Сфера морали и ее реализация в сознании и практике
Министерство образования и науки
Министерство образования и науки АРК
РВУЗ Крымский гуманитарный университет
Кафедра философии и социальных наук
Этика и Этическое воспитание
в дошкольном возрасте
Ялта 2006
УДК 17:371.214.114
ББК 87.7:74
Р 17
Этическое воспитание в дошкольном возрасте:учебно-методическое пособие//Сост. : Разбеглова Т.П., кандидат философских наук, доцент. – Ялта, 2006. – 40 с.
Рецензент: Мирошников О.А.,кандидат философских наук,
доцент кафедры философии КГУ
Содержание
Раздел 1. Этика и этическая культура .................................................................. 4
Гуманистическое содержание нравственности .................................................... 4
Сфера морали и ее реализация в сознании и практике ......................................... 5
Этикетные формы поведения .............. ................................................................... 11
Воспитание и самовоспитание нравственной культуры ...................................... 12
Раздел 2. Этическое воспитание в дошкольном возрасте ................................. 13
Развитие нравственных чувств детей в процессе общения с воспитателем ........ 13
Воспитание нравственных чувств детей в сюжетно-ролевой игре ........................ 18
Роль самооценки в нравственном воспитании ............................................................21
Нравственное воспитание в процессе развития чувства ответственности ........ 30
Литература ................................................................................................................. 37
Практикум................................................................................................................. 38
Раздел 1. Этика и этическая культура
Этика — область философского знания, исследующая универсальные законы (нормы) регулирования отношений между людьми. Понятия «этика», «мораль», «нравственность» этимологически и содержательно схожи, тождественны. Древнегреческое слово «ethika» (от ethos) служит аналогом латинскому понятию «moralis» и русскому самобытному термину «нравственность». Все они подразумевают некоторую устойчивость, внутреннюю упорядоченность нравов, обычаев, традиций людей.
С древнейших времен ни одно человеческое сообщество неспособно было существовать и развиваться вне соблюдения определенных взаимных обязанностей, правил, норм поведения.
Отношения людей в обществе бесконечно многообразны и в то же время конкретны. Они всегда строятся по поводу чего-то. Мораль, в отличие от конкретных, предметно обусловленных действий, всеобща. Она связывает людей воедино, до всех их прочих связей. Будучи универсальной и общезначимой, мораль в то же время конкретна, исключает двусмысленность, обращена к каждому человеку, активно формирует его духовный мир. Мораль замкнута на человека. Она атрибут его существования, показатель социальности. Мораль – это и совокупность нравственных качеств человека, проявляющихся в его поведении.
Гуманистическое содержание нравственности
Гуманизм традиционно рассматривается как один из высших принципов морали. Сама этимология этого понятия, обозначающего человечность, с древнейших времен отождествляет его с отношением к человеку как высшей ценности. Сущностные начала гуманизма лежат в плоскости самих взаимоотношений между людьми и определяются мерой их человечности. Их вечные значения запечатлены сознанием человечества в понятиях свободы, равенства, справедливости, чести, достоинства. Гуманизм — это высшее начало нравственности в ее общечеловеческом измерении.
Человек редко задумывается о высших пределах своего собственного бытия, отношения к другим людям. Его обыденное, земное сознание воспринимает гуманизм как нечто непосредственно обращенное к человеку. В общественной психологии ее синонимами служат нравственные ценности любви, добросердечности, милосердия, сострадания, сочувствия, сопереживания
Современный этап развития человечества — период глубокого морального кризиса. Этика столкнулась с массой проблем, к которым она была не подготовлена (тысячи борделей, распространение СПИДа и наркомании, рост различных видов насилия, международный терроризм и др.). Общество потребления навязывает утилитаризм, ориентацию только лишь на материальные ценности, которые откровенно противостоят образу нравственности. Единственным условием и надеждой на построение современной цивилизации на социально-справедливой гуманистической основе остается мораль — главный показатель человеческого в человеке.
По происхождению и содержанию моральные чувства имеют социальную основу и в своей совокупности определяют моральный облик человека, проявляясь в поведении его как культура нравственных чувств. Она не является изначально заданной, а формируется в процессе воспитания и самовоспитания. Воспитание нравственных чувств играет огромную роль в становлении личности (поведение в семье, отношение к школьным обязанностям, друзьям и т. д.), обеспечивая поддержку моральных традиций в обществе.
Человек, лишенный необходимого нравственного воспитания в детстве (воспитывавшийся вне семьи, не обладающий чувством ответственности за ближнего и т. д.), зачастую не в состоянии поддерживать моральные традиции и выполнять необходимые нормы. Особую актуальность воспитание моральных чувств приобретает в условиях рыночных отношений, когда отсутствие нравственной закалки нередко становится причиной преступлений и деструктивной деятельности, приводит к трагическим результатам.
Сфера морали и ее реализация в сознании и практике.
Моральное сознание — это духовная сторона морали: нормы и принципы поведения, целевые установки, эмоции, чувства, переживания, убеждения, волевые акты и другие идеальные факторы. Оно является отражением жизненно-практического и исторического опыта людей в форме индивидуальных и коллективных представлений, выполняет функции механизма социальной преемственности, регулирования и организации жизнедеятельности, обеспечивает оценку результатов поведения личности. Моральное сознание функционирует на двух уровнях регуляции в отношениях между людьми: эмоционально-чувственном (обыденное сознание) и рационально-теоретическом (этика).
Эмоционально-чувственное моральное сознание определяет отношения человека: а) к другим людям (симпатия или антипатия, доверие или недоверие, ревность, ненависть и т. д.); б) к самому себе (скромность, достоинство, тщеславие, самолюбие, требовательность и т. д.); в) к обществу в целом (чувство общественного долга, патриотизм, национальная гордость и др.).
Жизненная (гражданская) позиция
Отношение к обществу к природе к людям к самому себе
Мораль Личность
Моральные качества
Знания Поведение эмоции, чувства Потребности, мотивы
|
| ||||||
|
| ||||||
Рационально-теоретический уровень морального сознания — это система этических знаний, понятий, принципов и суждений о нормах поведения, моральные кодексы, теоретическое обоснование нравственности. Высшим результатом формирования рационально-теоретического морального сознания являются убеждения, определяющие форму субъективного принятия должного.
Эмоционально-чувственный и рационально-теоретический уровни морального сознания всегда существуют в единстве, взаимодействуя и взаимодополняя друг друга. Многие моральные установки, нормы и принципы проявляют себя и на чувственном, и на рациональном уровнях морального сознания, относятся как к мироощущению, так и к миропониманию. Например, долг, совесть, добро, зло, гордость и другие моральные понятия могут проявлять себя как в чувствах, так и в убеждениях, взаимодействовать и переходить с одного уровня на другой. Однако каждая из этих ступеней имеет и свои специфические особенности, которые важно учитывать в процессе воспитания и обучения личности.