Верхние звуки, то, делая упражнение на две октавы вверх, я не чувствую ника-
кого перехода.Голос звучит ровно, и нет того знаменитого перехода, кото-
рый так волнует многих певцов. Следовательно, беря нижние звуки, надо
мысленно думать, что это высокие, и тогда ничего специального при пере-
ходных тонах делать не следует. Тогда отпадает надобность в изменении глас-
ных от «А» к «У» (показывает), которое так неприятно уху.
Следовательно, низкие звуки не следует оставлять только грудны-
ми, так как известно, что высокие формируются при помощи головного
регистра. Надо начинать с нижних нот, которые уже направлены «в голову».
Логично, что если я пою звуком, который сформирован в белом, в откры-
том грудном регистре, то неизбежен переход наверху от «А» к «У» (пока-
зывает), чтобы взять верхние звуки с головным резонированием. Но если
я начинаю с нижних звуков, уже направленных в голову, то переход исче-
зает, он не ощущается, так как ничего не изменяется на протяжении всей
гаммы.Конечно, чтобы этого достигнуть, необходимо много трудиться,
много заниматься. Ведь это вещь искусственная,ее надо найти, вырабо-
тать. Регистры существуют от природы, и, чтобы сделать голос ровным, надо
Принципиально по-иному его строить — делать его смешанным.
— Поскольку от природы в голосе есть регистры, надо ли их
смешивать на всем протяжении диапазона голоса от самых нижних тонов
до самых высоких? Если баритон идет открыто до, ми—ми-бемоль первой
октавы, то переход неизбежен ?
— Да-да. Весь голос должен быть замикстован.Смешение голоса
ведет к ровности его звучания, исчезает всякое различие между высоки
ми и низкими звуками, он становится как бы единорегистровым. Я ду
маю, что секрет хорошего пения именно в этом.
— Насколько сознательно Вы чувствуете установку гортани в пении,
ее работу, свои голосовые связки при переходе из регистра в регистр, в начале
звука, во время его атаки, в продолжение звучания ?
— Да-да, конечно!
— Я задал этот вопрос потому, что многие певцы и педагоги говорят,
что во время пения в гортани ничего не чувствуют и что там ощущать
вообще ничего нельзя.
— Нет-нет, это невозможно! Я, конечно, не хочу устанавливать
своим утверждением научную истину, вечные законы, но, мне кажется,
Поскольку все звуки родятся в голосовых связках, вполне логично чувство
вать их именно там!Нужно, конечно, производить звук так, чтобы усилие
было наименьшим, а акустический результат — наибольшим.Как в струн
ных инструментах, когда струна раскачивается немножко, а звук полу-
чается достаточно большой за счет использования резонанса. Он обога-
щается обертонами в результате резонанса дек.
— Значит, Вы достаточно хорошо ощущаете работу голосовых
связок во время пения ?
— Я их чувствую постоянно во время продукции звука. Когда я дер
Жу гортань низко, я регулирую соответствие между звуком, который полу
Чается, и работой голосовых связок. Я думаю, что в этой регулировке и зак
лючается основа пения.Добиться этого одним певцам достаточно легко,
другим очень трудно. Но для меня путь к этому только такой. Конечно,
есть люди у которых голос поставлен естественно от природы. Они об
ладают таким строением голосового аппарата, таким лицом, носом и т.п.,
которые помогают, а иным надо много учиться. Те, у кого узкое лицо,
нос, полости, должны приспосабливаться и учиться долго-долго. А дру
гие, как, например, Симионато, — замечательно сформированы для пе
ния. Какие у нее нос, скулы, лицо!!. У нее все крупно, большой нос. Чув
ствуется, что, когда она идет кверху, — весь голос здесь, в «маске» (пока
зывает на лицо). Вероятно, для нее спеть форте — не стоит особых уси
лий, а другим людям это куда труднее. Чтобы многого достичь, надо уси
ленно работать. Однако, обучаясь, необходимо добиться такого фини
ша, при котором все резонаторы хорошо отвечали бы на всем диапазоне
голоса, а не то, что при низких тонах, — чувствовать резонанс только
груди, а на высоких — только головы. При таком построении голос все
гда будет пестрым.
— Скажите, если Вы формируете звучание голоса в микстовой,
смешанной манере, ощущаете ли Вы изменение в работе голосовых связок
при ходе к верхним нотам ?
— Нет, я этого не чувствую. У меня такое ощущение, что когда я
начинаю звук снизу и затем поднимаюсь к высоким звукам, голосовые
связки работают в одной и той же манере. Естественно, на верхних зву
ках голосовые связки больше натянуты, это же ясно! Но работа их не
меняется,характер ее остается тем же.
— А когда Вы начинали петь, были неопытным певцом, у Вас было
ощущение разницы работы ваших голосовых связок на низких и высоких
нотах?
— Да, конечно, несомненно, было. Даже несколько лет тому на
зад, у меня в этом отношении возникали большие проблемы.
— Занимались ли Вы фальцетом ?
— Нет, фальцетом я специально не занимаюсь, потому что пользу
юсь им только в исключительных случаях, в моменты особых ходов, что
бы дать определенный нюанс. Я его употребляю иногда как средство
выразительности. Вот что самое трудное для всех певцов, так это пение
mezza voce. При mezza voce звук производится так же, как и при forte, то
есть со всеми резонаторами, но без всякого напряжения, с приятное-
тью, мягкостью. А это очень трудно. Это и есть секрет больших певцов.