Объединения учебных заведений

Отличительной чертой австралийского образовательного рынка является его консолидация. Учебные заведения объединяются, образуя большие и малые образовательные корпорации. Для иностранного студента это выгодно тем, что в рамках каждого такого объединения можно изучать различные курсы, переводясь с одного на другой без всяких дополнительных экзаменов. Таким образом, поступив один раз без экзаменов на курс английского языка, можно дойти до степени бакалавра в рамках одной структуры. Так как есть структуры с самым разным составом входящих компонентов, это позволяет воплотить в жизнь любые, даже самые амбициозные планы.

17. Роль обучения в развитии личности. Функции, структура, принципы.

Под обучением следует понимать не процесс передачи готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся знаний и способов деятельности. Этот процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают два разных, хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом явления:

· Собственно биологическое, органическое созревание мозга

· Психическое (в частности, умственное) развитие

В психолого-педагогической науке сложились, по меньшей мере, три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая и наиболее распространенная заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается на созреванием мозга. Т.о. обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в процессе развития. Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, надо не мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения.

Ученые, придерживаются второй точки зрения, не разделяют обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы.

Третья группа теорий объединяют первые две точки зрения и дополняют их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше вызывая в нем новообразования. Эту существенно новую идею выдвинул Выготский. Он выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый – уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие знания он может выполнить вполне самостоятельно. Второй, более высокий уровень, который он назвал зоной ближайшею развития, обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, завтра он будет делать самостоятельно.

Вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.

Виды обучения. Их преимущества и недостатки.

В современной школе используются три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения:

Объяснительно-иллюстративное (ОИ), называемое также традиционным

Объяснение в сочетании с наглядностью – главные методы такого обучения, слушание и запоминание – ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного – главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение называют еще традиционным, но не только с целью отличить его от более современных видов, но и чтобы подчеркнуть длительную историю его существования в различных модификациях. Это древнейший вид обучения, не утративший своей значимости и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изложения знаний новые виды наглядности. ОИ имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом. Но наряду с этими преимуществами ему свойственны и крупные недостатки, среди которых наиболее заметные м- преподнесение готовых знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Проблемное обучение.

ПбО отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся. Технология Пбо не отличается особой вариативностью, поскольку включение учащихся в активную познавательную деятельность опирается на ряд этапов, которые должны быть реализованы последовательно и комплексно. Важным этапом ПбО является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема должнв быть достаточно трудно, но посильной для учащихся.Преимущества Пбо хорошо известны: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. К недостаткамследует отнести слабую управляемость познавательной деятельности учащихся, большие затраты времени на достижение целей.

Наши рекомендации