Принципы коррекционно-педагогического процесса

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ПРИСВОЕНИЯ РЕБЕНКОМ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА

Психическое развитие ребенка происходит в результате усвое­ния и присвоения им общественно-исторического опыта. Ребенок с отклонениями в развитии выпадает из ситуации социального и культурного пласта общечеловеческого развития. Он затрудняется использовать традиционную «взрослую» культуру как источник развития высших психических функций, специфических челове­ческих способностей и способов деятельности. По отношению к ребенку с нарушениями развития перестают действовать традици­онные для каждого возрастного этапа способы решения воспита­тельно-образовательных задач, рассчитанные на нормальный тип развития. Такое выпадение из традиционного образовательного про­странства нарушает условия врастания ребенка в культуру, страда­ет реализация его права на наследование социального и культур­ного опыта человечества.

Возникает объективная потребность в обходных путях, других способах педагогического воздействия, т. е. ином, специально орга­низованном образовательном пространстве, которое может обес­печить такому ребенку все необходимые условия для врастания в культуру, для реализации его права на наследование обществен­но-исторического социального опыта.

Преодоление ограничений в этом праве, коррекция, предуп­реждение вторичных отклонений в развитии (говоря современным языком «реализация особых образовательных потребностей») осу­ществляются в сфере образования, но не массового и традицион­ного, а специально организованного, особым образом построен­ного.

Максимально возможная реализация особых образовательных потребностей ребенка, максимально возможное восстановление прав такого ребенка на наследование социального и культурного опыта составляют суть и определяют значение реабилитации средствами образования.

Государственная система специализированных дошкольных образовательных учреждений призвана выполнять следующие задачи (функции):

обеспечение права ребенка с нарушениями в развитии на полу­чение коррекционной помощи;

защита ребенка с нарушением в развитии от некомпетентного педагогического воздействия;

сохранение единого образовательного пространства на территории РФ в условиях самостоятельности регионов и образователь­ных дошкольных учреждений;

выработка требований, предъявляемых к разработке содержа­нии и методов коррекционно-педагогического воздействия;

обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм и коррекционно-развивающих технологий;

обеспечение материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений с учетом структуры нарушения воспитанников (с учетом реальных возможностей региона);

разработка требований, предъявляемых к подготовке квалифицированных педагогических кадров.

В отечественном специальном образовании сделано очень мно­го (и это признано во всем мире) для обоснования положения о кш, что ребенок с отклонениями в развитии имеет особые образовательные потребности и, не будучи готов к усвоению общеоб­разовательных программ, нуждается в специальных условиях, ко­торые обеспечивают усвоение жизненно значимых социальных навыков на разных возрастных этапах развития. На сегодняшний день существует 15 направлений специального обучения, реализуемых в 8 основных типах дошкольных учреждений с обеспечением со­держания, методов и форм организации. К настоящему времени разработаны разноуровневые программы для каждого типа дош­кольного учреждения и вариативные формы организации специального образования.

ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Содержание и методы воспитания и обучения строятся с учетом | со I (ременных представлений о сущности психического развития, о роли психологической целостности интеллектуального и эмоцио­нального факторов в становлении личности, об особенностях и свое-1оГ)разии становления психики ребенка с нарушениями развития, а (также ведущей роли обучения в психическом развитии человека.

При разработке образовательных программ следует учитывать принципы как общей, так и коррекционнойдошкольной педагогики.

Основными принципами дошкольной педагогики являются:

единство воспитательного и образовательного процессов,

научность содержания обучения,

учет возрастных возможностей ребенка,

доступность материала,

повторяемость материала,

концентричность материала.

Основными принципами коррекционной дошкольной педагогикиявляются:

принцип развивающего обучения, основывающийся на поло­жении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формирова­нии «зоны ближайшего развития»;

принцип единства диагностики и коррекции отклонений в раз­витии;

принцип учета соотношения первичного нарушения и вторич­ных отклонений в развитии ребенка;

принцип генетический, учитывающий общие закономерности развития применительно к воспитанию и обучению детей с откло­нениями;

принцип коррекции и компенсации, требующий гибкого соот­ветствия коррекционно-педагогических технологий и индивиду­ально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности;

деятельностный принцип, определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой «вызревают» психологические но­вообразования, определяющие личностное развитие ребенка;

принцип раннего начала коррекционно-педагогического воздействия.

Построение коррекционно-развивающих программ в соответ­ствии с указанными принципами должно обеспечивать социальную направленностьпедагогических воздействий и социализацию ребен­ка,так как важнейшим компонентом общеразвивающей и кор­рекционной работы должно быть преодоление социальной недо­статочности ребенка, Л. С. Выготский считал, что «специальное вос­питание должно быть подчинено социальному развитию...». Соци­ализацию ребенка он рассматривал как процесс его «врастания» в цивилизацию, связывая это с овладением способностью к знако­вому опосредованию, что происходит, главным образом, в прак­тической и сим велико-моделирующих видах деятельности и речи.

Исходя из общности основных закономерностей развития в норме и патологии, в программах определяются базовые направле­нияпедагогической работы, обеспечивающие максимально возможную целостность, гармоничность личностного развития ребенка. Это осуществляется в процессе социального развития, физического воспитания, познавательного развития, формирования механизмов ведущей деятельности, свойственной определенному периоду детства, продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования, элементарного труда), эстетического воспитания. В совокупности эти направления работы обеспечивают решение общеразвивающих задач.

Наши рекомендации