Воспитание и образование в эпоху Возрождения

9. Критика устоев Средневековья и схоластического образования в работах Франсуа Рабле и Мишеля Монтеня.

10. Деятельность гуманистов. Гуманизм эпохи Возрождения, его разновидности и влияние на развитие образования.

Литература

1. Абеляр П. Пролог к «Да и Нет» // Он же. История моих бедствий. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. – С.106–122.

2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Coda, 1997. – 343 с. (См.: гл. «Мир как школа» и «Слово и книга»).

3. Безрогов В.Г., Матулис Т.Н. Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах. М., Изд-во РОУ, 1996

4. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. – М.: Наука, 1989. – 352 с. (См.: раздел I, гл. 2).

5. История чтения в западном мире от Античности до наших дней / Ред.-сост. Г. Кавалло, Р.Шартье. – М.: Изд-во ФАИР, 2008. – 544 с. (См.: гл. 3–5).

6. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. – СПБ.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – 160 с.

7. Суини М. Лекции по средневековой философии. Выпуск 1: Средневековая христианская философия Запада. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2001. – 304 с. (См. лекции 10–13).

8. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего Средневековья.(конец V – середина VII века) – М.: Наука, 1989

ТЕМА № 3 ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В НОВОЕ ВРЕМЯ ВОЗЗРЕНИЯ Ф.БЕКОНА И Я.А. КОМЕНСКОГО (4 ЧАСА)

Темы выступлений

  1. Предпосылки становления научной педагогики в Новое время ( развитие индустриальной экономики, науки, реформация христианства). Реформация и Контрреформация. Мартин Лютер и реформирование христианской школы. Методизм в воззрениях реформаторов христианской школы ( М.Лютер, Кальвин) и его значение для развития образования.
  2. Достоинства и недостатки педагогической системы иезуитов
  3. Механическая картина мира. Становление экспериментальной науки. Обоснование научного метода Р.Декарт, Ф.Бекон.
  4. Школа как мастерская. Основные положения «Великой дидактики» Я.А.Коменского или об искусстве учить всех всему.
  5. Принцип природосообразности, его содержание и значение в трудах Я.А.Коменского.
  6. Сравнительный анализ воззрений Ф.Бэкона и Я.А.Коменского.

Литература:

1. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Он же. Сочинения в двух томах. Т. 1. – М.: Мысль, 1977. – С.81–522. (См.: Книга I, «Посвящение королю» в Книге II, Книга VI, гл. 4).

2. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Он же. Сочинения в 2 т. Т. I. – М.: Мысль, 1989. – С.250–296. (См. части I–IV).

3. Коменский Я.А. Великая дидактика // Он же. Избранные педагогические сочинения. – М.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1955. – С.164–446. (См.: гл. XXVII–XXXI).

4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – 576 с. (См.: «Выход из школьных лабиринтов», «Живая типография», «Мир чувственных вещей в картинках», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»).

5. Я.А.Коменский. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.- 224 с. – (Антология гуманной педагогики).

6. Лютер М. К советникам всех городов земли немецкой. О том, что им надлежит учреждать и поддерживать христианские школы // Он же. Избранные произведения. – СПб.: Андреев и согласие, 1994. – С.164–184.

ТЕМА 4.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Темы сообщений

1. Дж. Локк и его система воспитания джентльмена:

«Мысли о воспитании» и их философские основания.

Влияние естественно-правовой концепции Джона Локка на педагогику эпохи Просвещения.

2. Взгляды Ж.-Ж. Руссо на воспитание Человека.

Идея «естественного» и «свободного» воспитания в контексте социально-политических воззрений Ж.-Ж. Руссо.

Антисциентизм «Рассуждений о науках и искусствах».

Достоинства и недостатки теории воспитания в романе «Эмиль».

3. Выдающиеся деятели Просвещения в Российской империи.

4.1. Воззрения В.Н. Татищева на проблемы воспитания и образования. Его деятельность в области развития профессионального образования.

4.2. Научная и просветительская деятельность М.В. Ломоносова. Его программа организации высшего и среднего образования в России.

4.3. И.И. Бецкой как теоретик и организатор учебно-воспитательных заведений эпохи просвещенного абсолютизма. Проект воспитания «новой породы людей».

Литература:

1. Кант И. Спор факультетов // Он же. Сочинения. В 8-ми т. Т. 7. – М.: Чоро, 1994. – С.57–136. (См.: раздел I).

2. Кант И. О педагогике // Он же. Сочинения. В 8-ми т. Т. 8. – М.: Чоро, 1994. – С.399–462.

3. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении // Он же. Сочинения в 4-х т. Т. 2. – М.: Мысль, 1983. – 686 с. (См.: Книга IV, гл. XXI).

4. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х т. Т. 3. – М.: Мысль, 1984. – 734 с. (См.: «О литературной республике», «Некоторые соображения о развитии наук и искусстве открытия», «Рассуждения о методе определения достоверности»).

5. Локк Дж. Мысли о воспитании // Он же. Сочинения в 3-х т.: Т. 3. – М.: Мысль, 1988. – С.407–608.

6. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Он же. Сочинения в 3-х т.: Т. 1. – М.: Мысль, 1985. – 621 с. (См.: Книга I, гл. 1–4).

7. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. – М.: Педагогика, 1991. – 344 с.

8. Руссо Ж.-Ж. Рассуждения о науках и искусствах // Педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. – М.:Педагогика, 1981. – С.20–42.

9. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. – М.:Педагогика, 1981. – C.19–592.

10. Татищев В.Н. Разговор двух приятелей о пользе наук и училищах (1733-1736) // Он же. Избранные произведения. – Л.: Наука, 1979. – С.51–132.

ТЕМА 5. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX В.

Темы сообщений

1. Теория «элементарного образования» И.Г. Песталоцци.

«Элементарные» способности человеческой природы в их отношении к новоевропейской дилемме сенсуализма и нативизма.

Психологизация принципа природосообразности. Принцип целостности умственной, физической и нравственной составляющих в «элементарном образовании». Генезис принципа политехнизма: идея «элементарного образования для индустрии». Критика узкопрофессионального образования.

2. Теория «воспитывающего обучения» И.Ф. Гербарта. «Математическая психология» И.Ф. Гербарта как основание его педагогической теории.Развитие «многостороннего интереса» как основная задача дидактики.

3. Элементарная педагогика Ф. Фребеля. Идея воспитания ребенка как экстериоризации и дифференциации скрытых и синкретических природных задатков.

4. Педагогическая концепция Ф.А.В. Дистервега:Принципы природосообразности и наглядности в интерпретации А. Дистервега.

Принцип культуросообразности А. Дистервега. Диалектика «естественного» и «исторического» права. Теория воспитания А. Дистервега как «теория возбуждения задатков». Обусловленность дидактических законов исследованием человеческих задатков

Литература:

1. Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведенная из целей воспитания // Он же. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. – М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во, 1940. – С.148–280. (См.: Введение, Книга I, гл. 2, Книга II).

2. Гербарт И.Ф. Психология. – М.: Территория будущего, 2007. – 288 с. (См.: «О возможности и необходимости применять в психологии математику», «Учебник психологии», Часть III, отдел 1, гл. 1).

3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: Школа-Пресс, 1995 – 448 с. (См.: гл. III, § 5).

4. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во, 1956. – 374 с. (См.: «Руководство к образованию немецких учителей» (Часть I, гл. 4), «О природосообразности и культуросообразности в обучении», «Принцип современной педагогики», «Принцип элементарного обучения»).

5. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении // Он же. Сочинения в 4-х т. Т. 2. – М.: Мысль, 1983. – 686 с. (См.: Предисловие и Книга I).

6. Лейбниц Г.В. Монадология // Он же. Сочинения в 4-х т. Т. 1. – М.: Мысль, 1982. – С.413–429.

7. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1981. – С.61–212. (См.: Письма I, VI, VII, IX).

8. Песталоцци И.Г. О народном образовании и индустрии // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1981. – С.295–321.

9. Фребель Ф. Будем жить для наших детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 248 с. (См.: «Воспитание человека», «Детский сад» (гл. I–III)).

Тема № 5. САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ XIX – НАЧАЛА XX ВВ.

Наши рекомендации