Принципы коррекционно-педагогического процесса
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ПРИСВОЕНИЯ РЕБЕНКОМ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА
Психическое развитие ребенка происходит в результате усвоения и присвоения им общественно-исторического опыта. Ребенок с отклонениями в развитии выпадает из ситуации социального и культурного пласта общечеловеческого развития. Он затрудняется использовать традиционную «взрослую» культуру как источник развития высших психических функций, специфических человеческих способностей и способов деятельности. По отношению к ребенку с нарушениями развития перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы решения воспитательно-образовательных задач, рассчитанные на нормальный тип развития. Такое выпадение из традиционного образовательного пространства нарушает условия врастания ребенка в культуру, страдает реализация его права на наследование социального и культурного опыта человечества.
Возникает объективная потребность в обходных путях, других способах педагогического воздействия, т. е. ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить такому ребенку все необходимые условия для врастания в культуру, для реализации его права на наследование общественно-исторического социального опыта.
Преодоление ограничений в этом праве, коррекция, предупреждение вторичных отклонений в развитии (говоря современным языком «реализация особых образовательных потребностей») осуществляются в сфере образования, но не массового и традиционного, а специально организованного, особым образом построенного.
Максимально возможная реализация особых образовательных потребностей ребенка, максимально возможное восстановление прав такого ребенка на наследование социального и культурного опыта составляют суть и определяют значение реабилитации средствами образования.
Государственная система специализированных дошкольных образовательных учреждений призвана выполнять следующие задачи (функции):
обеспечение права ребенка с нарушениями в развитии на получение коррекционной помощи;
защита ребенка с нарушением в развитии от некомпетентного педагогического воздействия;
сохранение единого образовательного пространства на территории РФ в условиях самостоятельности регионов и образовательных дошкольных учреждений;
выработка требований, предъявляемых к разработке содержании и методов коррекционно-педагогического воздействия;
обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм и коррекционно-развивающих технологий;
обеспечение материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений с учетом структуры нарушения воспитанников (с учетом реальных возможностей региона);
разработка требований, предъявляемых к подготовке квалифицированных педагогических кадров.
В отечественном специальном образовании сделано очень много (и это признано во всем мире) для обоснования положения о кш, что ребенок с отклонениями в развитии имеет особые образовательные потребности и, не будучи готов к усвоению общеобразовательных программ, нуждается в специальных условиях, которые обеспечивают усвоение жизненно значимых социальных навыков на разных возрастных этапах развития. На сегодняшний день существует 15 направлений специального обучения, реализуемых в 8 основных типах дошкольных учреждений с обеспечением содержания, методов и форм организации. К настоящему времени разработаны разноуровневые программы для каждого типа дошкольного учреждения и вариативные формы организации специального образования.
ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Содержание и методы воспитания и обучения строятся с учетом | со I (ременных представлений о сущности психического развития, о роли психологической целостности интеллектуального и эмоционального факторов в становлении личности, об особенностях и свое-1оГ)разии становления психики ребенка с нарушениями развития, а (также ведущей роли обучения в психическом развитии человека.
При разработке образовательных программ следует учитывать принципы как общей, так и коррекционнойдошкольной педагогики.
Основными принципами дошкольной педагогики являются:
единство воспитательного и образовательного процессов,
научность содержания обучения,
учет возрастных возможностей ребенка,
доступность материала,
повторяемость материала,
концентричность материала.
Основными принципами коррекционной дошкольной педагогикиявляются:
принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;
принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии ребенка;
принцип генетический, учитывающий общие закономерности развития применительно к воспитанию и обучению детей с отклонениями;
принцип коррекции и компенсации, требующий гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности;
деятельностный принцип, определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой «вызревают» психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка;
принцип раннего начала коррекционно-педагогического воздействия.
Построение коррекционно-развивающих программ в соответствии с указанными принципами должно обеспечивать социальную направленностьпедагогических воздействий и социализацию ребенка,так как важнейшим компонентом общеразвивающей и коррекционной работы должно быть преодоление социальной недостаточности ребенка, Л. С. Выготский считал, что «специальное воспитание должно быть подчинено социальному развитию...». Социализацию ребенка он рассматривал как процесс его «врастания» в цивилизацию, связывая это с овладением способностью к знаковому опосредованию, что происходит, главным образом, в практической и сим велико-моделирующих видах деятельности и речи.
Исходя из общности основных закономерностей развития в норме и патологии, в программах определяются базовые направленияпедагогической работы, обеспечивающие максимально возможную целостность, гармоничность личностного развития ребенка. Это осуществляется в процессе социального развития, физического воспитания, познавательного развития, формирования механизмов ведущей деятельности, свойственной определенному периоду детства, продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования, элементарного труда), эстетического воспитания. В совокупности эти направления работы обеспечивают решение общеразвивающих задач.