Тема: Требования к профессиональной компетентности. Профессиональные и личностные качества и способности педагога
Список рекомендуемой литературы:
Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебное пособие для студентов образовательного учреждения . – М.: ВЛАДОС, 2003. – 352с.
Педагогика: учебное пособие \под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2009. – 430 с.
Смирнов В.Н. Общая педагогика: учебное пособие – М.: Логос, 2003. – 304с.
Задание№1 запишите рассуждения по теме: « Я выбираю профессию педагог потому что…»
____________________
Задание №2прочитайте текс, маркируя его следующим образом, знаю»+», новое «-», думала иначе «!», возник вопрос «?»
Компетентность \ от лат. \ -добиваюсь, соответствую, подхожу \.-знания, опыт в той или иной деятельности. Компетентность определяет качество деятельности педагога. Выражается в устойчивом и эффективном характере труда, способности в условиях различных трудностей находить рациональное решение возникающей педагогической проблемы. Компетентность определяет уровень педагогической готовности к деятельности. В структуру компетентности входят: - содержательный компонент \теоретические знания \ - практический компонент \ профессиональные умения \ - профессионально-личностный \ личностные качества \ Профессиональная деятельность педагога ДОУ была предметом изучения многих педагогов и психологов Логиновой В.И. Буре Р.С. Панько Е.А. Леонтьева А.Н. и др.они выделили: профессиональные функции педагога: - обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья детей. (Соблюдение режима дня Полноценный сон и питание. Своевременный уход. Создание безопасной обстановки в группе и на участке. Осуществление профилактических мероприятий. Соблюдение санитарных норм. Выполнение предписаний врача и т. П.) - создание педагогических условий для успешного воспитания детей (создание развивающей среды ) -осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми (планирование педагогической работы с детьми на основе программно-методической документации, проведение этой работы.) - участи в педагогическом просвещении родителей (в интересах воспитанников педагог должен содействовать повышению педагогической культуры родителей. Создание стендов информации для родителей. Беседы, консультации, родительские собрания.) - регулирование и согласование воспитательного воздействия семьи и ДОУ (изучение семей и на основе полученных данных согласование воспитательного воздействия на ребенка. Изучение потребностей школ и на основе этого осуществление преемственности ДОУ и школы…) К.Д. Ушинский был убежден, что « в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности». Содержание педагогической деятельности предъявляет к педагогу ряд специфических требований. Эти требования заставляют развивать определенные личностные качества – профессионально значимые и обязательные качества личности. К профессионально значимым качествам относят: · Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. У педагога Эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям, тактичности. · Педагогический такт – означает чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия. Оптимальное сочетание ласки и твердости, доброты и приличия, доверия и контроля. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей и родителей, коллег по работе. Не снижая требовательности к участникам воспитательного процесса, тактичный педагог проявляет по отношению к ним доброжелательность. · Педагогическая зоркость – проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы развития, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом. Показателями педагогической зоркости считают умения чувствовать детей, смотреть и видеть, слушать и слышать, читать эмоции, предупреждать негативные формы поведения. · Педагогический оптимизм – основывается на глубокой вере педагога в силы и возможности каждого ребенка, в результат образовательной работы. Выражается в настроенности педагога на восприятие положительных качеств воспитанников. Проявляется во внутренней энергии педагога, в умении повести за собой, увлечь. · Педагогическая рефлексия – это самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью. При этом следует придерживаться правила: причины неудач искать в себе, не торопиться оправдывать их внешними факторами. Педагогические умения: · гностические умения – это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив, педагогического опыта других воспитателей. · Конструктивные умения – необходимы для проектирования педагогического процесса. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы с детьми, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т. П. · Коммуникативные умения - проявляются при установлении взаимоотношений с детьми, коллегами, родителями, администрацией. Эти умения помогают воспитателю расположить к себе, вызвать сопереживание. · Организационные умения – выполнить все, что запланировано, распределить обязанности. · Организаторские умения не дадут результата, если педагог не умеет увлечь детей и взрослых, заразить своей энергией. · Специальные умения педагога – это умения петь, танцевать, выразительно читать, мастерить, вязать, показывать кукольный театр, чем больше таких умений у педагога, тем интереснее и содержательнее жизнь детей. |
Задание№3 сделайте самоанализ, «Какой я педагог»
Я знаю ____
Я умею ____________
Я могу ________
Я хочу ____________
Для достижения моих целей мне необходимо ____________
Задание №4используя интернет ресурс, составьте перечень ОК ( общих компетенций) и ПК ( профессиональных компетенций) для вашей специальности.
Персоналии
И.Г.Песталоцци
Основная идея:
Основные труды:
Высказывание: