Исследование физического воспитания студентов в ВУЗе УрГи
Определение уровня теоретической подготовки студентов ВУЗа УрГи включало, во-первых, исследование физкультурной компетентности студентов, во-вторых, исследование практики содержательного и процессуального обеспечения теоретической подготовки студентов в системе физического воспитания.
Физкультурная компетентность студентов оценивалась с помощью программированного контроля с использованием компьютерных технологий. Данная технология позволяла оценить знания на уровне воспроизведения. Содержание вопросов для контроля знаний было разработано на основе содержания теоретического раздела программы физического воспитания. Формулировка вопросов осуществлялась с учетом их информационной емкости, которая определялась опытно-логическим и расчетно-экспериментальным способами на основе выявления их диагностической ценности и трудности.
Система программированного контроля включала 50 вопросов и четыре варианта ответа на каждый из них, среди которых один был правильный. Предлагалось, на основе компьютерной программы случайного выбора, десять вопросов. Каждый правильный ответ оценивался в 0,5 балла. Таким образом, каждый студент мог получить максимально 5 баллов. В результате программированного опроса каждый студент получал оценочный балл с точностью до 0,5 балла в пределах 5-ти балльной шкалы. Всего приняли участие в тестировании 680 студентов 1, 2, 3 курса Уральского Гуманитарного института. Тестирование проводилось в середине учебного года.
Материалы исследования можно охарактеризовать как фоновые, позволяющие судить об общем уровне физкультурных знаний студентов всех факультетов гуманитарного института. Данные об уровне физкультурных знаний студентов 1 курса характеризуют степень их физкультурной компетентности, сформированной в процессе обучения в школе.
В качестве примера ниже приводится один из возможных вариантов для программированного контроля знаний. С учетом случайного сочетания 50 вопросов, таких вариантов предлагалось компьютером достаточное множество, что исключало повторяемость сочетаний и возможность их запоминания. Данное обстоятельство позволяет констатировать объективность и надежность тестирования физкультурных знаний на уровне воспроизведения. Использование компьютерной технологии тестирования позволило провести массовые измерения в короткое время и без потери информативности.
Вариант состава вопросов для тестирования физкультурных знаний студентов: (Приложение 6)
Полученные в результате тестирования данные позволили рассчитать общепринятые статистические показатели. Среди них, с учетом задач настоящего исследования, для последующего анализа были выделены такие показатели, как процент неудовлетворительных оценок, средние оценочные баллы, достоверность различий. Показатели анализировались с дифференцировкой по факультетам (психолого-педагогический, естественно-географический, математический, исторический, технолого-экономический), а также в совокупности.
Показатели уровня физкультурных знаний студентов 1 курса отражают меру их теоретической подготовки в системе школьного физического воспитания.
Эта мера, судя по результатам тестирования, неудовлетворительная. Значения среднего балла колеблются от 2,75 до 2,86. При этом процент студентов, показавших неудовлетворительные значения измеряемого показателя, колеблется от 45 до 49. По существу, половина тестируемых не владеет физкультурными знаниями на допустимом (удовлетворительном) уровне. Такое положение дел затрудняет организацию теоретической подготовки студентов гуманитарного ВУЗа в системе физического воспитания.
Студенты 2 курса всех факультетов показали в среднем знания на допустимом (удовлетворительном) уровне. Средние оценки колеблются от 2,84 до. 3,06. Усредненная оценка студентов 1 курса достоверно отличается от таковой студентов 2 и 3 курсов. Видимо сказывается влияние обучающей деятельности в системе физического воспитания. Однако большой процент неудовлетворительных оценок (от 37 до 42) позволяет определить результаты теоретической подготовки в системе физического воспитания студентов допустимыми, но недостаточно эффективными.
Показатели уровня физкультурных знаний студентов 3 курса не отличаются от 2 курса. Однако процент неудовлетворительных оценок достоверно уменьшился во всех случаях. Полученные результаты позволяют предположить, что на уровень физкультурных знаний студентов ВУЗа УрГиоказывают воздействие многие факторы. Среди них следует отметить недостаточность внимания к теоретической подготовке со стороны кафедр физического воспитания (усеченность объема, замена теоретических занятий практическими, заниженность требований к результату), личностные особенности обучающей деятельности преподавателей и, наконец, неоптимальное (содержательное и организационное) обеспечение теоретической подготовки в системе физического воспитания в ВУЗе.
По мнению опрошенных преподавателей, большая часть студентов (80-90 %) имеет низкие и средние показатели функциональных возможностей и физической работоспособности. Уровень усвоения студентами 1 курса содержания школьной программы (способы двигательной деятельности) большинство опрошенных (80 %) определяют как частичный.
Таким образом, выявленный уровень физической культуры поступивших в ВУЗ студентов (показатели физической, теоретической, технической подготовки, а также уровня интереса в физической культуре) позволяют оценить его как недостаточный.
Изучение практики теоретической подготовки в системе физического воспитания студентов ВУЗа не физкультурных специальностей осуществлялось по нескольким направлениям. Первое направление было связано с выявлением оценивающих суждений о содержании теоретического раздела в процессе его организации и обозначением ценностных ориентаций на ожидаемый результат. Второе направление исследования практики теоретической подготовки студентов ВУЗа было связано с выявлением опыта работы преподавателей кафедр физического воспитания ВУЗов по его содержательному и организационному обеспечению.
Полученные результаты исследований позволяют оценить качество (содержания, процесса и результата) системы физического воспитания в ВУЗе как допустимое, но не оптимальное. Одной из задач повышения эффективности, видимо, является задача оптимизации содержательного обеспечения теоретического раздела физического воспитания студентов ВУЗа не физкультурных специальностей. Подобное обстоятельство должно быть одним из оснований в определении направлений оптимизации содержательного обеспечения физического воспитания студентов ВУЗов.
Следует согласиться с мнением большинства преподавателей кафедр физического воспитания (87 %) о достаточности имеющихся объемов учебных часов на теоретический раздел. Вероятно, речь должна идти не о существенном изменении количественных показателей, а об изменении качества содержательного и организационного обеспечения теоретического раздела физического воспитания студентов ВУЗов не физкультурных специальностей.
Отмечается усиление консерватизма в организации теоретической подготовки студентов в педагогической деятельности преподавателей кафедр физического воспитания в связи с увеличением стажа работы. Это связано с увеличением выбора монологических форм (лекции) и уменьшением выбора диалогических (семинары, консультации), а также субъектных (рефераты, самостоятельная работа) форм образовательной деятельности в ВУЗе.