Место психологии в системе других наук. Отрасли психологии
Психология и Педагогика
Физиологическая основа психики.
Психика человекаесть человеческое сознание.
Все психические процессы являются продуктом деятельности нервной системы. Поэтому изучение анатомии и физиологии нервной системы необходимо для объяснения психических явлений.
ЦНС состоит из спинного и головного мозга. Различные части выполняют разные виды сложной нервной деятельности.
Спинной мозг – регулирует работу отдельных мышечных групп и внутренних органов.
Головной мозг обеспечивает прием и переработку информации, создание программ действий и контроль за их успешным выполнением, всегда работает как единое целое. В головном мозгу выделяют три основных блока, каждый из которых играет свою роль в психической деятельности: первый – обеспечивает тонус коры, который следит за тем чтобы процессы получения, переработки, выполнения протекали успешно; второй – обеспечивает процесс приема, переработки и хранение информации, доходящей до человека из внешнего мира; третий – вырабатывает программы поведения, обеспечивает их деятельность и контролирует их выполнение.
Структура психики. Сознание как высший уровень психического отражения. Структура сознания.
В структуре психики выделяют:
Бессознательное – представляет собой форму индивидуального бессознательного(инстинкты самосохранения, размножения и т.д.) и коллективное(идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека).
Подсознание – представления, желания, устремления, которые ушли из сознания или восприняты психикой как сигналы, не допущенные до сознания.
Предсознание – промежуточное психическое состояние между бессознательным и сознанием. Существует в форме «потока сознания» - спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций.
Сознание – включает психические функции, как представление, мышление, воля, память, воображение.
Сверхсознание – психические образования, которые способен сформировать у себя человек в результате целенаправленных усилий.
Сознание - высший уровень отражения человеком действительности, в результате действительности, в результате чего достигается познание окружающего мира, или осознанное бытие.
Психологическая характеристика сознания:
- ощущение себя познающим субъектом;
- способность мысленно представлять и осознавать действительность;
- способность осознавать психические и поведенческие состояния и управлять ими;
- способность воспринимать окружающую среду в форме образов.
Выявлено 2 уровня сознания:
1) Бытийное сознание – биодинамические свойства движений(предметно-практическая деятельность), чувственные образы (мир представлений культурных символов);
2) Рефлексивное сознание – значение (содержание общественного сознания, усваиваемое человеком – мир идей, научных знаний), смысл (субъективное понимание человеком ситуации, информации- переживания, эмоции).
Сознание проявляется во всех этих мирах. Оно управляет сложными формами поведения, требующими от человека внимания и контроля.
Место психологии в системе других наук. Отрасли психологии.
В период становления психологии в качестве самостоятельной науки Н.Н.Страхов указывал на необходимость «крепко держаться за самый предмет изучения» - это, по Страхову, «наша душевная жизнь» - поскольку он открывает «обширную область исследований» Осознание сложности предмета психологии привело М.М.Троицкого к выводу о необходимости использования многих наук - зоологии, антропологии, физиологии и анатомии, этнографии, лингвистики, психиатрии и др. для разработки психологии. В целях осуществления поставленной задачи по инициативе Троицкого было создано Психологическое общество при Московском университете (1885), объединившее «представителей всех нужных для ее разработки специальностей» с разных факультетов университета.
В книге «Методологические введение в науку и философию» Ивановский предложил оригинальную классификацию наук. В отличие от математических он выделил «реальные («естественные» в широком смысле)» науки, имеющие дело естественными предметами, процессами, состояниями. К таким наукам он относил и психологию.
В возникшей в конце ХIХ - нач. ХХ вв. педологии предметом выступил развивающийся ребенок как естественное целое, охватывающее все стороны этого развития - и телесную, и психическую. Исследование было направлено на синтез данных многих наук - антропологии, психологии, медицины, гигиены и др. с целью выяснения природы ребенка как объекта изучения и воспитания. Исторический опыт развития педологии показал ошибочность выделения естественных целых в качестве предмета науки.
Б.М.Кедров предложил классификацию наук, в которой психологии отвел центральное место. Схема Кедрова представляет собой треугольник, вершину которого составляют естественные науки, нижний правый угол - философские, а нижний левый угол - общественные науки. Психология располагается в самом центре треугольника и имеет линии связи, которые соединяют ее с тремя перечисленными группами наук.
Отрасли психологии:
1) психология труда – изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда: инженерная психология, авиационная психология, космическая психология.
2) Педагогическая психология – изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека: психология обучения, воспитания, психология учителя, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.
3) Медицинская психология – изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного: нейропсихология, психофармакология, психопрофилактика, психогигиена.
4) Юридическая психология – изучает психологические вопросы связанные с реализацией системы права: судебная психология, криминальная психология, исправительно-трудовая психология.
5) Военная психология – изучает поведение человека в условиях боевых действий, отношения между начальником и подчиненным и т.д.
6) Психология спорта, торговли, художественного творчества;
7) Общая психология – есть фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.