Урок «погружение в древность»
Посвящается древнейшей истории страны и родного края.
Цель:Развитие у учащихся инициативы, более полное и на более высоком уровне усвоение материала.
Подготовительный этап.
Учащиеся заранее получают на предыдущих уроках необходимый теоретический материал, готовят по описаниям и рисункам одежду, украшения, предметы быта изучаемого периода; походное снаряжение (личное и групповое), проходят инструктаж по технике безопасности.
Ход урока.
В историческом месте устраивается лагерь, налаживается походный быт, и ученики на время превращаются в людей древности: переодеваются в одежды, изготовленные заранее, надевают украшения, получают задания для выполнения.
Выполнение заданий.
Подведение итогов.
ИГРЫ-ТРЕНИНГИ
Цель:Установление «обратной связи» и своевременного исправления ошибок в понимании нового материала школьниками.
Ход урока:
1.Игровая цель. При необходимости выполнения большого числа однообразных упражнений их включают в игровую оболочку. Актуально использование разнообразных творческих работ учащихся: «ромашку», дидактические карточки, сказки, разнообразные модели.
2. Логическая цепочка.
Ученики соревнуются, выполняя действия, определенные правилом, по которому всякое последующее действие зависит от предыдущего.
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ЗАЩИТА
Проводится как игра-соревнование между отдельными группами учащихся по защите домашних контрольных работ по основным вопросам темы.
Все варианты заранее вывешиваются в кабинете.
Ход урока.
Класс разбивается на равносильные группы (по желанию.) Каждой группе сообщается ее вариант.
Защита. Представители групп по очереди выполняют задания.
Подведение итогов.
39. «ПОЛЕ ЧУДЕС»
Оборудование: игровое поле, волчок, магнитная доска для табло, бумажные квадраты с буквами.
Ход урока.
Учащимся заранее дается задание составить кроссворды на заданную тему. Авторы лучших кроссвордов приглашаются на игру. Правила игры такие же, как и в телевизионной передаче "Поле чудес".
Составленные учащимися кроссворды можно использовать и в дальнейшей работе для контроля знаний по пройденным темам.
УРОКИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЕ ТРАНСФОРМАЦИЮ СТАНДАРТНЫХ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ
УРОК - ОБЩЕСТВЕННЫЙ СМОТР ЗНАНИЙ
Цель - выявить качество и прочность знаний по основным разделам изученного материала и умение использования их на практике.
Подготовительный этап.
1. Объявление темы за две недели до занятия.
2. Ученики получают примерные вопросы и типовые
задания для решения.
3. Определение состава жюри (представители администрации, учителя, ученики).
4. Учитель составляет совместно с творческой группой учащихся сценарий смотра, в котором расписаны основные этапы и задания.
Ход урока.
- Опрос у доски трех учеников.
- Часть учеников получают карточки с типовыми задачами, у демонстрационного стола ставятся опыты-задачи.
Фронтальный опрос (вопросы ставятся в занимательной форме). Например, зачитывается отрывок из художественного произведения, посвященного рассматриваемой
теме. Необходимо ответить, о каком явлении идет речь.
- Диктант (5-6 вопросов) - проверка знаний формул, основных понятий.
- Класс делится на две части: одна часть выполняет экспериментальные задания, остальные демонстрируют кинофрагмент (каждый ученик комментирует два-три кадра). Фильм демонстрируется без звукового сопровождения. При этом проверяется знание фактического материала.
- Каждый вид работы оценивается жюри. Жюри делится на группы, каждая из которых оценивает определенный вид деятельности. Отметки заносятся вопросный лист.
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
№ № | Фамилия ученика | Виды работ | Оценки |
Жюри следит, чтобы каждый ученик получил по 3-4 оценки из пяти возможных.
- Подведение итогов, выставление оценок.
Уроки такого типа наглядно показывают достижения учащихся в изучении предмета.
Рекомендуются для проведения в старших классах.
2 Вариант
Цель: выяснить качество знаний учащихся по изученному материалу.
Подготовительный период:
1. На первом занятии по теме школьники получают задания и вопросы.
2. Редколлегия класса выпускает стенную газету по теме урока.
3. Класс делится на две команды, выбираются капитаны. Команды получают задания (подготовить приветствие, эмблемы; составить кроссворд для соперников, подготовить вопросы ктурниру знатоков (вопросы на эрудицию и знание материала темы).
4. Определение жюри (ученики других классов, родители, администрация школы, представители общественности
и т. д.).
5. Приглашение участников, гостей.
Ход урока.
1. Письменно-практическая работа по карточкам. Время работы -10 минут.
2. Сдача работ на проверку членам жюри.
3. Мини-экзамен: школьники по очереди берут билеты, готовятся не более 5 минут и отвечают (6 человек отвечает письменно). Часть учеников опрашивается устно, используются дополнительные возможности доски. Остальные ученики слушают, исправляют, дополняют.
4. Жюри подводит итоги первой части смотра.
Турнир знатоков.
- Приветствие команд.
- Конкурс эрудитов (ответы на вопросы).
- Конкурс кроссвордов (каждая команда разгадывает кроссворд соперников).
- Конкурс на самый остроумный фантастический рассказ из области рассматриваемого предмета.
- Иллюзион (демонстрация опытов учителем или учащимися).
- Подведение итогов. Оценивается положительная деятельность каждого ученика, отмечаются самые интересные и содержательные ответы, композиции; поощряются команды победительницы.
Этот тип урока рекомендуется для завершения работы над большими, сложными темами или разделами в старших классах.
УРОК-СЕМИНАР
Наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные особенности старшеклассников позволяют семинарские занятия. Их цель состоит в том, чтобы сделать теоретические обобщения изученного материала, выделить основные положения; показать связь внутри темы и между темами, с жизнью, с практикой, с учетом возрастных особенностей учащихся провести систематизацию знаний.
Семинары - важная форма выработки у школьников самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать.
Семинары отличаются от уроков:
1) большой степенью самостоятельности при подготовке к семинару, большой активностью учащихся при обсуждении результатов подготовки, владением навыков работы с литературой;
2) изменением организации этапов обучения (их последовательности и содержания), например, домашнее задание носит опережающий характер, а его проверка совпадает с изучением нового материала;
3) изменением функций, выполняемых учителем и учащимися; учащиеся выполняют информационную функцию, аучитель - регулятивную и организаторскую.
Основные функции семинара:систематизация знаний; углубление знаний; закрепление умений и навыков как общеучебных, так и специальных; контроль за знаниями; развитие умений и навыков как коллективной, так и индивидуальной исследовательской и поисковой работы; развитие коммуникативности учащихся; применение полученных знаний и приобретенных навыков на практике.