Урок-игра «крестики-нолики»

Проводится как итоговый урок по теме. Цель урока:

Дать учащимся возможность оценить свои знания пу­тем выбора заданий. Систематизация знаний учащихся.

Ход урока:

В начале путем жеребьевки определяются две коман­ды-участницы: "Крестики" и "Нолики", по 5-8 игроков в каж­дой. Вместо жеребьевки можно предложить ребятам раз­гадать загадки, имеющие отношение к теме урока.

На доске вывешивается таблица - обычная "сетка" (3x3) для игры. В каждой из 9 ячеек записано название кон­курса. Хорошо дать конкурсам оригинальные, можно шут­ливые, названия, которые заранее красочно оформляются в виде небольших плакатов - их прикрепляют к таблице.

Обычно команда "Крестики" первой выбирает по жела­нию любой из девяти предложенных конкурсов. В даль­нейшем право выбора конкурса принадлежит победителю. В каждом конкурсе участвуют обе команды. Жюри оцени­вает выступления, после чего в соответствующей ячейке прикрепляется карточка с символом "крестика" или "ноли­ка" - в зависимости от того, какая команда победила. (По 9 карточек с символами "К" и ли "О" готовятся заранее).

Как правило, редко бывает так, чтоб какой-либо коман­де удается выиграть в обычном понимании - закрыть сво­им символом по горизонтали или по вертикали или по диа­гонали три клетки подряд. Обычно победа присуждается команде, выигравшей большее количество конкурсов.

Для каждого конкурса, учитывая сложность заданий, можно установить конкретное время на обдумывание отве­та. Возникающие при этом паузы можно заполнить либо музыкальными фрагментами (например, из игры "Проще простого"), либо игрой со зрителями, предлагая им загадки по теме конкурса. При этом можно раздавать призы или жетоны, которые могут выступать в роли эквивалента оценки.

В урок могут быть включены игровые и музыкальные паузы.

Пример: Тема урока: "Цветок: опыление и размно­жение у цветковых".

Для удобства проведения конкурса вкладывают задания в отдельный конверт. Задания для команд дублируются.

Содержание конкурсов.

В гостях у журнала "Квант".

Что общего между биологией и математикой? Биология, как и математика, любит строгий учет и точный счет. Великий русский ученый Д.И. Менделеев о значении изме­рений для науки писал: "Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры". Настоящий биолог должен уметь правильно и быстро счи­тать, логически мыслить.

Позже вы узнаете, что именно эти качества позволили в 1865 г. чешскому естествоиспытателю Иоганну Грегору Менделю открыть законы наследственности, который сей­час так и называются - законы Менделя.

Сейчас нас приглашает на страницы научно-популярный математический журнал "Квант".

Вам предлагается несложная задача, которая проверит ваши умения считать и рассуждать. Приготовьте калькуляторы.

Задача: одно соцветие клевера содержит 8 мг нектара (1 мг=0, 001г.).

1. Сколько соцветий должна посетить пчела, чтобы со­брать 500 г нектара?

Сколько полетов совершит пчела, собирая эту массу нектара, если зоб вмещает 0, 002 г нектара?

Решение:

1)500: 0,008= 62 500 (соцветий) '

2) 500: 0, 002= 25 000 (полетов).

Считается, что эволюция цветковых растений и эволю­ция насекомых проходили параллельно. Нектар - это то, ради чего прилетают насекомые к цветку. Случайно ли, что, как правило, нектар выделяется из нектарников мел­кими каплями? (Исключение составляют некоторые особо крупные тропические цветки, которые обычно опыляются птицами).

Может, стоит цветкам активнее привлекать насекомых, выделяя больше нектара? Выиграет ли от этого опыле­ние?

(Подобные вопросы после решения задачи можно за­дать обеим командам: победит тот, кто быстрее ответит).

«Почемучка».

Приготовлены вопросы (биологические задачи), напи­санные словом: "Почему?"- отвечает тот, кто первым под­нимает руку. Правильный ответ равен баллу, которые сум­мируются.

1. Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще имеют венчики белого и желтого цвета?

2. Почему некоторые растения зацветают прежде, чем появляются листья, а у других листья появляются раньше цветков?

3. Почему безветренная погода во время цветения мо­жет стать причиной снижения урожайности ржи, а на уро­жай пшеницы такая погода не влияет?

4. Почему когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, клевер хорошо цвел, но плодов и семян у него не было?

5. Почему весной на одних деревцах ивы распускаются желтые цветки, собранные в соцветия сережки, а на других незаметные, зеленоватые.

6. Почему ранней весной мало кто из людей замечает цветение орешника, березы (если только у них нет аллер­гии на этот вид пыльцы)?

7. Почему редко встречаются растения с чисто красны­ми цветками?

8. Почему у сибирской орхидеи - крапчатого башмачка -на тысячу цветков приходится максимум один созревший плод?

"Огород - круглый год".

Пустоцветы, расположенные на главном стебле и пле­тях огурцов, не образуют плодов. "Раз пустоцветы не обра­зуют плодов, то они излишни" - подумал неопытный ого­родник и оборвал все пустоцветы. Какую ошибку он допус­тил?

"Заседание ученого совета".

Для проведения данного конкурса можно заранее снять видеоклип, в котором участвует один из учащихся в роли председателя ученого совета. Он говорит следующее:

- Уважаемые коллеги! Сегодня к защите по теме: "Цве­ток: опыление и размножение у цветковых" представлен ряд работ, с основными тезисами которых мне предстоит вас познакомить. Однако предварительное чтение показа­ло, что некоторые авторы допустили досадные неточности или же высказали ошибочное суждение. Предлагаю обсу­дить эти тезисы и выявить те, правильность которых вы­зывает сомнение.

Итак, приготовьте бумагу для записи и ручки, пронуме­руйте тезисы (4 столбика по 5 цифр, начиная с единицы и заканчивая 20). (Выдерживается пауза). Начинаем. Будьте внимательны! Правильное суждение отмечайте "+", непра­вильное "-".

1. Цветоножку имеют цветки всех растений (-).

2. Тычинки и пестики бывают в каждом цветке (-).

3. Цветок - орган семенного размножения (+).

4. Тычинки и пестики - это главные репродуктивные части цветка (+).

5. Огурец относится к двудомным растениям (-).

6. Пыльца ветроопыляемых растений должна быть су­хой, легкой и обычно образуется в малых количества (-).

7. Соцветие колос - это простое соцветие, на главной удлиненной оси которого находятся сидячие цветки (+).

8. Нектар - это сладкий сок, который выделяют особые железы цветка - нектарники с целью привлечения опыли­телей (+).

9. Особенно сильный запах имеют, как правило, цветки, распускающиеся в сумерках или ночью, например, души­стый табак (+).

10. Орнитофилия - это разновидность перекрестного опыления (+).

11. Венчик выполняет функцию защиты пестика и ты­чинок (+).

12. Пыльцевая трубка прорастает через микрополе в семязачаток завязи (+).

13. Семя формируется в результате двойного оплодо­творения из семенного зачатка (+).

14. Растения с чисто-красными цветками встречаются редко (+).

15. Выращивание переселенцами клевера в условиях Австралии потребовало ввоза в 1885 г. его опылителей (+).

16. Если цветок имеет только тычинки, его называют однодомным (-).

17. Роль чашечки - привлечение опылителей (-).

18. Венчик, образованный сросшимися лепестками, на­зывают сростнолепестным (+).

19. Перекрестным опылением называют перенос пыль­цы с одного цветка на другие цветки в пределах одного растения (-).

Работу выполняет каждый участник команды инди­видуально. По окончании листочки сдаются жюри, где определяют общую сумму правильных ответов (можно допустить, что каждый участник также получает свою оценку за тест).

Б. Коммонер: "Все связано со всем".

Американский эколог Б. Коммонер работает в области социальной экологии, которая призвана формулировать качественно новые законы, отражающие взаимосвязь об­щества и природы.

Один из законов Коммонера гласит: "Все связано со всем". Этот закон отражает существование сети взаимо­действий в экосфере.

Какую логическую связь можно установить между звеньями цепи: клевер - шмели-мыши - численность ко­шек в деревне?

"Третий - лишний".

Каждой команде предлагается одинаковый набор из четырех цветных карточек.

На первой карточке изображены:

1. Черемуха обыкновенная. 2. Мак восточный. 3. Сед­мичник европейский.

Что лишнее? (Очевидно, черемуха обыкновенная, т.к. она образует соцветие, а мак и седмичник - одиночные цветки. Принимается за дополнительные 0,5 балла и ответ, что лишним может быть и мак, т.к. черемуха и седмичник по окраске цветков - белые, а мак - красный.)

На второй карточке изображены схемы соцветий (без подписей!):

1. Щиток. 2. Корзинка. 3. Сложный зонтик.

(Лишний №3, т. к. №1 и №2-это простые соцветия).

На третьей карточке изображены:

1. Вишня садовая. 2. Лещина.обыкновенная. 3. Орхи­дея гибридная.

(Возможны 2 варианта ответов (за каждый - 1 балл!):

- лишним является №2 как ветроопыляемое растение в отличие от №1 и №3;

- лишний №3, т.к. это одиночный цветок, а№1 и №2 -соцветия.

На четвертой карточке изображены: 1. Соцветия ивы. 2. Цветки ивы. 3. Схема строения обоеполого цветка (Лишний - № 3).

" У Лукоморья"

У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит...

Итак, представим, что знаменитый лукоморский кот имел первоначальные знания по ботанике - науке о расте­ниях, любил этот предмет так же, как и мы, и поэтому в первую очередь отдавал предпочтение тем сказкам, где героями были растения, их цветы, плоды и вегетативные органы.

Вопросы:

1. Какие бы, по вашему мнению, звучали тогда сказки под дубом. Назовите их.

2. Какие растения упоминаются в сказках?
(Возможны варианты ответов: "Аленький цветочек", "Цветик - семицветик", "Дюймовочка" (тюльпан), "Прин­цесса на горошине" (горох) и др.

"Встреча в Цветочном городе"

Все мы помним жителя Цветочного города, придуман­ного писателем Носовым, - Незнайку. Помним и его потря­сающее умение нарушать установленные правила, вно­сить сумятицу в царившие до его появления покой и поря­док.

Однажды Незнайка прослушал лекцию доктора цветоч­ных наук Чашелистникова: "Цветы: знаете ли вы, что...?" и, возродив в себе поэтический дар (вернее, полное его от­сутствие), выдал следующие строки:

1. Цветок раффлезии душистой

Для радости пчелы пушистой

Зацвел на солнечной поляне -

Давайте мы туда заглянем!

2. Одинокий цветок одуванчика

Беззаботно дрожит на ветру...

3. Во поле береза стояла

И ее пчела опыляла...

4. Колокольчики мои,

Цветики! Весною

Вместе с ландышем цвели

В поле, за рекою.

5. Как на нашей грядке

Расцвел горошек сладкий

Мушки, пчелки налетят,

Будем урожая ждать.

6. Знают все: и стар, и мал –

Вкусен плод картофеля

Вырос знатный урожай!

Правда ведь, не плохо ли?!

Найдите допущенные Незнайкой ботанические ошибки! (За каждую найденную ошибку присуждается 1 балл).

АБВГДЕйка

Как хорошо уметь писать! А еще лучше - уметь писать-грамотно. Вставьте пропущенные буквы в следующих био-погически.х терминах:

1. Г...н...ративные.

2. Р...продуктивные.

3. Г...меты.

4. Яйц...клетка.

5. Сперм...й.

6. 3...гота.

7. М...пр...пиле.

8. Пыльц...вход.

9. Сем...з...чаток.

10. Энд...сперм.

11....пл...д...тв...рение.

12.C-..нг...мия.

13.3...родыш...

14.М...тоз

15.М.-.йоз

16.Сам...пыление.

17.Хр...м...сомы

18....к...л...плодник.

За этот конкурс команда сможет получить максимум 30 баллов: каждая допущенная ошибка - это минус 1 балл.

Время на проведение конкурса можно ограничить 1 мину­той и добавить 0,5 балла команде, закончившей раньше.

32. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ВИКТОРИНА Цель:

Повторить и систематизировать знания учащихся, усо­вершенствовать полученные умения; учить анализировать ответы товарищей, коллективно работать и делать выводы.

Участники: 2 команды по 5 учащихся в каждой, 2 асси­стента, группа консультантов и болельщики.

Ход урока:

Урок проводится по принципу телевикторины «Счаст­ливый случай». Игре предшествует разминка, затем - 4 гейма.

Две команды соревнуются в знаниях в течение всех геймов.

Болельщики и все присутствующие участвуют в раз­минке и отвечают на вопросы; если команды затрудняются в ответах.

Группа консультантов анализирует ответы всех участ­ников, формулирует выводы.

Ассистенты ведут подсчет баллов с помощью табло и оказывают помощь ведущим.

Консультанты подводят итоги.

УРОК-СОСТЯЗАНИЕ

Цель:

Проверка практических и теоретических знаний уча­щихся по выбранной теме.

Ход урока:

Учащиеся делятся на группы. В классе столы ставятся полукругом. У каждого школьника свой номер.

Жюри оценивает работу групп в целом и каждого ученика в отдельности.

Проведение конкурсов.

Подведение итогов урока.

УРОК-КОНКУРС

Ход урока:

Соревнование двух команд. Избирается общее жюри. Класс делится на две команды. В каждой команде свой капитан. Можно разделить класс на три команды: две команды и болельщики, которые также принимают актив­ное участие в конкурсе.

Конкурс начинается с рассказа о правилах его прове­дения.

Сам конкурс.

Подведение итогов.

Наши рекомендации