Экскурсия в библиотеку
Вопросы для информирования студентов:
1. Роль библиотеки в подготовке специалиста.
2. Организация деятельности библиотеки.
3. Каталоги литературы. Поиск и заказ литературы.
Задание:опишите алгоритм поиска источника. Найдите и оформите заказ на следующие источники:
1. Выготский л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.
3. Власова Т.А. , Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии /Хрестоматия по психологии: Учебное пособие для студентов пед. институтов /Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1997. С. 422-430.
4. Зеленина Н.Ю. //Дефектология. 2007
Форма отчетности: письменные ответы на вопросы, выполненное задание.
Основная литература:
1. Азбука студента …
2. «Положение о самостоятельной работе студента». ПГПУ, 2008.
3. «Организация и содержание самостоятельной работы студента» /Авт.-сост.
О.В. Прозументик, Н.А. Зорина, О.Р. Ворошнина. ПГПУ, 2008.
4. Шаповал И.А. «Специальная психология». М., 2005.
Раздел 2. Профессиональная характеристика педагога-дефектолога
Тема 5. Профессиограмма педагога-дефектолога
Задачи изучения темы:
1. Способствовать становлению содержательного образа педагога-дефектолога.
2. Учиться составлять профессиограмму педагога-дефектолога и защищать коллективную разработку.
3. Воспитывать ценностное отношение к профессии.
1 часть. Знакомство с сочинениями студентов «Педагог-дефектолог – это…»
2 часть. Мини-лекция.
Вопросы для информирования:
1. Профессиональное назначение педагога-дефектолога.
2. Задачи педагога-дефектолога в специализированном ДОУ.
3. Профессиональные и личностные качества педагога-дефектолога, работающими с детьми раннего и дошкольного возраста.
4. Общее понятие о профессиограмме.
3 часть. Выполнение практической работы.
Задание: составить профессиограмму педагога-дефектолога и публично защитить коллективную разработку.
Примечание. Студенты выполняют задание в подгруппе, состоящей из 3-5 человек.
Форма отчета: сочинение «Педагог-дефектолог – это…», профессиограмма педагога-дефектолога.
Комплексное занятие 6.
Тема 6. Выбор профессионального пути.
Задачи изучения темы:
1. Способствовать осознанию мотивов выбора педагогической профессии и профессии педагога-дефектолога.
2. Учиться определять характер и содержание мотивов выбора профессии.
3. Вызвать интерес к личностному и профессиональному самопознанию.
1 часть. Знакомство с жизненными историями «Как я выбирал(а) профессию? Почему я здесь? Кому и зачем это нужно?».
2 часть. Мини-лекция.
Вопросы для информирования:
1. Мотивация в жизни человека.
2. Мотивы выбора профессии.
3. Изучение мотивов выбора профессии.
3 часть. Самоисследование. Диагностика мотивов выбора педагогической профессии. Рефлексия результатов самоисследования.
Форма отчета: сочинение на тему «Как я выбирал(а) профессию? Почему я здесь? Кому и зачем это нужно?», рефлексия результатов самоисследования.
Литература
1. Головей И.А. Практикум по возрастной психологии. М., 2003.
2. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 2001.
Комплексное занятие 7.
Тема 7. Профессиональное развитие и саморазвитие педагога.
Задачи изучения темы:
1. Познакомиться с основами профессионального развития и саморазвития педагога.
2. Учиться профессиональному самопознанию и проектированию профессионального роста.
1 часть. Предложить студентам анкету, позволяющую выявить представления о профессионально-педагогическом пути.
2 часть. Мини-лекция.
Вопросы для информирования:
1. Общее понятие о профессиональном развитии и саморазвитии.
2. Этапы (стадии) профессионального роста педагога (педагога-дефектолога).
3. Программа профессионально-педагогического самообразования.
Примечание. 1 и 2 части проводятся по законам лекции-пресс-конференции.
3 часть. Практическая работа.
Просмотр видеофрагментов деятельности педагога-дефектолога, обладающего высоким уровнем педагогического мастерства. Определение уровня профессионального развития данного специалиста.
Литература
??
Тема 8. Педагог-дефектолог в ДОУ (встреча с практикующим
педагогом-дефектологом коррекционного ДОУ)
Задачи изучения темы:
1. Познакомиться с особенностями деятельности педагога-дефектолога в коррекционном ДОУ.
3. Учиться наблюдать и анализировать коррекционно-образовательный процесс.
4. Развивать интерес к будущей профессии и потребность более глубокого её познания.
1 часть. Предложить студентам задать практикующему педагогу- дефектологу интересующие вопросы о его деятельности в коррекционном ДОУ.
2 часть. Мини-лекция (проводит педагог-дефектолог).
Вопросы для информирования:
1. Должностные обязанности педагога-дефектолога.
2. Рабочее время педагога-дефектолога.
3. Циклограмма деятельности педагога-дефектолога в коррекционном ДОУ.
4. Взаимодействие с родителями воспитанников и коллегами.
Примечание. 1 и 2 части проводятся по законам лекции-пресс-конференции.
3 часть. Практическая работа.
Просмотр видеофрагментов деятельности педагога-дефектолога в коррекционном ДОУ с целью выделения функциональных обязанностей данного специалиста и обсуждения их содержания, способов и условий реализации.
Форма отчета: таблица «Должностные обязанности педагога-дефектолога и их характеристика».
Выписка из документа «Должностные обязанности …» | Реализуемая специалистом в увиденном фрагменте функция | Характеристика функции педагога-дефектолога | Комментарии, размышления, вопросы студента |
Литература
?? Справочник педагога-дефектолога.