Положение о социальной природе воспитательного процесса - теоретико-методологическая основа воспитания
Введение
Глава 1.
Положение о социальной природе воспитательного процесса - теоретико-методологическая основа воспитания
Воспитание - явление социальное. Это означает, что воспитание осуществляется в обществе, в его интересах и в соответствии с уровнем его развития. По сути своей воспитание есть подготовка подрастающих поколений к жизни, адаптация детей, молодежи и взрослых к условиям существования и совершенствованию этих условий.
Поскольку общество не стоит на месте, а развивается, то и воспитание тоже явление развивающееся. Оно имеет исторический характер, и в различные исторические периоды его задачи, содержание и методы были неодинаковыми, от эпохи к эпохе менялись подчас кардинально.
Наибольшее, определяющее влияние на характер воспитания оказывают государственное устройство, система политической власти: находящееся у власти сословие или класс организует систему воспитания, подготовки молодежи к жизни в соответствии со своими политическими и экономическими интересами, нравственно-эстетическими воззрениями и пристрастиями. С целью обеспечения наибольшей эффективности процесса подготовки детей и молодежи к жизни все общественные ее проявления организуются с учетом возможного их влияния на сознание, чувства и поведение людей: строительство административных, культовых и промышленных зданий определенной архитектуры, реклама определенных достижений в экономике, искусстве, спорте, политике, общественное поощрение одних форм поведения- и отношения к ценностям и наказание за другие и т.д. В этом отношении можно утверждать, что общественный (социальный) характер воспитания выражается, с одной стороны, в том, что само воспитание осуществляется как подготовка воспитуемых к общественной жизни; с другой стороны, сама жизнь общества организуется господствующими политическими силами таким образом, чтобы она по возможности всеми своими сторонами способствовала воспитанию подрастающих поколений в определенном направлении.
Таким образом, воспитание не может быть представлено только как отношение между воспитателем и воспитанником. Оно осуществляется не просто на широком социальном фоне, но является по природе своей социальным явлением, в которое вовлечены фактически все социально-экономические и политические структуры: воспитание организуется для жизни, ее продолжений, а жизнь педагогизируется.
1.2 Воспитание - процесс двусторонний
Когда мы говорим о целенаправленном формировании личности, то вполне естественно возникает аналогия с процессом создания скульптуры скульптором. Недаром воспитателя, учителя называют иногда ваятелем человеческих душ. Понимаемое таким образом воспитание подразумевает формирование личности путем воздействия на человека внешних по отношению к нему влияний. В соответствии с этим воспитание определяется как воздействие воспитателей на воспитанников с целью формирования у них определенных качеств личности.
В таком воспитании деятельность воспитанников рассматривается лишь как ответная реакция на воздействия воспитателей. В этом смысле к воспитанию можно отнести и воздействие, описанное Ч.Айтматовым в романе «Буранный полустанок», обеспечивающее формирование манкуртов: в жестоком племени захваченным в плен юношам надевали на голову шапочку из сырой кожи, которая, ссыхаясь, сжимала голову. Человек забывал все, становился послушным роботом. Иезуитское воспитание можно считать, вероятно, высшим достижением этого типа воспитания: в опыте религиозного ордена иезуитов были детально разработаны и с большим мастерством применялись разнообразные методы подавления личности, воздействия на воспитанников с целью формирования у них важных для ордена качеств.
Этот тип воспитания можно назвать авторитарным. Оно не обязательно строится только на грубом подавлении самостоятельности: в наиболее совершенных своих формах оно использует ласку, похвалу, подарок, лесть и другие средства вроде бы гуманного воздействия. Педагог Ю.П.Азаров в своей книге «Искусство воспитывать» рассматривает кроме грубой, прямой авторитарности авторитарность скрытую или опосредствованную, либеральную, административную, демагогическую, которые в наше время распространены в воспитательной практике. Но главным в нем является то, что воспитаннику отводится лишь роль исполнителя воли воспитателя, ведомого, объекта воспитательных влияний. Можно предположить, что гуманные цели, воздействие в интересах воспитанника, а не воспитателя вполне оправдывают такое воспитание, но на практике почти во всех подобных случаях прав поэт, утверждая:
Из всех насилий,
творимых человеком над людьми,
Убийство - наименьшее.
Тягчайшее же - воспитанье.
...Смысл воспитанья -Самозащита взрослых от детей.
М. Волошин. Государство
Сколь бы ни было совершенно авторитарное воспитание, как совершенны в своем мастерстве и чисты в своих помыслах ни были бы воспитатели, развитие личности, всех творческих задатков человека не может быть обеспечено без самостоятельной, активной деятельности самой личности. Воспитуемый, как уже было сказано выше, никогда не бывает лишь объектом воздействия.
Обращаясь опять к аллегориям, вспомним, что даже Буратино, которого вытесывал столяр из полена, не позволил подрезать себе нос, сделать его похожим на обыкновенный человеческий. Рассматривая пример сравнения работы воспитателя и скульптора, подумаем, бывают ли в практике скульптора случаи, когда в том месте мраморной глыбы, где он выдалбливает углубление, появляется нарост? Конечно же, не бывает. А вот в воспитании явление подобного характера - не редкость: в ответ на воспитательные воздействия, рассчитанные на устранение какого-либо недостатка, зачастую получается противоположный результат (намеревался, например, преодолеть леность или лживость, а добился еще большей лености или лживости).
Учитывая это, более совершенный тип воспитания предполагает учет особенностей воспитанника, развитие его активности в процессе формирования личности. Воспитанник рассматривается не только как объект воспитательных воздействий, но и как субъект воспитания: он является участником воспитательного процесса, в котором сам формирует себя как личность под воздействием воспитательных влияний. Такое воспитание можно назвать демократическим. В нем можно рассматривать воспитанников и воспитателей как партнеров, принимающих активное участие в формировании личности воспитанников. В этом смысле процесс воспитания объявляется двусторонним: с одной стороны, воспитательное влияние, с другой - собственная деятельность воспитанника.
В историческом плане этот тип воспитания пришел на смену предыдущему, авторитарному. Но утверждать, что он полностью и везде сменил первый, еще рано.
Однако как бы мы ни старались представить воспитателя и воспитанника в качестве равных партнеров в воспитательном процессе, это трудно осуществимо: разве равны между собой, например, мать и ее только что родившийся ребенок, или учительница и ее ученики-первоклассники. Такое неравенство является основой для проявления авторитаризма: воспитанник, мол, неопытен, не обладает знаниями, - значит, его нужно «вести», образовывать, формировать.
Следовательно, и в случае демократического воспитания для свободного развития личности все необходимые условия не создаются. Это обстоятельство постоянно стимулировало поиск того типа воспитания, которое не ограничивало бы воспитанника, которое даже невольно не создавало бы препятствий для развития его природных задатков. С этой точки зрения правильно поставленное воспитание - это создание условий для развития личности, стимулирование деятельности по самовоспитанию, организация необходимой обстановки для самореализации личности.
Наиболее полно этот тип воспитания охарактеризован П. П. Блонским. Он писал, что нужно «воспитывать человека, способного создавать свою собственную жизнь, способного к самоопределению. Воспитываться - значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его. И Фребель, и Монтессори вполне правы, утверждая, что единственная задача воспитателя -найти наиболее благоприятный материал для самовоспитания ребенка... Такое определение роли учителя отмежевывает нас как от теории свободного воспитания, лишающей ребенка помощи и руководства взрослых, так и от теории внушения, рассматривающей ребенка как пассивное существо» [1]. Такое воспитание можно назвать либеральным.
Поиски совершенного типа воспитания, в котором оптимально сочетались бы лучшие стороны всех перечисленных, пока не привели к вполне определенным результатам. Эти поиски идут во всем мире на протяжении более столетия, и лучшие достижения в этом направлении связаны с так называемой вальдорфской педагогикой (Германия), педагогикой диалога в Скандинавских странах, педагогикой сотрудничества (бывший СССР) и др. Суть этого направления развития процесса воспитания может быть выражена в следующем определении: правильно организованный процесс воспитания - это целенаправленная воспитательная деятельность, обеспечивающая совершенствование личностных качеств у воспитанников и у воспитателя. Иначе говоря, в этом случае нет воспитателей и воспитанников в общепринятом смысле этих понятий. И те и другие - воспитываются, совершенствуются, воздействуя друг на друга и испытывая воздействия. Следовательно, воспитание - это взаимовлияние воспитателя и воспитанника в процессе целенаправленного формирования личности, в котором совершенствуются и воспитанник, и воспитатель. О школе такого воспитания поэт писал как о такой,
Где учатся - все,
где учитель -Сам в чем-то еще ученик!
В.Высоцкий. Гимн школе
Вывод о наличии и особой перспективности типа воспитания, которое мы называем гуманистическим, сделан на основе наблюдений за воспитанием в лучших семьях, где безграничная любовь к детям не слепа, где она сочетается с требовательностью к ним и с еще большей требовательностью к себе. На вопрос: «Кто научил вас быть такими добрыми и внимательными к детям?» [1] - такие родители отвечают: «Наши дети», - хотя возраст этих детей может исчисляться всего лишь месяцами.
Есть еще одно направление исследований сущности воспитания, пока, правда, лишь научное. Его выразил один из лидеров и энтузиастов этого направления Хосе Дельгадо в книге «Мозг и сознание». Мы читаем у Дельгадо: «Попытки преодолеть сегодняшние социальные противоречия теми путями, которые предлагались социологами, религиозными организациями, научно-исследовательскими институтами и Организацией Объединенных Наций, не привели к успеху. Частично это объясняется тем, что в большинстве случаев к разрешению назревших вопросов пытаются подходить с позиции политики, экономики, истории, метафизики, социологии и психологии, а фундаментальные процессы в человеческом мозге, благодаря которым формируются идеи, эмоции, желания, наслаждения или агрессивность, остаются вне поля зрения». И в качестве главного пути преодоления социальных противоречий Дельгадо предлагает отыскание способов прямого воздействия на «фундаментальные процессы в человеческом мозге» с целью формирования в нем необходимых идей, эмоций, желаний и др.
Результаты экспериментов с животными были продемонстрированы Дельгадо на арене цирка, где он с помощью радиосигналов усмирял разъяренного быка. Десятилетием позже обрадованные политики готовы были утверждать: «Мы находимся теперь в процессе развития таких средств и продуктов, которые способны контролировать буйных индивидов и всякий бунтующий сброд, не нанося им ни малейшего вреда. Мы можем успокоить, сдержать, сделать неподвижным, вызвать беспокойство, шок, вывести из равновесия, ошеломить, оглушить или просто заставить потерять голову от страха всякого, кем полиции нужно соответствующим образом управлять или кого ей нужно упрятать в тюрьму» [1]. Вряд ли можно считать это направление имеющим отношение к гуманной педагогике.
Таким образом, сущность воспитания как процесса формирования личности заключается во взаимодействии воспитателя и воспитанника, в ходе которого изменяется (совершенствуется) личность воспитанника. Характер этого взаимодействия в различных условиях и ситуациях неодинаков: в одних случаях взаимодействие заключается в воздействии воспитателя на воспитанника и ответном действии последнего, в других случаях это совместная целенаправленная деятельность, обеспечивающая формирование определенных качеств личности воспитанника, в третьих - создание воспитателем условий для самостоятельной деятельности воспитанника по самовоспитанию, в четвертых - взаимодействие выражается во взаимовлиянии воспитателей и воспитанников, обеспечивающем совершенствование личностей воспитателя и воспитанника. [2]
Определенно можно утверждать, что по мере совершенствования человеческих отношений совершенствовалось представление о воспитании и само воспитание - от самых простых форм (воздействие) до наиболее совершенных (взаимовлияние). Рассмотренные четыре типа воспитательных отношений различаются между собой степенью активности воспитуемого, его ролью в воспитательном процессе: от объекта воспитательных воздействий в воспитании авторитарном до субъекта формирования личности в воспитании демократическом и либеральном и до субъекта воспитательного процесса в воспитании гуманистическом.
Конечно, было бы неправильным представлять эту диалектику как обусловленную только хронологическими рамками. Авторитарное воспитание, безусловно, самое древнее. Но и в настоящее время оно имеет место в практике (как отдельных воспитателей, так и тех или иных воспитательных заведений и даже ряда стран). Причем можно утверждать, что элементы каждого из всех четырех типов воспитания встречаются в работе любого воспитателя. Неодинаково их соотношение: у талантливых гуманистов, бесспорно, преобладающим является гуманистический тип воспитания. Воспитатели же бездарные, деспотического характера и соответствующих взглядов, как правило, авторитарны.
Характер соотношения типов воспитания определяют и условия конкретной педагогической ситуации. В одних условиях, безусловно, целесообразно преобладание воспитания авторитарного типа, и только оно может обеспечить успех (например, в некоторых случаях воспитания детей младшего возраста, когда они своими действиями могут причинить вред себе), в других наилучших эффект дает именно демократическое воспитание и т.д.
Глава 2.