Темы семинарских (практических) занятий

Темы занятий Содержание темы Кол-во  
Педагогика в системе наук о человека Методология педагогики. Методы педагогического исследования. 1.Различные подходы к определению педагогики как науки и как искусства. 2.Сущьность понятия «педагогика», ее объект и предмет, основные функции задачи педагогики. 3.Основные категории педагогики 4.Место педагогики в системе других наук. 5.Система педагогических наук. 6.Логика научного исследования в целом и научно-педагогического исследования в частности.  
Развитие личности как педагогическая проблема 1.Структура личности человека, его анатомо-физиологические, психические, социальные свойства и качества. 2.Движущие силы и закономерности развития человека и формирования его личности. 3.Половорастные и индивидуальные особенности детей и подростков, специфику их проявления в разных социальных ситуациях развития, педагогическую периодизацию развития ребенка. 4.Внутренние и внешние факторы развития человека.    
Возрастная периодизация. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания 1.Возрастные и индивидуальные особенности школьного возраста и их учет в учебно-воспитательном процессе. 2.Проблемы акселерации на современном этапе. 3.Половозрастные и индивидуальные особенности детей, педагогическая периодизация развития ребенка.      
Закономерности педагогического процесса 1.Сущность понятий «закон», «закономерность». 2.Основные функции педагогического процесса. 3.Значение принципов для реального проявления закономерностей. 4.Свайства и закономерности целостного      
Закономерности и принципы воспитания. Общечеловеческие ценности и ценностные ориентации как основа базовой культуры личности. 1.Платон, Сократ, Аристотель о целях воспитания. 2.Взаимосвязь и взаимовлияние закономерностей, принципов, целей воспитания. 3.В какой мере реализуются современны цели воспитания в современной школе и почему (с привлечением результатов собственного исследования)?    
Общие методы воспитания и их классификация 1.Сущносто понятий «метод воспитания». «прием воспитания», «средство воспитания», «формы воспитания». 2.Характкристика отдельных методов воспитания, их педагогические возможности. 3.Спецефика применения методов и форм воспитания в разных социальных ситуациях.          
Взаимодействие и взаимосвязь учителя и детского коллектива в педагогическом процессе. Различные типы детских коллективов. 1.Сущность понятий «группа» и «коллектив». 2.Соотношение содержания понятий «коллективизм» и «конформизм», «индивидуализм» и «нонконформизм». 3.Сущность и содержание параметров группы и этапов становления коллективизма. 4.Основные современные тенденции индивидуализма и коллективизма в воспитании.
Семья как субъект педагогического взаимодействия. 1.Сущность понятий «семья» «семейное воспитание» 2.Характеристика отдельных видов педагогического взаимодействия школы и семьи, их педагогические возможности. 3.Спецефика применения методов и форм педагогического взаимодействия семьи и школы в разных социальных ситуациях развития.
Диагностика учебно-воспитательного процесса школы как основа управления 1.Понятие и функции внутришкольного управления 2.Педагогический анализ- основа управления управленческой деятельности 3.Обязанности директора школы 4.Обязанности заместителя директора школы по воспитательной работе.
Закономерности и принципы обучения 1.образовательный процесс как внутренняя деятельность личности. 2.Связь принципов обучения с закономерностями обучения.      
    3.Принципы и правила обучения 4.Соотношение принципов и правил 5.Система дидактических принципов    
Урок как основная форма организации обучения 1.Сущность понятий «организационная форма обучения» и «урок». 2.Соотношение содержания понятий индивидуальной, фронтальной и групповой форм организаций обучения в историческом аспекте 3.Возможности конкретных организационных форм обучения для формирования мотивов обучения и активизации познавательной деятельности учеников. 4.Типология уроков и структура уроков различного типа 5.Основные современные тенденции совершенствования организационных форм обучения.  
Понятие методов, приемов, правил обучения. 1.Взаимосвязь дидактических и предметно -методических подходов к анализу методов обучения. 2.Сравнительная эффективность методов обучения 3.Методы обучения, активизирующие познавательную и самообразовательную деятельность учащихся: учебный диалог, дискуссия, деловые игры, тренинги и др. 4.Влияние методов обучения на формирование мотивов учения школьников (с привлечением результатов собственного исследования).    
Традиционная технология и ее основные признаки. Педагогическая деятельность как творческий процесс 1.История развития традиционной формы обучения 2.Современные технологии обучения 3.Технология развивающего обучения 4.Технология проблемного обучения 5.Технология модульного обучения    
Нормативные документы, регламентирующие содержание образования 1.Типы учебных планов современной общеобразовательной школы 2.Структура учебного плана 3.Средства реализации образовательных стандартов 4.Задачи профессиональных образовательных программ.  
Основные этапы управленческого цикла. Особенности методической работы в современной школе. Повышение квалификации и аттестация работников школы 1.Формы организации методической работы в школе 2.Цели и задачи методической работы в школе 3.Деятельность Совета школы 4.Этапы годового плана работы школы 5.Планирование, как функция внутри школьного управления 6.Содержание календарного плана 7.Задачи перспективного плана школы.    
Ито- го    


Методические рекомендации

Современная парадигма образования ориентирует на формирование у будущих учителей готовности самостоятельно добывать знания в ученой и внеучебной деятельности, быть активным субъектом своей профессиональной подготовки.

Опираясь на методологическую основу педагогической науки, теоретическую основу предмета «Педагогика», составляют цели, задачи, принципы, методы и формы обучения и воспитания в специально организованной системе образования. В процессе обучения и воспитания дает направление для саморазвития и самосовершенствования учителя.

Данный курс базируется на идеях тесной взаимосвязи профессиональной подготовки учителя и объекта его педагогической деятельности, целостного педагогического процесса, творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса, его гуманизации и демократизации.

Основное назначение курса ознакомить с предметом, категориальным аппаратом и методами педагогики как науки. Рассматривается соотношение развития, воспитание и формирование личности, раскрываются педагогически оправданные пути целесообразного учета индивидуальных и возрастных особенностей обучаемых и воспитуемых.

Курс содержит характеристику основных нормативных документов, регламентирующих деятельность учебных заведений. Оценка эффективности учебно-воспитательного процесса раскрывается через диагностику формирования личности школьника и коллектива учащихся.

Освоение содержания курса в процессе его изучения предполагает два уровня.

Первый уровень – аудиторная работа студентов под руководством преподавателя на лекциях, семинарских занятиях.

Второй уровень – самостоятельная работа студента, в ходе которой прослеживает связь педагогической теории и практики, формируется его готовность к будущей педагогической деятельности.

Учебная программа предполагает активное участие студентов в научно-исследовательской деятельности, т.д. в процессе подготовки к семинарам, практическим занятиям.

Наши рекомендации