Верхние звуки, то, делая упражнение на две октавы вверх, я не чувствую ника-

кого перехода.Голос звучит ровно, и нет того знаменитого перехода, кото-

рый так волнует многих певцов. Следовательно, беря нижние звуки, надо

мысленно думать, что это высокие, и тогда ничего специального при пере-

ходных тонах делать не следует. Тогда отпадает надобность в изменении глас-

ных от «А» к «У» (показывает), которое так неприятно уху.

Следовательно, низкие звуки не следует оставлять только грудны-

ми, так как известно, что высокие формируются при помощи головного

регистра. Надо начинать с нижних нот, которые уже направлены «в голову».

Логично, что если я пою звуком, который сформирован в белом, в откры-

том грудном регистре, то неизбежен переход наверху от «А» к «У» (пока-

зывает), чтобы взять верхние звуки с головным резонированием. Но если

я начинаю с нижних звуков, уже направленных в голову, то переход исче-

зает, он не ощущается, так как ничего не изменяется на протяжении всей

гаммы.Конечно, чтобы этого достигнуть, необходимо много трудиться,

много заниматься. Ведь это вещь искусственная,ее надо найти, вырабо-

тать. Регистры существуют от природы, и, чтобы сделать голос ровным, надо

Принципиально по-иному его строить — делать его смешанным.

— Поскольку от природы в голосе есть регистры, надо ли их

смешивать на всем протяжении диапазона голоса от самых нижних тонов

до самых высоких? Если баритон идет открыто до, ми—ми-бемоль первой

октавы, то переход неизбежен ?

— Да-да. Весь голос должен быть замикстован.Смешение голоса

ведет к ровности его звучания, исчезает всякое различие между высоки

ми и низкими звуками, он становится как бы единорегистровым. Я ду

маю, что секрет хорошего пения именно в этом.

— Насколько сознательно Вы чувствуете установку гортани в пении,

ее работу, свои голосовые связки при переходе из регистра в регистр, в начале

звука, во время его атаки, в продолжение звучания ?

— Да-да, конечно!

— Я задал этот вопрос потому, что многие певцы и педагоги говорят,

что во время пения в гортани ничего не чувствуют и что там ощущать

вообще ничего нельзя.

— Нет-нет, это невозможно! Я, конечно, не хочу устанавливать

своим утверждением научную истину, вечные законы, но, мне кажется,

Поскольку все звуки родятся в голосовых связках, вполне логично чувство

вать их именно там!Нужно, конечно, производить звук так, чтобы усилие

было наименьшим, а акустический результат — наибольшим.Как в струн

ных инструментах, когда струна раскачивается немножко, а звук полу-

чается достаточно большой за счет использования резонанса. Он обога-

щается обертонами в результате резонанса дек.

— Значит, Вы достаточно хорошо ощущаете работу голосовых

связок во время пения ?

— Я их чувствую постоянно во время продукции звука. Когда я дер

Жу гортань низко, я регулирую соответствие между звуком, который полу

Чается, и работой голосовых связок. Я думаю, что в этой регулировке и зак

лючается основа пения.Добиться этого одним певцам достаточно легко,

другим очень трудно. Но для меня путь к этому только такой. Конечно,

есть люди у которых голос поставлен естественно от природы. Они об

ладают таким строением голосового аппарата, таким лицом, носом и т.п.,

которые помогают, а иным надо много учиться. Те, у кого узкое лицо,

нос, полости, должны приспосабливаться и учиться долго-долго. А дру

гие, как, например, Симионато, — замечательно сформированы для пе

ния. Какие у нее нос, скулы, лицо!!. У нее все крупно, большой нос. Чув

ствуется, что, когда она идет кверху, — весь голос здесь, в «маске» (пока

зывает на лицо). Вероятно, для нее спеть форте — не стоит особых уси

лий, а другим людям это куда труднее. Чтобы многого достичь, надо уси

ленно работать. Однако, обучаясь, необходимо добиться такого фини

ша, при котором все резонаторы хорошо отвечали бы на всем диапазоне

голоса, а не то, что при низких тонах, — чувствовать резонанс только

груди, а на высоких — только головы. При таком построении голос все

гда будет пестрым.

— Скажите, если Вы формируете звучание голоса в микстовой,

смешанной манере, ощущаете ли Вы изменение в работе голосовых связок

при ходе к верхним нотам ?

— Нет, я этого не чувствую. У меня такое ощущение, что когда я

начинаю звук снизу и затем поднимаюсь к высоким звукам, голосовые

связки работают в одной и той же манере. Естественно, на верхних зву

ках голосовые связки больше натянуты, это же ясно! Но работа их не

меняется,характер ее остается тем же.

— А когда Вы начинали петь, были неопытным певцом, у Вас было

ощущение разницы работы ваших голосовых связок на низких и высоких

нотах?

— Да, конечно, несомненно, было. Даже несколько лет тому на

зад, у меня в этом отношении возникали большие проблемы.

— Занимались ли Вы фальцетом ?

— Нет, фальцетом я специально не занимаюсь, потому что пользу

юсь им только в исключительных случаях, в моменты особых ходов, что

бы дать определенный нюанс. Я его употребляю иногда как средство

выразительности. Вот что самое трудное для всех певцов, так это пение

mezza voce. При mezza voce звук производится так же, как и при forte, то

есть со всеми резонаторами, но без всякого напряжения, с приятное-

тью, мягкостью. А это очень трудно. Это и есть секрет больших певцов.

Наши рекомендации