Сформулируйте общее и специфичное в социальной педагогике и социальной работе
Социальная политика все более выходит за пределы корректирования негативных социальных последствий экономического развития. Она пытается предотвращать такие последствия. Социальная политика все более сосредотачивается на выполнении конструктивной функции, связанной с социальной профилактикой как отдельных элементов, так и всей господствующей системы. Надо не только лечить “социальные болезни”, но и предотвращать их. Лучше и для общества в целом, и для людей не оказывать помощь, к примеру, безработным, а делать все, чтобы предотвратить безработицу, для развития производства: создание новых рабочих мест, перепрофилирование тех или иных цехов, предприятий, учреждений, обучение людей и т.д. Именно в этом состоит сущность социальной политики как концентрированного выражения всех иных видов политики: проявление заботы о людях, об удовлетворении их насущных потребностей и интересов. Социальная работа должна носить опережающий, упреждающий характер. Профилактическая работа, которая является содержанием социальной педагогики, должна занять в социальной работе значительно большее место, чем это наблюдается сейчас. На это и должна быть нацелена и социальная политика. В поле зрения социальной работы попадает человек, имеющий проблемы, мешающие человеку быть успешным, благополучным членом общества, жить полноценной жизнью. Эти проблемы могут носить психологический, медицинский правовой, материальный и иной характер, могут быть связаны с внешними, не зависящими от человека факторами (экологические, социальные, техногенные, межнациональные и др.), или внутренними личностными проблемами (нездоровье, отклонение в физическом или психологическом развитии и пр.).Для социальной работы важно то, что человек не может решить эти проблемы самостоятельно и поэтому нуждается в чьей-то профессиональной помощи. В поле же зрения социальной педагогики попадает ребенок, который требует помощи в процессе его социализации (превращения индивида в социального субъекта), то есть ребенок как развивающаяся, формирующаяся личность, и взрослые, окружающие этого ребенка и нуждающиеся в помощи в решении проблем, связанных с этим ребенком. |
Схематично взаимоотношения социальной работы и социальной педагогики можно изобразить следующим образом В современных условиях перестройки всей системы отношений в обществе социальная педагогика как наука призвана заложить основы социально-педагогического мышления. Социально-педагогическое мышление подразумевает формирование способностей и умений принимать в социальной практике наиболее эффективные решения, адекватные конкретным личностно-средовым ситуациям и позволяющие привести в движение реальные механизмы развития социальных инициатив, творческой активности детей и взрослых. А так же полноценное использование возможностей семьи и других социальных институтов, микросреды личности и социума в целом и обеспечение социальной заботы о правах и благосостоянии конкретного человека. Социальная педагогика педагогизирует, как бы “очеловечивает” социальную работу, рассматривая человека в личностно-средовом контексте, в конкретных, определенных социальных, культурно-исторических условиях жизни общества. Следовательно, социальная педагогика отвечает современным потребностям общества и органически связана с динамично меняющимся социумом. Таким образом, социальная педагогика, с одной стороны, является прямым отражением социальной политики, социальных отношений, с другой стороны, непосредственно влияет на формирование этой политики, на процесс духовного возрождения всего общества, способствуя саморазвитию, самосовершенствованию каждой отдельной личности. |
6. Назовите движущие силы развития ребенка, объясните деятельностную природу социально-личностного развития человека.Природные особенности являются важными факторами, но не движущими силами формирования личности. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание - продукт общественного бытия человека. Чем сложнее по своему психическому строению образование, тем меньше оно зависит от природных особенностей.Природные особенности обусловливают разные пути и способы формирования психических свойств. Они могут влиять на уровень, высоту достижений человека в какой-либо области. При этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное. Ни одна врожденная особенность не является нейтральной, так как она социализируется, пронизывается личностным отношением (например, карликовость, хромота и т.п.). Роль природных факторов неодинакова на разных возрастных этапах: чем меньше возраст, тем в большей мере природные особенности сказываются на формировании личности.Биологическая наследственность создает бесконечное многообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание. Физическое окружение: особенности климата, географических факторов и природных ресурсов формируют схожие групповые признаки личностей. Однако главным фактором формирования личности всё же является социализация. Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.Окружающая человека социальная среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации обучения и воспитания), так и непреднамеренно.