Изменение социальной среды и кризис духовности в среде учащихся
Министерство образования и науки
Министерство образования и науки АРК
РВУЗ Крымский гуманитарный университет
Кафедра философии и социальных наук
Этика в системе образования
Ялта 2006
Этика в системе образования:учебно-методическое пособие//Сост.: Разбеглова Т.П., кандидат философских наук, доцент. – Ялта, 2006. – 40 с.
Содержание
Введение. Изменение социальной среды и кризис духовности среди учащихся..............
1. Этика и образование .............................................................. …..7
Этическая культура как педагогическая проблема........... …..7
2. Личность как центральное звено воспитательно- образовательной системы.............. ………………………………………..8
Образовательные метолики и школы, направленные на раскрытие личности......... ………………………………….............11
3. Этапы процесса нравственного развития личности...............15
4. Комплексный характер воспитательно-образовательного процесса....................................................................................... …. 18
Психология личности как основа нравственного
воспитания……………………………………………………………… 20
Этическое и эстетическое в их взаимодействии ..................... 22
Педагогическая этика и ее роль в нравственном
воспитании...................................... …………………………… …26
Практикум
1. Содержание и программа курса этической грамматики ... .. 33
Пакет методик по раскрытию личности и
формированию нравственной позиции……………………. 38
Методика этических занятий с учащимися разных возрастных групп ..
3. Моральные истории и их роль в нравственном развитии………………………………………………………............... 44
Литература.........................................................................................49
ВВЕДЕНИЕ
Изменение социальной среды и кризис духовности в среде учащихся
Школьник находится в непрестанно меняющейся социокультурной среде, где отношения человека с человеком все чаще заменяются отношением человека с вещью. Избыточное материальное потребление гипертрофирует детский эгоизм. Высокотехнологические условия жизни нередко превращают в ненужные непосредственные детские контакты, что отнимает возможность воспитания душевной отзывчивости. В высокоразвитых странах мир школьников переполнен вещами: многие имеют видеоигры, видео-, аудиотехнику, собственный компьютер и пр. Обилие вещей порождает новые проблемы в воспитании. Дети реже участвуют в конкретной трудовой деятельности, для многих из них труд делается плохо воспринимаемой абстракцией.
Меняется повседневная жизнь школьника. Она регламентирована рутиной школьных занятий, которые становятся все более напряженными и насыщенными. На фоне этого распадаются ребячьи компании, усиливается одиночество ребенка. Дети несут в себе груз внутренней неустойчивости, замкнуты в себе.
Современная цивилизация порождает кризисные явления в школьной среде. Тревожат антигуманность, снижение этических, нравственных критериев у многих учащихся. Среди школьников распространены пессимизм, неверие в светлые жизненные перспективы. Во Франции, например, из 5 тыс. опрошенных в 1978 г. подростков каждый 2-й заявил о разочаровании в таких ценностях, как гуманизм и прогресс.Изопрошенных в 1991 г. 12 тыс. японских школьников 39% увидели будущее в сером цвете, 15% — в черном.
Среди детей и подростков усиливаются инфантильные тенденции: недостаточная самостоятельность, скудный опыт социальной жизни. К примеру, в Японии, как показали исследования 1985 г.: 46% школьников не встают по утрам самостоятельно, 56% не убирают свою комнату. Из 1 тыс. школьников средних учебных заведений около 35% никогда не готовили себе еду. Дети часто не умеют затачивать карандаш перочинным ножом, не могут хорошо отжать мокрую тряпкуи пр.
В последние 40 лет средний школьник весьма подрос; более ранним становится половое созревание подростков. Весьма заметна, например, физическая акселерация детей в Японии. Рост выпускника начальной школы с 1950 по 1992 гг. увеличился на 13,5 см, выпускника младшей средней школы — на 17,7 см, выпускника старшей средней школы — на 8,9 см. Соответственно средний вес — на 9,5 кг, 15 кг, 9,8 кг. Аналогичные явления наблюдаются и в других странах мира.
В связи с физической акселерацией детей у школы возникли серьезные педагогические проблемы. Как замечает японский исследователь С. Мураяма, поскольку у школьников взросление души не поспевает за физическим развитием тела, возникает разлад между переполняющей душу энергией и общепринятыми нормами поведения.
Опасность дегуманизации подрастающего поколения нарастает. Мир переживает вспышку наркомании, алкоголизма, проституции, преступности среди подростков. Многие школы захлестнула волна насилия. Эти тревожные явления — следствие роста нечувствительности многих подростков, что опустошает их внутренний духовный мир. Среди подростков-правонарушителей можно выделить несколько специфических групп. Российский ученый Д.И. Фельдштейн называет 5 таких групп:
1) подростки с устойчивым комплексом общественно-отрицательных, аномальных, примитивных потребностей, с системой откровенно антиобщественных взглядов, деформированных отношений и оценок;
2) подростки с деформированными потребностями, низменными устремлениями, стремящиеся подражать правонарушителям первой группы;
3) подростки, которых характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отношениями, взглядами;
4) подросткисо слабо деформированными потребностями;
5) подростки, вставшие на путь правонарушений случайно. В США, по официальным оценкам, школа оказалась «очагом наркомании и насилия».
В течение 80-х годов число выпускников начальной школы, употреблявших наркотики, утроилось. К концу 80-х годов 51% учеников младшей средней школы пользовались тем или иным наркотиком. Волна насилий и преступлений среди учащихся не спадает. В 80-х годах она устойчиво держалась на отметке 3 млн
Растут жестокость и правонарушения в школах Западной Европы. В Германии, например, в 29 учебных заведениях Берлина лишь за 1 мес. 1990 г. было зарегистрировано около 100 преступлений (разбой, вымогательство, увечья, шантаж и пр.)-
Не миновали проблемы детской жестокости, преступности и Японию. Если в 1966 г. было арестовано 150 тыс. подростков, то в 1983 г. — уже 190 тыс. (20 человек на 1 тыс. сверстников). Специалистов настораживает увеличивающийся процент преступлений, совершенных девочками-подростками. Не менее тревожна статистика юных наркоманов, которых насчитывалось в 1987 г. около 40 тыс., а в 90-х их количество еще возросло.
Лавина детской преступности, насилий и издевательств нахлынула на школу в постсоветском пространстве. В России, например, в 90-х годах в среднем ежегодно до 90 тыс. детей совершали уголовные преступления. В одном только 1997 г. детьми и подростками совершено было свыше 200 тыс. уголовных преступлений.
Мировая общественность крайне встревожена ростом бездуховности школьной молодежи. О глубокой озабоченности этим говорят, например, результаты одного из опросов в 1989 г. Института Гэллапа (США). На вопрос «Каковы наиболее острые проблемы, стоящие перед школой?» американцы в порядке убывающей значимости дали следующие ответы: распространение наркотиков, низкая дисциплина, алкоголизм, преступность, низкие моральные стандарты, неуважение преподавателей и товарищей.
Изъяны в духовном становлении учащихся — результат множества слагаемых. Здесь и неблагоприятные семейные, социальные условия, и массовая культура с ее насилием и жестокостью, и особенности групповой психологии подростков, и, наконец, пробелы школьного воспитания. Жестокость, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, убеждений, социального положения — таковы недостатки воспитания в школе, которое нередко несет печать авторитарности и антигуманности.
Все это ставит проблему пересмотра и совершенствования действующих методов воспитания в образовательной среде.
Этика и образование