока.

В трудах древнегреческого философа Платона впервые была выдвинута идея общественного характера воспитания (воспитание он рассматривал как функцию государства, общества).

Древнегреческий учёный Аристотель выдвинул идею гармонического воспитания человека.

Демокрит высказывался о природосообразном воспитании.

У римских мыслителей вопросы воспитания освещались в меньшей степени. Наиболее ценные педагогические идеи высказаны римским ритором Марком Фабием Квинтилианом в труде «О воспитании оратора».

В эпоху раннего феодализма педагогическая мысль была проникнута духом религиозной идеологии. Мысли о религиозно-нравственном воспитании детей содержались в различных религиозных источниках.

Как наука, педагогика начала складываться в эпоху Возрождения (15-16-ые в.в.). Педагогические идеи в эту эпоху были представлены мыслителями-гуманистами. Выдающиеся из них – Франсуа Рабле и Мишель Монтень.

Ф. Рабле в своём романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» подверг уничтожающей критике схоластическое воспитание и противопоставил ему воспитание гуманистическое. Оно предполагало продуманный режим, многостороннее образование, развитие самостоятельного мышления, творчества и активности ребёнка (схоластика – средневековая религиозно-идеалистическая философия. Схоластическое воспитание предполагало безусловную покорность, бездумное заучивание текстов).

М. Монтень, как и Ф. Рабле, в своей книге «Опыты» выступал за всестороннее развитие человека. Он был против крайней гуманизации обучения, сводившейся только к изучению латинской и греческой литературы.

Оригинальные идеи об общественном характере воспитания высказали представители раннего утопического социализма – англичанин Томас Мор и итальянец Томмазо Кампанелло (Томас Мор – в своей книге «Золотая книжка, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», Т. Кампанелло – в сочинении «Город Солнца»).

Они впервые выдвинули идеи равенства образования мужчин и женщин, обучения на родном языке, соединения обучения с трудом. В своих трудах они изобразили идеальное государство, где нет частной собственности, и все одинаково трудятся, все имеют возможности заниматься наукой и искусством. Воспитание в этом государстве осуществляется обществом (в общественных учреждениях) и равно для всех граждан.

Однако высказанные педагогические идеи ещё не объединялись самостоятельной наукой, а являлись составной частью системы философских знаний.

Основы педагогики как самостоятельной науки заложил в середине 17-го века великий чешский мыслитель и педагог Я.А. Коменский.

В знаменитом труде «Великая дидактика» он выдвинул идею обучать всех всему, идею природосообразного воспитания: «Для того, чтобы дерево дало вкусные и сладкие плоды, необходимо, чтобы искусный садовник его посадил, поливал, подчищал. Так и человек, без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия не может стать существом разумным, нравственным и благочестивым».

Коменский определил основные принципы обучения и воспитания (наглядности, сознательности, систематичности, посильности). Он установил понятие учебного года, предложил классно-урочную систему обучения.

Свой вклад в развитие педагогики как науки вносили многие выдающиеся деятели.

Английский философ-материалист и педагог Джон Локк (17-ый в.) разработал интересную педагогическую систему, основанную на принципе полезности воспитания. Он говорил, что воспитание должно подготавливать человека к жизни. Необходимо воспитывать джентльмена. Для этого нужно развивать ребёнка физически, сообщать ему полезные знания (языки, математику, географию, бухгалтерию), вырабатывать у него твёрдую волю, изящные манеры, навыки вежливого поведения.

Выдющийся французский мыслитель-педагог 18-го столетия Жан Жак Руссо основал теорию естественного свободного воспитания в своём основном труде, романе «Эмиль или о воспитании»: «Пусть дети прыгают, бегают, кричат, когда им хочется…Мы придаём слишком много значения словам и нашим болтливым воспитанием делаем только болтунов…Ребёнок ломает мебель, бьёт окна – не торопись заменить… (пусть сам увидит неудобства)».

В 19-ом столетии педагогика развивалась под сильным влиянием швейцарского педагога-демократа Иоганна Генриха Песталоцци. Он способствовал созданию народной школы в Европе, сыграл большую роль в разработке методики начального обучения. Важнейшей задачей педагогики он считал развитие логического мышления у воспитанников. Эти мысли Песталоцци изложил в своём труде «Лингард и Гертруда».

Значительный вклад в развитие педагогики внесли Иоганн Фридрих Гербарт и Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (19-ый в.)

И.Ф. Гербарт разработал структуру урока, ввёл понятие «воспитывающее обучение, разработал систему развивающих упражнений.

А. Дистервег особое внимание уделял вопросу противоречий, складывающихся в педагогических явлениях.

В начале 19-го века возникло педагогическое учение поздних утопических социалистов: Шарля Фурье, Анри Сен-Симона, Роберта Оуэна.

В своих произведениях они рисовали общество, основанное на принципах равенства всех людей, общего владения средствами производства, участия всех граждан в производительном труде. При этом, они считали, что общество можно переустроить с помощью просвещения.

Воспитание мыслилось ими как гармоническое развитие сил и способностей детей, вооружение их научными знаниями о мире, подготовка к высоконравственной жизни, к труду на благо всех людей.

В России первые произведения педагогического характера появились во второй половине 19-го века.

Выдающийся русский писатель и просветитель Николай Иванович Новиков в резкой форме критиковал низкопоклонство дворян перед заграницей. Он призывал учителей разрабатывать отечественную педагогику и сам написал ряд педагогических работ. Основная из них – «О воспитании и наставлении детей». Цель воспитания он видел в «образовании детей счастливыми людьми и полезными гражданами». Н.И. Новиков определил ряд правил «образования разума»:

- не погашать любопытства детей;

- упражнять воспитанников во внимательности и в употреблении чувств;

- учить соответственно возрасту;

- учить видеть практическую пользу знаний.

Основные идеи революционно-демократической педагогики сформулированы Виссарионом Григорьевичем Белинским, Александром Ивановичем Герценом, Николаем Александровичем Добролюбовым, Николаем Григорьевичем Чернышевским.

Одно из главных положений педагогической теории Белинского – гармоническое развитие человека (единство физического, нравственного, эстетического воспитания, умственного образования). Много своих работ он посвятил эстетическому воспитанию, преподаванию художественной литературы. В детской литературе он видел большую воспитательную силу.

А.И. Герцен большое внимание уделял естественно-научному образованию. При этом он утверждал, что успех в обучении зависит от развития у учащихся самостоятельности мышления.

Н.А. Добролюбов научно обосновал необходимость установления правильных взаимоотношений между учителями и учениками.

Многие статьи В.Г. Чернышевского посвящены вопросам преподавания русского языка.

В педагогическую теорию 19 века особый вклад внёс Константин Дмитриевич Ушинский. Главные педагогические сочинения К.Д. Ушинского – «Педагогическая антропология» и «Человек как предмет воспитания».

В труде «Человек как предмет воспитания» К.Д. Ушинский говорил: «Для того, чтобы правильно воспитывать, педагогу нужно знать законы человеческой природы и то, как применять их в каждом конкретном случае».

Ведущее место в его педагогической теории занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания.

Важнейшей задачей он считал воспитание у детей любви к Родине, к родному языку.

Большое внимание К.Д. Ушинский уделял развитию нравственности: гуманности, честности, трудолюбия, дисциплинированности, чувства собственного достоинства. Он считал, что необходимым условием нравственного развития человека является труд (статья «Труд в его психическом и воспитательном значении»).

К.Д. Ушинский требовал полного переустройства системы образования на основе новейших научных достижений. В частности, был против перегрузки детей учебными занятиями в первые годы обучения.

В конце 19-го-начеле 20-го века интересные педагогические исследования были начаты в США виднейшими американскими учёными-педагогами Джоном Дьюи и Эдвардом Торндайком. Ими были сформулированы общие принципы, закономерности воспитания; разработаны и внедрены эффективные технологии обучения.

Русские педагоги послеоктябрьского периода разрабатывали проблему воспитания человека в новом обществе.

Павел Петрович Блонский написал книги «Педагогика», «Основы педагогики». В довоенные годы вышла и педагогика А.П. Пинкевича.

Значительный вклад в педагогику социалистического периода внесли работы Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

Н.К. Крупская разрабатывала проблемы формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, пионерского движения.

А.С. Макаренко занимался разработкой проблем формирования детского коллектива, методики трудового, семейного воспитания.

3.Основные категории педагогики.

Наши рекомендации