Коммуникативная сторона
Структура личности
Структура личности - это связь и взаимодействие различных её компонентов: способностей, волевых качеств, характера, эмоций и др. Эти компоненты являются её свойствами и отличиями и называются «чертами». Этих черт довольно много, и чтобы их структурировать существует разделение на уровни:
- Низший уровень личности - это половые свойства психики, возрастные, врождённые.
- Второй уровень личности - это индивидуальные проявления мышления, памяти, способностей, ощущений, восприятия, которые зависят и от врождённых факторов и от их развития.
- Третий уровень личности - это индивидуальный опыт, в котором содержатся приобретённые знания, привычки, умения, навыки. Данный уровень формируется в процессе жизнедеятельности и носит социальный характер.
- Высший уровень личности – это её направленность, в которую входят интересы, желания, влечения, склонности, убеждения, взгляды, идеалы, мировоззрения, самооценка, особенности характера. Этот уровень является наиболее социально обусловленным и формирующимся под воздействием влияния воспитания, а также более полно отражающим идеологию общества, в котором находится человек.
Для чего эти уровни важно и нужно между собой различать? Хотя бы для того, чтобы иметь возможность объективно охарактеризовать любого человека (в том числе себя), как личность, понять какой уровень при этом вы рассматриваете.
Отличие людей между собой очень многогранно, ведь на каждом уровне есть свои различия интересов и убеждений, знаний и опыта, способностей и навыков, характера и темперамента. Именно по этим причинам бывает довольно сложно понять другого человека, избежать противоречий и даже конфликтов. Для того чтобы понимать себя и окружающих, нужно иметь определённый багаж психологических знаний, и сочетать его с осознанностью и наблюдательностью. И в этом очень специфическом вопросе немаловажную роль играет знание ключевых свойств личности и их различий.
Ключевые свойства личности
В психологии под свойствами личности принято понимать устойчивые психические явления, которые оказывают существенное влияние на деятельность человека и характеризуют его с социально-психологической стороны. Иначе говоря, это то, как проявляется человек в своей деятельности и во взаимоотношениях с окружающими. В структуру этих явлений входят способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация. Ниже мы рассмотрим каждое из них отдельно.
Способности
Разбираясь в том, почему у разных людей, находящихся в одинаковых жизненных условиях, на выходе разный результат, мы часто руководствуемся понятием «способности», предполагая, что именно они влияют на то, чего добивается человек. Этот же термин мы используем для того чтобы выяснить, почему одни люди учатся чему-либо быстрее, чем другие и т.п.
Понятие «способности» можно истолковать по-разному. Во-первых, это совокупность психических процессов и состояний, часто называемая свойствами души. Во-вторых, это высокий уровень развития общих и специальных навыков, умений и знаний, которые обеспечивают эффективное выполнение человеком разного рода функций. И, в-третьих, способности – это всё то, что нельзя свести к знаниям, навыкам и умениям, но с помощью чего можно объяснить их приобретение, использование и закрепление.
5. Просоциальное поведение личности.
Просоциальное поведение человека может быть ситуативным, которое актуализируется в действиях субъекта в конкретных опасных ситуациях (например, спасение ребенка ценой собственной жизни). Альтруизм может стать сознательной ценностной ориентацией, которая определяет поведение личности в целом, в этом случае он превращается в смысл жизни личности. просоциального поведение выполняет некоторые важные функции как для общества, так и для индивида. Многочисленные исследования в социальной психологии показывают, что о социальных поступки осуществляет личность, чтобы: улучшить собственное благополучие повысить социальный статус и заслужить одобрение других поддержать образ "я" уравновесить собственное настроение и эмоции. Исследование нравственного развития в рамках бихевиоризма значительной степени сводятся к развитию просоциального поведения, формирования социальной компетентности. В качестве основной задачи нравственного развития выделяется задача социализации маленьких детей - научить их направлять свои агрессивные чувства в определенное русло и в то же время побуждать их к положительного социального поведения. Результаты экспериментальных исследований в этом направлении показали, что просоциальная поведение побуждает человека чем-то жертвовать, предполагает определенные расходы или даже риск и может быть реакцией на положительные мотивационные или эмоциональные состояния. Просоциальная поведение формируется под влиянием социальной среды и опосередковуеться дружескими отношениями, заботой, социальным пониманием или наоборот провоцирует проявления асоциального поведения. В результате достижения определенных целей возникает самоудовлетворения, которое влечет за собой формирование мотива прикладывать максимум усилий, необходимых для достижения желаемого поведения. Самооценка определяется также прошлым поведением - ее влиянием на постановку целей. Другой фактор, влияющий на самооценку, регулирующего поведение - личная заинтересованность в деятельности. В тех сферах жизни, которые влияют на благополучие и самоуважение, самооценка производится постоянно. Значительной степени на самооценку влияет то, каким образом люди воспринимают причины своего поведения. Бандура утверждает, что реакции самооценки регулируют большой спектр поведения человека и, в первую очередь, поведение в соответствии с моральными требованиями, норм. Когда люди нарушают свои внутренние нормы поведения, они склонны осуждать себя и беспокоиться, потому что в ходе социализации ребенок неоднократно переживала последовательность событий: вина - внутренний дискомфорт - наказание - облегчение . Учитывая эту схему, действия, не соответствующие внутренним нормам, вызывают самоосуждения, негативную самооценку, не проходят, пока не наступит наказание. Исследования показали, что просоциальная поведение берет начало в дошкольном детстве и может быть обнаружена у детей уже в раннем возрасте. Так, некоторые исследователи предполагают, что нравственное чувство возникает на втором году жизни ребенка. Ряд исследований, проведенных в последнее время, позволяет нам предположить, что дети раннего возраста демонстрируют эмпатийные отношения как первичное осмысление стандартов просоциального поведения, как фактор, определяющий дальнейшее развитие морального сознания. Занимаясь изучением альтруизма, исследователи обычно обращают внимание на мотивационную сферу личности. Вместе с тем поведенческие проявления в пользу другого, реализуемых социальными ожиданиями или даже увеличением самоуважения субъекта, не могут относиться к альтруистическим; соответственно, в альтруизме важная идея полной бескорыстия, которая в явном или скрытом виде подразумевается исследователями, но наличие которой психологически уловить и доказать очень сложно. Какие же методы воспитания "бескорыстной поведения" Дж.Аронфред (J.Aronfred, 1970) [9], что совершил, с нашей точки зрения, плодотворную попытку исследования условий формирования альтруистического поведения, указывал, что фактическое морализаторства взрослого имеет значительно меньший, а иногда и обратный эффект для проявления детских пособий, сочувствие, щедрости, чем техника научение, основанное на выявлении последствий альтруистического поступка. Подобное поведение вытекает из положительного опыта семейных отношений ребенка. Эту идею дополнил Е. Стауб (E.Staub, 1974), доказав, что ролевая игра, в которой ребенок становится то в позицию требующего помощи, то в позицию, которую осуществляет, способствует следующем проявления просоциального поведения.
Сторонники теории социальных норм интерпретируют альтруистическое поведение исходя из двух общественных норм. Они считают, что альтруистическое поведение мотивируется или нормой взаимности, или нормой социальной ответственности. Норма взаимности свойственна преимущественно отношениям равных с равными. Дети оказывают помощь тому, кто предоставляет ее им, ожидая взаимной ответ. Во втором случае помощь мотивируется нормой социальной ответственности - зависимое положение не позволяет дать столько же, сколько получаешь. В связи с этим можно констатировать, что проявления альтруизма связано с двумя мотивами: морального долга (МО) и морального сочувствия (МС) [5, с. 221]. Человек с МО осуществляет альтруистические поступки ради морального удовлетворения, самоуважения, гордости, повышения моральной самооценки (избегание или устранение искажения нравственных аспектов Я-концепции представление о себе), относясь при этом к объекту помощи совершенно по-разному. Помощи присущ жертвенный характер ("отрывает от себя"). Люди с МО (а это обычно люди авторитарного типа) характеризуются повышенной личной ответственностью. Человек с МС проявляет альтруизм в связи с идентификационно-эмпатийным слиянием, отождествлением, сопереживанием, но иногда не доходит до действия. Ее помощь не имеет жертвенного характера, альтруистические проявления неустойчивы из-за возможного уменьшения идентификации и повышения личной ответственности. Установлено, что 15% людей вообще не имеют этих мотивов, остальные примерно поровну делится на тех, кто имеет одинаковую силу обоих мотивов, и тех, у кого один из мотивов доминирует. С.Шварц (S.Schwartz, 1977) [11] разработал процессуальное модель альтруистического действия, включает в себя 4 стадии и 9 этапов. Стадия актуализации - восприятие нужды и ответственности -осознание того, что человек находится в состоянии нужды понимание того, что существуют действия, способные облегчить его положение признания своей способности содействовать такому облегчению восприятия себя в определенной степени ответственным за изменение ситуации.
Стадия обязанности связи - конструирование норм и зарождение переживания морального долга активизация существующих ранее или заданных ситуацией личностных норм.
Стадия защиты - рассмотрение потенциальных реакций, их оценка и переоценка: определения затрат и оценка возможных последствий переопределения ситуации и ее переоценка путем отрицания: состояния потребности (ее реальности или серьезности), ответственности за свои действия, уместности актуализированных перед этим норм повторения предыдущих этапов с учетом произведенных переоценок.
Стадия реакции:действие или не действие. К сожалению, С.Шварц не указывает, в какой стадии или этапа относятся выделенные им три причины осуществления помощи: эмоциональное или эмпатического возбуждения, актуализация социальных ожиданий (положительные или отрицательные оценки со стороны других) и привлекательность самооценок (сохранение своего "Я "в глазах, избегание ограничения чувство собственного достоинства), он не указывает также, насколько описанные им стадии соответствуют альтруистические поведении (очевидно, что определение расходов и оценка со стороны других противоречат пониманию альтруизма). В исследованиях С.В.Субботського сделана попытка определить периодизацию развития морального поведения на основании трех основных векторов становления моральной регуляции: операционно-техническая сфера (умение, знания, навыки и условия реализации задач) уровень произвольности поведения особенности мотивационной сферы. На первом этапе (4-5 лет) формируются интеллектуально-волевые предпосылки нравственного поведения, отрабатывается программа нравственного поведения в вербальном плане и операционно-технические возможности реализации. Соблюдение моральной регуляции контролируется со стороны взрослых. На втором этапе ребенок становится активным "создателем и защитником" моральных норм и правил поведения. Контроль со стороны сверстников является одним из основных факторов регуляции поведения старших дошкольников. Этот период характеризуется наличием ярко выявленной противоречия вербального и реального плана поведения. Вербальный план преимущественно демонстрирует подчинение нравственным требованиям, в то время как в реальном плане часто нарушаются. На третьем этапе происходит дальнейшее опосредования морального контроля. Оно заключается в формировании произвольных умений планировать и предвидеть свои действия. У ребенка развивается чувствительность до предполагаемого внешнего контроля. Как результат, на этом этапе составляется форма "прагматической мотивации", которая регулирует эту деятельность. На этом этапе у ребенка, благодаря реализации в отношении нее альтруистического стиля общения, формируется еще одна форма морального мотива, которая проявляется в моральной самооценке. Она возникает в результате слияния усвоенных ребенком на вербальном уровне моральных норм и альтруистического типа общения, которое переживает ребенок. Так, И.Д.Бех развил положение о прагматическое и альтруистическое общения: "Альтруистический тип общения возникает тогда, когда одна сторона или обе реализуют бескорыстную поведение".Важным свойством личности, способствует альтруистические поведении, является склонность к сопереживанию человеку, который нуждается в помощи (эмпатия). Чем больше человек склонен к сопереживанию, тем выше его готовность к помощи в конкретном случае
6. Социализация личности
Человек — существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными. С самого начала своей жизни он включен в социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Этот опыт,
субъективно усвоенный в процессе социального взаимодействия, становится неотъемлемой частью личности. Социализация — это и есть процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. С точки зрения психологии социализация не может, однако, рассматриваться как простое, положение, в механическое отражение личностью социального опыта, непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения. Усвоение этого опыта субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными личностями. А потому разные личности могут выносить из объективно одинаковых социальных ситуаций различный социальный опыт. Это положение, в числе других, лежит в основе прочной связи двух одновременно и противоположных и единых процессов — социализации и индивидуализации.
Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся школы, профессиональные учебные заведения (профтехучилища, техникумы, вузы), детские и молодежные организации и объединения. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Социализация может носить одновременно регулируемый, целенаправленный и нерегулируемый, стихийный характер. Как соотносятся понятия «воспитание» и «социализация»? Воспитание, по существу, есть одна из форм социализации личности, а именно управляемый и целенаправленный процесс социализации. Но было бы большим упрощением представлять себе дело так, будто в официальных социальных институтах (школа, например) социализация всегда имеет целенаправленный характер и не может быть по форме стихийной, а в неформальных объединениях — наоборот. Возможность одновременного существования социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса поясним с помощью следующего примера. Конечно, на уроке в школе усваиваются важные знания, многие из которых (особенно по общественным и гуманитарным дисциплинам) имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик на уроке усваивает не только те социальные знания, которые являются целью урока, не только те социальные правила и нормы поведения, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик усваивает и тот социальный опыт, который является сопутствующим, «случайным» с точки зрения учителя или воспитателя. Это не опыт декларируемых правил и норм, а реально испытываемый или наблюдаемый опыт социального взаимодействия учителя с учениками, учеников между собой, учителей между собой. И этот опыт может быть как позитивным, так и негативным. Он может совпадать с целями процесса воспитания (и тогда он лежит в русле данного целенаправленного процесса социализации личности), а может противоречить поставленным целям.
Можно выделять первичную и вторичную социализацию. Принято считать, что первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем просто когнитивное обучение и связана с формированием обобщенного образа действительности. Характер же вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего ему социального распределения знания. Иначе говоря, вторичная социализация (П. Бергер, Т. Лукман) представляет собой приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Существует и несколько иное представление, в рамках которого (Б.Г. Ананьев) социализация рассматривается как процесс, протекающий в следующих двух направлениях: становление человека как личности и становление человека как субъекта деятельности. Конечным результатом этой социализации в виде личности и в виде субъекта деятельности является образование индивидуальности.
Социализация не есть антипод индивидуализации, процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом. Мы уже говорили, что усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному переживаются различными личностями. А потому они оставляют неодинаковый след в психике, в душе, в личности различных людей. Следовательно, социальный опыт, который выносится разными людьми из объективно одинаковых социальных ситуаций, может быть существенно различным. Таким образом, лежащее в основе процесса социализации усвоение социального опыта становится и источником индивидуализации личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает. Распространенная в психологии личности (и в науках о личности в целом) парадигма «от социального к индивидуальному», несомненно, имеет серьезные основания и глубокий смысл. Однако ее прямолинейное понимание и соответствующее развитие лишает человека субъектного начала или, по крайней мере, делает это начало незначимым. Построение на этой основе подлинной психологии личности лишено всяких перспектив и попросту невозможно. Личность — это не только социальный индивид, это и активный субъект социального развития, и, что не менее важно, активный субъект саморазвития. Таким образом, чрезвычайно важно не просто говорить об усвоении социального опыта индивидом, но необходимо обязательно рассматривать личность в качестве активного субъекта социализации. Представляется, что продуктивной в этом контексте является идея о том, что индивид изначально является социальным (а не когда-то потом становится таковым), поэтому его развитие осуществляется (или может осуществляться?), в бесконечно многообразных направлениях, а не только от общественного к индивидуальному (А.В. Брушлинский, 1991).
Дальнейшее становление этого подхода в психологии не предполагает, конечно, отказа от концепции развития личности в процессе социализации. В противном случае — это была бы уже другая крайность. В действительности важно рассматривать личность в качестве активного субъекта социализации. Более того, пожалуй, даже и процесс социальной адаптации личности следует рассматривать как активно-развивающий, а не только как активно-приспособительный.
Хотя, возможно, именно здесь будет уместно заметить, что любому процессу развития присуща внутренняя динамика приобретения и потерь. Ни один процесс развития, как справедливо отмечено, не состоит исключительно только из роста и совершенствования. Процесс социализации не завершается по достижении человеком взрослости. Социализация личности, образно говоря,относится по типу к процессам «с неопределенным концом», хотя и с определенной целью. И продолжается этот процесс непрерывно на протяжении всего онтогенеза человека. Из этого следует, что социализация нетолько никогда не завершается, но и «никогда не бывает полной». Наверное, кто-то может увидеть в этом основы для пессимизма и признаки фатальной обреченности на пути к достижению совершенства. Нам же представляется, что здесь заложено больше позитивных тенденций и оптимистических начал. Ибо отмеченная незавершенность и неполнота развития могут быть интерпретированы как основания бесконечности и неограниченности саморазвития личности.
7. Темперамент и свойства нервной системы.
Общая характеристика. Темперамент— совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.
Первый вопрос, который возникает при рассмотрении темперамента, — это вопрос о месте и значении его в многоуровневой иерархии Индивидуальных свойств. Будучи одной из наиболее ранних по происхождению и простых по структуре форм высшего психического синтеза, образующих, по выражению Б. Г. Ананьева, «индивидные свойства человека», темперамент особенно тесно связан с конституцией организма. Последняя объединяет несколько групп свойств (морфологических, биохимических, физиологических), которые в совокупности составляют основу и механизм темперамента.
Основными компонентами темперамента являются: общая психологическая активность, моторика и эмоциональность.
От темперамента зависят: скорость возникновения психических процессов и их устойчивость; темп и ритм деятельности и поведения: интенсивность психических процессов.
Свойства темперамента не являются абсолютно неизменными. Они проявляются не с момента рождения и не все сразу в определенном возрасте, а развиваются в определенной последовательности, обусловленной как общими закономерностями созревания высшей нервной деятельности, так и специфическими особенностями каждого типа нервной системы.
Основные свойства нервной системы. Причина индивидуальных особенностей поведения человека обусловлена свойствами нервных процессов возбуждения и торможения н их различными сочетаниями.
И. П. Павлов полагал, что три.свойства нервных процессов определяют тип высшей нервной деятельности (тип нервной системы). Этими свойствами являются: сила — способность нервной системы выдерживать сильные раздражители (характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток); уравновешенность — показатель соотношения процессов возбуждения и торможения; подвижность — показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения.
Свойства нервной системы могут быть общими и частными (парциальными). Первые определяют показатели темперамента человека, а вторые — его частные специальные особенности, имеющие косвенное отношение к характеристикам личности.
Физиологической основой темперамента является не деятельность мозгоВой коры самой по себе, а взаимодействие ее с подкоркой, равно как и взаимодействие обеих сигнальных систем.
Экспериментально установлены дополнительные свойства нервной системы; лабильность — скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозного процессов; динамичность — скорость и легкость выработки условных рефлексов; концвнтрированность — показатель меры дефференцировки раздражителей.
Во многих психофизиологических работах получены достоверные корреляции между показателями физиологических свойств нервной системы и характеристиками динамики психической жизни, например, между показателями слабости нервной системы и эмоциональной возбудимостью. Имеются веские основания в пользу предположения о существенной зависимости свойств темперамента от основных свойств нейродинамики.
8. Характер личности.
Можно найти всевозможные варианты соотнесения понятий «характер» и «личность»:
- характер и личность практически отождествляются, т.е. эти термины употребляются как синонимы;
- характер включается в личность и рассматривается как её подструктура;
- личность понимается как специфическая часть характера;
- личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования.
Часто характер, несмотря на его многогранность, рассматривают лишь в качестве одной из сторон, но не всей личности. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. От других черт личности характер отличается устойчивостью и более ранним формированием.
Характер - достояние личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми и тем самым обретающей свою индивидуальность.
Характер имеет общественно-психологическую природу, т.е. зависит от мировоззрения личности, её знаний и социального опыта, от усвоенных моральных принципов, руководства со стороны других людей и активного взаимодействия с ними. Характер личности обусловлен формированием определённой системы отношений человека к действительности и самому себе.
Характер складывается вследствие интеграции различных свойств личности, формирующихся под влиянием жизни и воспитания. Становление характера происходит в условиях включения личности в различные по уровню развития социальные группы (дружеские компании, семью, трудовой или учебный коллектив и т.д.). У людей, принадлежащих к одной социальной группе, одной профессии и т.д., имеет место, в известных пределах, общность определённых свойств характера.
В зависимости от того, как осуществляется индивидуализация личности и каков уровень развития межличностных отношений, у подростка могут формироваться в одном случае открытость, прямота, смелость, принципиальность, твёрдость, в другом - скрытность, конформизм, слабохарактерность. В группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности формирования и закрепления позитивных черт Характера личности.
Характер личности обусловливает её индивидуальность и своеобразие, определённость и устойчивую направленность её поведения. Он выражается в поступках и действиях, в речи, мимике и пантомимике, а также накладывает печать на внешний облик личности и отражается в типической позе.
Характер личности проявляется в системе её отношений:
1) в отношении к другим людям (к коллективу) - общительность или замкнутость (интроверсия - экстраверсия), правдивость или лживость, тактичность или грубость, доброта, заносчивость, отзывчивость, требовательность и т.д.;
2) в отношении к делу (к труду) - добросовестность или недобросовестность, ответственность или безответственность, трудолюбие или леность и т.д.;
3) в отношении к самому себе - гордость или приниженность, самокритичность или самоуверенность, скромность или самовлюблённость, самолюбие, тщеславие, честолюбие и т.д.;
4) в отношении к вещам (к собственности) - аккуратность или неряшливость, бережливость или расточительность, щедрость или жадность и т.д.
Характер выявляется в направленности личности (в господствующих устойчивых потребностях, установках, побуждениях, интересах, идеалах, целях человека), в отношении к разным сферам действительности и в образе действия человека. При этом имеют значение не только сами по себе цели, мотивы и потребности, но и то, каким образом они удовлетворяются.
Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Постоянство характера возможно лишь в случае патологии личности. Личность способна бросить вызов обстоятельствам, подняться над своим характером, изменить его и стать другой. Характер - прижизненное приобретение личности, он аккумулирует в себе привычки, установки человека и во многом является результатом самовоспитания.
Значительность характера определяется набором целей, ценностей, выражаемых в отношениях личности к той или иной части объективного мира, людям или самому себе. Характер можно отнести к числу инструментальных свойств личности. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности.
Характер - база для слабой личности и инструмент в руках сильной. Бывают великие люди (личности) с ужасным характером. Бывают мелкие личности с золотым характером. Высокая одарённость часто сочетается с пcихопатией, поэтому для оценки творческих личностей недостатки их характера не имеют значения.
Характер имеет большое значение не только для самой личности, но и для общества. Опираясь на проявления социально ценных свойств характера воспитуемого, родители и педагоги стремятся развить и упрочить эти свойства, а отрицательные - ослабить или хотя бы компенсировать, возместив социально значимыми качествами.
9. Роль потребностей и мотивов в личностном развитии.
Человек является частью огромной системы, которая включает в себя природу, общество, материальный и духовный мир. Он связан со всем этим бесконечно многообразными отношениями, определяющими условия его социального бытия. Зависимость человека от этих жизненно важных условий выражается в факте существования у него большого множества потребностей и мотивов.
Потребности можно классифицировать по различным основаниям. По степени притягательности выделяют позитивные и негативные мотивы. Первые будут побуждать организм к приближению или достижению некоторого объекта, а вторые - к избеганию. Примером позитивного мотива может служить мотив достижения, а негативного - мотив избегания неудач.
По критерию постоянства выделяют постоянные (потребность в кислороде), устойчивые (потребность в общении), циклические (потребность в пище, потребность в размножении у животных) и ситуативные (потребность в поедании мела у женщин в период вынашивания ребенка).
По интенсивности субъективного переживания потребностного состояния (особенно при невозможности реализации потребности) потребности можно разделить на сильные и слабые.
По преобладанию ориентации на результат деятельности (например, труд) или на сам процесс ее выполнения (например, игра) выделяют процессуальные и результативные потребности.
В зависимости от происхождения потребности подразделяются на биогенные и социогенные. Биогенные направлены на удовлетворение нужд организма. Лишение человека возможности их удовлетворения приводит к физической смерти. Сюда относится потребность в пище, в воде, в физических условиях существования (тепле, солнце, воздухе, определенном атмосферном давлении и др.), половая потребность, потребность в самосохранении и др. Перечисленные потребности во многом биологически обусловлены, то есть их существование предопределено генетически. Это не значит, что они являются врожденными. Генетически задается лишь способность человека испытывать беспредметное состояние нуждаемости в чем-либо (пище, воде, тепле), то есть эмоциональная окраска потребности. Все остальные ее компоненты (предмет, способ удовлетворения, цикл, норма насыщения) возникают в процессе обучения и воспитания.
Социогенные потребности целиком и полностью являются продуктом обучения и воспитания. Они не могут возникнуть вне человеческого общества и характерны только для людей. Их значительно больше, чем биогенных, и они очень индивидуализированы. Сюда относятся такие потребности: в славе, в общении, во власти, в любви, в эмоциональном контакте, в уважении, в красоте и др. Они направлены на удовлетворение нужд личности. В ситуации задержки или невозможности их удовлетворения человек страдает как личность. При значительном ограничении возможности удовлетворения наиболее значимых социогенных потребностей наблюдается сильнейшая невротизация личности, сопровождающаяся чувством потери смысла жизни.
В зависимости от характера и уровня осознаваемости потребности и мотивы подразделяются на осознаваемые, частично осознаваемые, неадекватно осознаваемые и неосознаваемые. К осознаваемым относятся такие потребности, в которых человек отчетливо осознает все структурные компоненты. Они являются одновременно и произвольными, то есть человек хорошо управляет ими. Уровень осознания компонентов потребностей может быть неполным, что характерно для частично осознаваемых потребностей. Это снижает уровень их произвольности. Неадекватно осознаваемые потребности отличаются тем, что человек неправильно (искаженно) осознает отдельные их компоненты. Возможности их произвольной регуляции становятся еще более низкими. Минимальный уровень осознаваемости характерен для неосознаваемых потребностей. В данном случае может выделяться лишь эмоциональный компонент потребности - некоторое беспредметное хотение, которое называется влечением. Влечения вообще трудно поддаются произвольной регуляции. Психологической причиной снижения уровня осознаваемости потребностей или его искажения является их незрелость или несоответствие нравственным убеждениям личности. Поэтому они чаще встречаются у детей и подростков.
В результате развития потребностно-мотивационной сферы человека возникает целостная система потребностей и соответствующих им мотивов. Она построена по иерархическому принципу, где каждая потребность занимает свое определенное место. Ее можно представить в форме пирамиды, вершину которой занимает одна или несколько наиболее сильных, значимых, устойчивых и трудно насыщаемых потребностей. Они определяют личностную направленность человека и смысл его жизни. Это положение могут занимать самые разнообразные потребности. В соответствии с этим выделяются типы направленности личности. Второе ранговое положение занимают менее сильные, менее значимые и менее устойчивые потребности. Каждому последующему ранговому положению соответствует более низкий уровень силы, значимости и устойчивости потребностей. Основание этой пирамиды занимают личностно малозначимые потребности.
Система потребностей функционирует как единое целое. Поэтому удовлетворение любой из потребностей осуществляется через соотнесение со всеми другими, особенно вышестоящими потребностями. Иерархически построенная структура потребностно-мотивационной сферы делает процесс мотивации поведения произвольным и осознаваемым, что является одним из критериев личностной зрелости. Структура потребностно-мотивационной сферы отличается индивидуальной неповторимостью по таким параметрам, как широта, гибкость, содержание ведущих потребностей и мотивов и др. Можно выделить множество ее вариантов, каждому из которых будет соответствовать определенный тип личности. Знание структуры потребностно-мотивационной сферы является важнейшим условием эффективной работы с людьми: в управлении, в бизнесе, в профориентации, в политике и т.д.