Организация учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, групповая и индивидуальная
ПЕДАГОГИКА
(2012-2013)
2-АО-А
© Данные материалы являются достоянием всех студентов Факультета иностранных языков Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, в результате чего никто не в праве публиковать их с коммерческими целями. В случае присвоения себе в установленном законом порядке авторских прав юридическим или физическим лицом, совершивший это имеет шанс столкнуться с «мистическим», внеюридическим воздаянием.
Данный копирайт не удалять, так как это противоречит его смыслу.
Предмет педагогики и её отрасли. Роль педагогических дисциплин в ряду общественных наук. Связь педагогики с философией, социологией и психологией.
Задачи педагогики как науки. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, исторический и общественный характер воспитания.
Общая характеристика методов научно-педагогического исследования.
Современные педагогические теории в странах Европы и Америки (педагогика прагматизма, неотомизма, экзистенциализма, неопозитивизма и др.).
Развитие личности, его движущие силы и закономерности. Роль деятельности и общения в развитии личности. Взаимообусловленность процессов воспитания и развития.
6. Сущность и содержание процесса воспитания, его особенности. Воспитание – необходимая вечная категория. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание».
Закономерности и принципы воспитания, их характеристика.
Понятие о методах воспитания. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Методы стимулирования деятельности и поведения. Педагогические требования к применению.
Признаки и структура коллектива. Функции и законы жизни детского коллектива. Педагогическое руководство самоуправлением в коллективе школьников. Этапы формирования детского коллектива (по А.С. Макаренко).
Задачи, содержания и формы умственного воспитания учащихся.
11. Сущность, функции и система гражданского, политического воспитания. Воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма и интернационализма (содержание, формы и методы).
Экономическое воспитание как часть формирования мировоззрения школьников. Задачи, формы, методы. Критерии эффективности экономико-воспитательной работы.
13. Цели, задачи и содержание нравственного воспитания школьников. Специфика нравственного воспитания. Его связь с воспитанием умственным, трудовым, правовым, гражданским, эстетическим, экологическим, экономическим.
Системы работы классного руководителя.
Самоуправление учащихся в школе.
Семья как воспитательный коллектив, её функции. Типичные ошибки и противоречия воспитания в современной семье. Условия успешного воспитания в семье. Взаимодействие родителей и школы в достижении целей воспитания.
17. Дидактика и её категории: принципы, содержание, методы и формы процесса обучения.
Понятие о процессе обучения. Его двусторонний характер. Движущие силы учебного процесса.
Материалистическая теория познания как основа современной дидактики. Процесс научного познания и процесс обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций процесса обучения.
Различные подходы к обучению. Объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное обучение и др.
Законы и закономерности обучения. Классификация закономерностей обучения.
Правила и принципы обучения. Принципы сознательности и активности. Сущность и правила.
Принцип наглядного обучения. Принцип систематичности и последовательности.
Принцип прочности. Принцип доступности в обучении.
Принцип научности. Принцип связи с практикой в обучении.
Сущность и взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования.
27. Понятие о содержании образования. Факторы, влияющие на содержание образования и критерии отбора содержания образования.
Общее понятие о методах обучения в школе. Метод и приём. Различные подходы к классификации методов обучения. Функции методов обучения. Требования к методам обучения.
29. Учебный план и его структура. Базовый учебный план школы и его значение. Основные научно-педагогические требования к учебным программам и учебникам.
Основные средства обучения и их классификация.
Характеристика методов организации учебно-воспитательной деятельности (словесно-наглядных, практических, репродуктивных, проблемно-поисковых, индуктивных, дедуктивных).
Методы стимулирования учебно-воспитательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии, поощрения, порицания и др.
Методы контроля и самоконтроля в обучении и их сущность.
Урок как основная форма организации учебного процесса. Основные требования к уроку. Условия эффективности урока в современной школе.
Типология и структура урока. Гибкость и подвижность структуры урока в зависимости от его цели, содержания и места в учебном процессе. Нестандартные уроки.
Организация учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, групповая и индивидуальная.