Окружающий мир. Урок- игра. Брейн-ринг
Тема: Разнообразие растений.
Цель: углубить общее элементарное понятие о разнообразии растений, научить учеников различать их, создать условия для самостоятельной работы и развития умственных способностей, учить работать группой, развивать речь учащихся, воспитывать любовь к природе.
Оборудование: гербарий, сигнальные карточки, таблицы « Степь», «Пустыня», «Лес», листы бумаги А3, фломастеры, оценочные листы, карточки с заданиями.
Ход урока:
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
2.Объявление темы урока.
Сегодня мы с вами подведем итог тем знаниям, которые получили по теме «Разнообразие растений». Наш урок пройдет в виде игры «Брейн-ринг».
В игре участвуют три команды. В каждой команде нужно выбрать капитана, который будет следить за ответами, и оценивать каждого члена команды. Если команды готовы, капитаны поднимают сигнальную карточку. Итак, начинаем игру.
I тур. ( 5 минут)
Из предложенных названий растений выписать только те, которые относятся к
1 команда - травам;
2 команда – кустарникам,
3 команда – деревьям.
Задание дается на карточках.
Карточка 1.
Дуб, боярышник, полынь, ель, сосна, рис, пшеница, акация, брусника, земляника, сирень, тополь, малина, крыжовник, подорожник, береза, мать-и-мачеха, барбарис, вишня, клён, спорыш, ива, подорожник, малина, черемуха, яблоня, груша, смородина, одуванчик.
Проверка работ учащихся. За правильный ответ команда зарабатывает одно очко.
II тур.
По названию растения определить его тип: водное, влаголюбивое, засухоустойчивое, тенелюбивое, светолюбивое, холодостойкое, теплолюбивое.
Учащимся предлагаются следующие названия растений: водная лилия, верблюжья колючка, клевер, тыква, хлопок, петрушка, горох, мать - и - мачеха, кислица, ландыш, рис, кукуруза, жузгун, луговой шалфей, Иван- чай, саксаул, пшеница, овес, арбуз, чеснок, вороний глаз.
Задание записано на карточку.
Оценка работы учащихся в группах.
III тур. Домашние задание.
Задать по одному вопросу каждой команде. За правильный ответ на вопрос команда получает 3 балла.
IV тур.
По таблицам «Пустыня», «Степь», «Лес» дать характеристику растениям, которые там растут. Каждая команда готовит свой ответ в течение 3 минут по предложенной ей таблице.
V тур. Гонка за лидером.
Ответьте на вопросы, за каждый правильный ответ вы получаете 2 балла. Обсуждение в команде в течение 15 секунд.
1. Самые простые по строению растения? (водоросли)
2. Много миллионов лет назад на Земле эти растения росли в виде больших деревьев, сейчас это травянистые растения. О чем идет речь? (папоротники)
3. Какие растения самые распространенные на Земле? (цветковые)
4. Есть ли цветки у хвойных растений?
5. Самое высокое растение? (эвкалипт)
6. Деревья долгожители. (Сосна и баобаб)
7. Чем отличается кустарник от дерева?
8. Могут ли кустарники жить сотни лет?
9. Назовите основные условия роста растений?
10. Назовите холодостойкие растения нашей местности.
VI тур.
На листе бумаги выпустить плакат в защиту растений.
За каждый плакат – 5 баллов.
3.Итог игры: Подсчитывается результат игры. Капитаны дают оценку работе каждого члена команды.
- Понравилась ли вам игра? Чему научила?
Немцова Марина Александровна.
Познание мира. Урок с элементами театрализации. 2 класс.
Тема: Почему осенью листья желтеют и опадают?
Цели: - познакомить учащихся с веществом, которое придает листьям зеленый цвет;
-расширить и углубить знания об изменении цвета листьев у растений осенью,
-развивать познавательный интерес, артистические данные детей
-воспитывать бережное отношение к растениям.
Оборудование: костюм елочки, листиков, осенние листья, дневники наблюдений, цветные карандаши, кроссворд, интерактивная доска, слайды, запись песни «Падают листья».
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Психологический настрой.
Прежде чем начать урок, мне бы хотелось, чтобы вы определили своё настроение.
Радостное спокойное тревожное
Учитель: Настроение замечательное, настрой рабочий.
Улыбнёмся друг другу, пожелаем плодотворной работы на уроке.
Встало солнышко – ура!
Заниматься нам пора!
Учимся старательно,
Слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем,
Дружно руки поднимаем.
3. Блиц-опрос по пройденным темам.
• Докажите, что растение живой организм.
• На какие группы делятся растения?
• Чем различаются лиственные и хвойные деревья?
• Назовите части растений.
• Какую работу выполняет корень?
• Какие бывают корни?
• Что такое стебель?
• Какие части растений расположены на стебле?
• Какую работу выполняет стебель?
• Вспомните и скажите, лист – это наземный или подземный орган?
• Как вы думаете , для чего растениям нужны листья?
• Какие формы листьев вы знаете?
• Что поглощают листья, а что выделяют?
• Какую пользу приносят людям?
• Какие листья называют хвоей?
4. Сообщение темы урока. Слайд №1,2
Стихотворение А.Фета
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Сегодня на уроке выясним, почему листья осенью желтеют и падают.
5. Исценировка «Иринка в лесу» слайд № 3
Вспомним лето, как было хорошо бродить по лесу. Как –то однажды девочка Иринка села отдохнуть под деревом, а глазки хоть и устали , но зорко смотрели, а ушки слушали.
Иринка. И почему это листья такие зеленые ? И о чем это они все время перешептываются?
1 лист.-Мы зеленые оттого, что в каждом нашем листочке полным- полно чудесных зеленых хлорофилловых зерен. Они так малы , но каждое зернышко – как бы крохотный заводик, он готовит пищу всему дереву.
И.- А вот и нет . Я знаю – дерево кормят корни.
2 лист.-Несмышленыш! Корни само собой. Без корней не проживешь.Они как насосы из земли воду выкачивают, но этого мало, чтобы построить растение, вот поэтому и работает в листьях бесчисленное количество хлорофилловых зерен.
-Ребята , в чем заключатся работа этих зерен?
– Они берут из воздуха углекислый газ и вырабатывают крахмал, сахар.
1 лист. –А из газа, воды и добытых корнями веществ, чудесные зернышки заводики и делают строительный материал для новых веток , почек и конечно самого ствола.
И. –Чтобы завод работал ему нужно электричество , энергия.
2 лист.-Верно , для каждого листочка и травинки солнышко дает энергию.Хлорофилловые зерна с утра до вечера ловят свет. Благодаря нам ,листьям,а вернее хлорофилловым зернам из маленького деревца вырастает огромное дерево.
И.-Спасибо. Теперь я знаю почему листья зеленые.
Слайд №4
Осенью Иринка опять прибежала в лес. Она увидела как с деревьев падают желтые листья и стала спасать их. Иринка пыталась приклеить, привязать к дереву опавшие листочки.
2 лист.-Ты что тут делаешь несмышленыш? Что ты дереву спать мешаешь ?
И.-Почему вы листья стали желтыми?
1 лист.-Наступает осень , солнце все чаще прячется за тучами, лучи его уже не дают того количества тепла , которое растения получали летом. С наступлением холодов почва замерзает. Корни растений все меньше впитывают влаги .
2 лист-Без тепла солнечных лучей замедляется питание растений. Мы прекращаем вырабатывать хлорофилл и, меняя свой зеленый цвет , становимся желтыми, красными, а затем опадаем. Упадут листья и корни собой прикроют, чтобы они зимой не замерзли.
И.-Спасибо. Теперь мне ясно почему листья желтеют и опадают.
Слайд №5
Побежала Иринка дальше и застыла от изумления. Среди разноцветных деревьев она увидела совершенно зеленую елочку.
И.-А почему ты стоишь такая зеленая и не сбрасываешь свой наряд, как все другие деревья?
Елочка.-В моих хвоинках , тоже есть хл.зернышки, но их намного меньше ,а хвоинок больше. Если сброшу свой наряд, то мне всей весны не хватит переодеться .
Неужели ты совсем никогда не меняешь свой наряд?
Елочка: -Меняю, только очень медленно. Поэтому вы люди не замечаете как мои хвоинки падают . Чтобы полностью переодеться мне надо 9 лет.
И.-Ну и чудеса в лесу творятся.
Девочки исполняют танец «Падают листья»
6. Рефлексия. Слайд № 6,7
- Назовите вещество при помощи которого в листьях образуется строительный материал для растения.?(Хлороф. зерна.)
-Какое вещество берут растения из воздуха? (Углекисл. газ.)
-Какие вещества образуются в листьях? (Крахмал и сахар.)
- Откуда берут энергию? (Солн. свет.)
- Как называется явление в природе, когда опадают листья?
- Как часто переодевается ель? (1 раз в 9 лет.)
Вывод .-Почему листья желтеют и опадают?
- Меняются условия для роста растений.
7. Физминутка «Листочки»
Мы листочки осенние, Ветер снова набежал
На ветках мы сидим. И листочки все поднял.
Дунул ветер – полетели Закружились, полетели
Мы летели, мы летели И на землю снова сели.
И на землю тихо сели (дети садятся по местам).
8. Работа по учебнику. С 40-41.
А) прочитать внимательно текст.
Б) работа с вопросами учебника с.41
9. Работа в дневнике наблюдений. (Самостоятельно)25 стр.
Проверка работы. Дети обоснуют свои ответы.
10. Обобщение знаний . Заполним кроссворд «Листья»
1. Орган растений расположенный на ветках и стеблях. (лист)
2. Питательное вещество вырабатываемое листьями. (крахмал)
3. Вещество, которое придает листьям зеленый цвет. (хлорофилл)
4. Одно из необходимыхусловий, для того, чтобы растения стояли зелеными. (тепло)
5. Какой газ поглощают листья? (углекислый)
6. Какой газ выделяют листья? (кислород)
7. Хвойное дерево, которое каждую осень сбрасывает свою листву. (лиственница)
8. Питательное вещество вырабатываемое листьями. (сахар)
11. Домашние задание. С 40-39 пересказ, зад.4.
12. Итог:
Почему происходят изменения в жизни растений в течении осени?
Что нового узнали на уроке?
Понравился ли вам урок?
Какое настроение испытываете?