Функции науки «История педагогики и образования»

Лекция по курсу « История педагогики»

( для студентов 1 курса. Специальность «.Логопедия», «Специальная педагогика и психология».

Автор –составитель Хохрякова Ю.М.

План.

Часть 1.

История педагогики как наука.

Происхождение воспитания.

Образование в древнем, античном мире.

Образование в Средневековье.

Я.А. Коменский –основоположник педагогической науки.

Зарубежное образование и педагогическая наука в эпоху возрождения и просвещения.

Часть 2.

Зарождение образования и медаогической мысли в русском государстве.

Развитие образования в России 17-первой половины 19 века.

Развитие образования и педагогической науки в России .19-20 век

Образование в постреволюционной России.

Формирование отечественной педагогической теории в 20 веке.

- История образования и пед мысли за рубежом и в России: уч. пособие для ст-тов впуз / И.Н. Андреева, Т.С.Буторина, З.И. Васильева и др.; Под ред. З.И.Васильевой. М.: Изд центр «Академия», 2001. – 416 с.

- История педагогики и образования от зарождения восп-я в первобытном об-ве до конца ХХ века / Под ред. А.И. Пискунова. М., 2006 (2001)

- Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: Уч.пос для ст-тов впуз / Под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Изд центр «Академия», 2001. – 320 с.

- Хрестоматии, Антологии

Ключевский: «Прошедшее надо знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий». «…точное и полное понимание современного состояния человечества невозможно без знания того, как оно сложилось»

Как учебныйИстория педагогики –это самостоятельная научно-педагогическая дисциплина, ающая эволюцию школы и педагогических идей от их зарождения до современного состоянитя и состваить общий прогноз их дальнейшего развития. Изучение данной дисциплине способствует развитию общего и професстионального кругозора педагога, повышению уровня педагогической культуры, предостерегает от механистического испольхзованитя педагогических идей и приемовы, о узкоутилитарного, рецептурного подхода у вопросам воспитания и обучения.

Как наука: «История педагогики - область науки, изучающая историческое развитие образовательной практики и пед знания в их единстве, а так же взаимосвязи с современными проблемами обр-я и пед наук». Днепров Росс пед энц. С.93.

Предмет педагогики носит многоаспектный характер:

-это образовательные системы существовавшие в разных странах, государствах, у разных народов в разное время( типы рбразовательных учреждений, содержание образования, систмы управления образованием и государственная образовательная политика;

-это образовательная практика: традиции, применяемые на разных этапах развития образвания методы, формы, приемы обучения и воспитания;

-это педагогческие теории и концепции, созданные на разных этапах развития человечества. Многие из педагогических теорий прошлого продолжают существовать и сегодня в измененном виде, поэтому изучение их происхождения и развития представлет значительный интерес для современной педагогической науки и практики.

Как самостяотельная наука история педагогики и образования полусчила свое развитие в 19 веке, ктгда появились первые обобщающие труды по проблемам изучения историко-педагогического процесса, работы, связанные с анализом и критикой педагогических теорий и сстем образования. В России среди таких трудов следует назвать туде П.Ф. Каптерева « История русской педагогики». В отличии от работ, связанных с анализом исторического аспекта развития педагогической теории и практики существоваших ранее, работы 29 века отличались свойствами научности и системности.

Функции науки «История педагогики и образования».

-реконструкция педагогических объектов, явлений, процессов (аналитическая). Без знаничя того, как развивалась педагогическая теория и практика ранее неозможно научное решение проблем образования в современном обществе. Опыт , накопленный в прошлом требует критического анализа и переосмысления, выявления в нем всего ценного, что может быть использовано в современном образовании.данная функция связана с вывлением закономерностей развития теории и практики образования, определить рациональные средства, выработанные педагогикой на всем пути ее развития

К основным закоомерностям историко-педагогического процесса относятся: обусловленность характера и содержания образования социокультурными условиями; закономерное чередование в истории развития образования и педагогической мысли периодов авториторизма и свободы, консерватизма и новаторства; активизиция теоретических и практических педагогических поисков в кризисные периоды развития общества.

-прогностическая функция. Ее реализация помогает предвидеть( спрогнозировать) как будет происчходить развитие того или иного педагогического явления или процесса в исторической перспективе, как на этот процесс могут повлиять различные социокультурные условия и факторы;

-технологическая функция. История педагогики сама по себе не дает каких-либо практических рекомендаций по организации образовательного процесса, но она оказывает воздействия на его изменения оспосредованно: через развитие педагогической науки и профессионально-личностное соврешенствование педагога.

-

Методологические основы истории педагогики и образования как науки,

В учебных пособиях 70-80х годов четко обозначалось: «Методологической основой советской историм педагогики является марксистко-ленинская философия». Т.е. история педагогики «изучает с маркиситско-лениниских позиций теорию и практику воспитания и обучения подрастающих поколений в различные историч эпохи. Изучение курса истории педагогики поможет студенту овладеть метлологией марксистско-лениниского анализа пед теории и диалектического подхода к историч явлениям».

Как же следует рассматривать развитие образования советской истории педагогики, «вооруженной марксистско-ленинской идеологией»? – «в единстве и связи с развитием общества (условиями материальной жизни общества, общественно-политической обстановки). Руководствуясь принципом партийности, истрория педагогики при анализе педагогических идей и систем, практики семейного и общественного воспитания, развивающихся в условиях данной ОЭФ, вскрывает их особ-ти, классовую сущность». Данный подход к анализу историко-педагогических феноменов носит название классового, или марксисткого, или исторического формационного. Подходов.

Вместе с тем В.И. Ленин подчеркивал принцип научного историзма – изучать как возникло явление, как развивалось и чем оно стало теперь. Надо критически изучать опыт старой школы и выбирать то, что полезно для коммунизма (идея поступательности развития). Отсюда «акцентрируется внимание на том, что в теоретико-исторических учениях наиболее ценно для поступательного развития педагогики» (Литвин, 1989)

О том же ЕгоровС.Ф. (прогорамма курса предметама ): «Один из важных принципов изложения историко-педагогического материала – акцентация качеств изменений педагогической мысли на разных этапах, в конкретно - исторических условиях, обуславливающих поступательное развитие, приращение знаний. При оценке концепций отдельных деятелей важно обращать внимание на то новое, что вносил каждый из них в понимание природы ребенка возрастных закономерностей его развития, их влиянии на формирование научного знания и в конечном счете на совершнствование практики общественного и семейного воспитания».

Наряду с классовым (исторически-формационным) в Российской ИП существовал коникретно-исторический подход. При таком подоходе излагались последовательно конкретные историко-педагогические факты, они рассматривались в широком культурном аспекте, а уж потом предлагалась собственная оценка (корректно, обоснованно, без проецирования на современность, без направленности на создание модели или теории).

В 70-80 годы в зарубежной литературе усилились тенденции к отказу от попыток целостной интерпретации всемирного ист-пед процесса, переносу внимания на региональные и национальные аспекты истории образования, на отдельные проблемы, события, персоналии.

Начало 90х – это период выхода образования из марксистской парадигмы, что обусловило поиски новых концепций, методолгических основ для дальнейшего развития историко-педагогических исследований. Сегодня в истории педагогики – то ли методологический вакуум, растерянность перед свободой выбора метологическихких ориентиров, какую дает философский плюрализм, то ли период методологического вольнодумства.

Наукообразные подходы, вольное обращение с историческим источником, непрезентативный отбор материала, чрезмерное увлечение западной педагогической мыслью стали хроническим «недугом»многих пособий и иследований.

В учебнике Егорова С.Ф. (2001): авторы стремятся преодолевать догматику какого-либо одного философского или психологического учения, довлевшего над авторами прежних учебников при рассмотрении историко-педагогического процесса, и излагать фактический материал с позиций научной объективности в то же время они отчасти придерживаются формационного подхода (главы: пед-ка периода капитализма, периода кризиса крепостничества, советская пед-ка…)).

Автор пособия «Всемирная история педагогики» Корнетов (а так же Салимова) придерживается цивилизационного подхода, который позволяет обеспечить теорет целостность видения мирового историко-педагогического процесса.

В историческом плане рассмтариваются дописьменные цив-ции, первые гос-ва и письменные цивилизации, средневек цивилизации и т.д.

Вряд ли целесообразна хронологическая подгонка педагогического материала, механическое сведение сложнейших процессов просвещения у разных народов в одни исторические рамки. Единого потока не получится, т.к. развитие образования в глобальном масштабе проходило гетерохронно.

Более целесообразным представляется ь компаративистский(компаративный, сравнительный) подход. При этом сравнительный анализ развития обр-я в разных странах должен быть достаточно корректным, так как все народы идут своим особым историческим путем, который не поддается единой клас-ции и систематизации.

В 90е годы популярен стал аксиологический подход, под к-ым понимается «потенциальная возможность, заложенная в научно отрефлексированном историко-педагогическом опыте, служить ценностно-смысловым ориентиром, методолгической основой для выработки критериев оценки, отбора, целенаправленного формирования в педагогической реальности тех процессов, систем, моделей, которые являются наиболее перспективными в контексте развития отечественной мировой и педагогической культуры».

Почти каждое соврем исследование вносит свой вклад не в историю образования, а в ее методологию, т.е. в центре работы – не новые факты, а переписывание старых работ на новый манер. Томас Кун (постомодерн) в знаменитой книге «Структура научных рев-олюций» писал, что при воцарении новой научной парадигмы все учебники переписываются: они теперь стремятся показать, что именно эта парадигма всегда и была представлена в классических текстах, а противоречащие ей точки зрения просто игнорируются.

Авторы дружно осуждают идеологизацию, политизацию, классовость, стремятся принизить все советское. О КрупскойН.К. у Пискунова – лишь 7 строк, что ее работы нанесли несомненный вред педагогике – это ли не политизация (сам же Пискунов писал, что ее работы – золотой фонд, непреходящая научная ценность, настольная книга педагога). В зарубежных программах истории педагогики Крупской Н.К. отводится отдельная тема.

Анализируя гуманистическую парадигму образования в ее развитии, крайне важно исторически подойти к понятиям гуманизма и гуманности, показав обусловленность этих понятий местом и временем события. Именно здесь (Овчинников), а отнюдь не в изучении всего истор-пед процесса важнейшее значение приобретает аксиологический подход, который должен развиваться на конкретно-историческом материале, а не на фил поисках истор опыта глобальных и малопонятных пед цивилизаций.

Наряду с аксиолог подходом второе рождение у антропологического подхода (некоторые авторы их смешивают).

Учение о человеке (отдельном, а не обществе) носит название антропология. Чтобы подчеркнуть, что человек рассматривается с философских позиций, говорят о философии антропологии (с педагогических – педагогической).

УшинскийК.Д. (1824-1870) – вводит в широкое употребление термин «антропология» («Человек как предмет воспитания: Опыт пед антропологии»). Впервые соединены воедино философские физиологические, психологические и педагогические знания о человеке. «Обществ восп-итание совсем не такое малое дело, чтобы не заслуживало особого факультета. Цель педфакультета могла бы быть определеннее даже цели других факультетов. Этой целью было бы изучение человека во всех проявлениях его природы с специальным приложением к искусству воспитания. Практическое значение такого пед-кого, или вообще антропологического, факультета было бы велико. Педагогов численно нужно не менее, а даже еще более, чем медиков, и если медикам мы вверяем наше здоровье, то воспитателям вверяем нравственность и ум детей наших, вверяем их душу, а вместе с тем и будущность нашего отечества…

Воспитатель должен стремится узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождений преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера.

Только тогда будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, - а средства эти громадны! Мы сохраняем твердое убеждение, что великое искусство воспитания едва только начинается, что мы стоим еще в предверии этого искусства, и не вошли в самый храм его и что до сих пор люди не обратили на восп-е того внимания, какого оно заслуживает.»

Помимо обозначенных подоходв в современной истории педагогики и образования применяются еще и такие как: концептуальный, проблемный, парадигмальный подходы и др.

Методы науки « История педагогики и образования»

1. Ретроспективный анализ –«обращение к прошлому, обзор прошедших событий». Данный метол применчяется в тех случаях , когда необходимо рассмоитреть какое либо явление на протяжении длительного времени его развития-при этом события восстанавливаются в хронологической последовательности.

2. Контент-анализ. При использовании данного метода анализируются разного рода документы по определенной схеме. Данный метод позволяет получить сведенияч о прошедших событиях, о содержании, об организационных методах и формах образования в разные исторические периоды; проследить зависимостьмежду разными социальными и жизненными позициями авторов документов, их педагогическими концепциями.

3. Биографический метод. Применяется при изучении персоналий-выдающихся педагогов, их жизненного и профессионального пути.

4. Общие педагогические методы - сравнение, анализ, обобщение, дедукция и др.

Кроме того в историко-педагогическом исследовании используются различные источники получения фактической информации: вещественные источники( напрмер, учебное оборудование),устные источники( фольклор), этнографические источники, письменные источники.

Наши рекомендации