Таким образом, в процессе изложения данного теоретического материала педагог должен осознать, что

1. Педагогически грамотная организация школьных каникул предполагает согласование представлений взрослого и ребенка.

2. Именно каникулы более всего отвечают потребностям ребенка в свободе, свободном выборе интересной для него деятельности и свободном развитии интересов.

3. «ТВОРЧЕСКИ» и «ВМЕСТЕ» - главные принципы педагогического обеспечения и реализации идей свободы и интереса в саморазвитии ребенка в условиях лагеря как особой общности детей и взрослых.

Ознакомление с теоретической базой «вожатской педагогики» (10,40,43,46,47): психические и физиологические особенности ребенка, стадии развития коллектива, личностные качества вожатого и педагогическая этика, нормативно-правовое регулирование летнего отдыха, трудовые правоотношения и другие содержательные компоненты программы подкрепляются практической деятельностью: конструирование тематических дней, проигрывание сюжетно-ролевых, интеллектуальных, творческих игр, участие в тренингах и прочее (3,6,8,9,13,14,15,16,20,21).

Логическим продолжением (вторым этапом) теоретико-практической подготовки будущих вожатых к деятельности в ДОЛ является их включение в организационно-методическую игру в рамках инструктивно-методического лагеря (ИМЛ).

Анализ литературы показывает, что ИМЛ - одна из активных форм профессиональной подготовки к предстоящей педагогической деятельности (1,11,28,33). Эта форма позволяет методом глубокого погружения включить педагога в интенсивное обучение в структуре, адекватной педагогической деятельности в рамках летнего оздоровительного лагеря; воспроизвести модель жизнедеятельности временного детского и педагогического коллективов.

Организация ИМЛ предполагает разумную свободу действий каждого из его участников, отказ от заранее определённых стереотипов поведения, создание творческой атмосферы сотрудничества педагогов. Учебную программу лагеря составляют тренинги, практикумы, игры и праздники. Их ведут преподаватели, методисты, координаторы и инструкторы из числа вожатых с опытом работы. Большое место в жизнедеятельности ИМЛ занимают творческие дела и отрядная работа. Активное участие в подготовке и проведении этих мероприятий одновременно является и практической формой обучения педагогов.

Главная цель инструктивно-методического лагеря: адаптация педагогов к условиям работы в детском оздоровительном лагере и содействие их практической и методической подготовке по воспитанию и оздоровлению детей и подростков в летний период.

Задачи ИМЛ:

1. Определить уровень практической готовности педагогов к работе с детьми в ДОЛ.

2. На основании имеющихся знаний, практических умений и навыков слушателей смоделировать ключевые аспекты деятельности ДОЛ.

3. В условиях приближенных к реальной ситуации, отработать с участниками приемы работы с детьми, научить их конкретным методикам организации жизни временного детского коллектива (ВДК).

4. Способствовать формированию навыков совместной деятельности и коллективного сотворчества, а также диагностических, коррекционных, оценочных и прогностических умений.

5. Освоить различные формы и методы индивидуальной и групповой социально-педагогической деятельности в условиях летнего лагеря;

6. Овладеть технологией организации и проведения творческого досуга детей.

В процессе подготовки и проведения ИМЛ можно выделить три этапа:

1. Подготовительно-информационный, который начинается для участника и педагогов-руководителей задолго до приезда в ИМЛ.

Участникам на этом этапе

А) задается комплекс условий, определяющих структуру ИМЛ и их субъектность в предстоящей деятельности. Одним из вариантов подобной информации может стать дневник участника ИМЛ, отражающий правила, режим и смысл его будущей лагерной жизни;

Б) необходимо составить «портфолио» (методическую папку-копилку), куда можно включить разработки отрядных дел, репродукции, иллюстрации, варианты оформления (элементы аппликации, трафареты, эскизы и пр.), наборы открыток (растений, животных и других), занимательные задачи, ребусы, кроссворды, пластинки, исследовательские методики (анкеты, задания).

2.Учебно-демонстрационный, совпадающий с реальными сроками ИМЛ.

Участники на этом этапе:

- осваивают технологию организации различных форм досуговой деятельности;

- реализуют полученные ЗУН при организации и подготовке воспитательных дел различной направленности;

- участвуют в проведении мастер-классов «Ступеньки к мастерству» и студенческих мастер – классов «Академия открытий»;

- заполняют дневник ИМЛ.

3.Итогово - рефлексивный или постлагерный, егосроки размыты и индивидуальны. У участника и преподавателя на данном этапе одни и те же цели: подведение итогов обучения в ИМЛ (итоговая конференция) и определение перспектив самореализации полученного опыта в дальнейшей профессиональной деятельности.

Организационная и содержательная сущность ИМЛ.Важно отметить, что реализация организационно-содержательной модели ИМЛ возможна лишь при активной опоре на основные идеи технологии сотрудничества,которые, на наш взгляд, выступают дополнительными условиями эффективной подготовки педагогов к деятельности в ДОЛ.

К этим организационно-педагогическим условиям мы относим:

1.Особое структурирование деятельности участников, направленное на установление взаимозависимости от цели деятельности, от информации и от поощрения.

При организации ИМЛ мы исходили из того, что разрабатывать основные вопросы содержания, методики и организации отдыха, досуга, воспитания и оздоровления детей в лагере и развивать необходимые умения будущие вожатые должны в условиях, приближенных к реальным. Поэтому, особенностью реализации программы ИМЛ должна стать ее имитационность, обеспечивающая практическую включенность обучаемых в логику развития лагерной смены, поэтапное участие в каждом из периодов смены ("Начало пути" - День первый (организационный), "Через тернии - к звёздам!" - День второй (основной), "Старт в лето" - День третий (итоговый), "Продолжение следует…" - День четвёртый (самоподготовка)) как в роли вожатого, напарника, так и в роли ребенка, а одной из ведущих форм проведения ИМЛ будет являться организационно-методическая (деловая) игра «Школа интересных каникул», в ходе которой педагоги будут обыгрывать режимные моменты, отрядные дела, спортивные мероприятия, тематические дни, игровые программы и творческие конкурсы.

Таким образом, на период деятельности ИМЛ становится республикой «ШИК», в которой есть свои законы и символы. Во главе республики стоит всенародно выбранный президент. Следует заметить, что лучшая форма реализации инициативы – творческая группа, поэтому республика состоит из городов(отрядов, творческих групп), возглавляют которые мэры (командиры отрядов, творческих групп). Разбиться на подобные группы (отряды) участникам предлагается на подготовительном этапе ИМЛ.

Функции города (творческой группы) в ИМЛ:

- организация разнообразной творческой деятельности;

- создание условий для демонстрации самодеятельности и самостоятельности участников программы в органах самоуправления;

- корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействий;

- анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на стимулирование успешности участников программы в разнообразных видах деятельности.

Особое значение для установления взаимозависимостей между городами и внутри республики имеет этап коллективного целеполагания и планирования. Именно в этот период необходимо четкое распределение обязанностей и выявление лидеров. В итоге совместного обсуждения и рождается конкретный план жизнедеятельности в ИМЛ. Возможный план работы ИМЛ с конкретным распределением обязанностей между городами приведен нами в таблице 4. Следует заметить, что этот план работы также отражается на соответствующей страничке дневника участника ИМЛ.

Таблица 4

План работы республики «ШИК»:

Дата Содержание Отв.
1 день утро 1. Заезд отрядов. Операция «Уют». Оформление городов. Волшебный круг «Ты, да я, да мы с тобой».   2. Конкурсы отрядных уголков, газет, студенческих портфолио 3. Конкурс – аукцион «Мой адрес не дом, и не улица…»   4. Игра - разведка «Путешествие по ближнему зарубежью» Преподаватели, города   Экспертный Совет 3 город   вожатые -аниматоры
день 1. Подготовка к празднику открытия ИМЛ. Репетиции.   2. Выборы президента республики, министров, мэров.     3. Лидер – шоу «Адаптация» города   вожатые –аниматоры   4 город
вечер 1. Праздник – открытия «Здравствуй, лагерь! Да здравствует лето!!!»   2. Презентация («визитная каточка») городов.   3. Концерт «Кто во что горазд» 1 город     Города   2 город
поздний вечер Городские и общереспубликанский волшебный круг «Возьмемся за руки, друзья!» Экспертный Совет
2 день утро 1. Утренняя зарядка в форме веселых стартов 2. Занятия в мастер - классах 3,4 города Экспертный Совет
день 1.Веревочный курс. Игры – взаимодействие в группах – командах. 2.Организационно- педагогическая игра «Ключ к старту»   вожатые –аниматоры  
вечер 1.Досугово – развлекательная игра «КАМ» (конкурс актерского мастерства) 2. Конкурс «Сказка на новый лад» 2 город   3 город
поздний вечер Городские и общереспубликанский «волшебный круг» Экспертный Совет
3 день утро 1. Утренняя зарядка в форме зоологической эстафеты 2. Занятия в «Академии открытий» 1, 2 города индивидуально
день 1. Интеллектуальная игра 2. Подготовка к игре «Стартинейджер» 3 город города
вечер 1. Конкурсно - игровая программа «Стартинейджер» 2. Городские и общереспубликанский волшебный круг «Мы зажигаем звезды» - вручение премии «Овация». 4 город Экспертный Совет
поздний вечер Прощальный вечер «Сюрпризы, сюрпризы, сюрпризы….» (костер, праздник печеной картошки и жареных сосисок). Города    

При планировании программы ИМЛ мы опирались на принцип свободного выбора вида деятельности. Профиль деятельности (воспитательное мероприятие) не задается участникам, а предлагается на выбор, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями, а это немаловажно при организации работы летнего лагеря. При таком подходе организаторы ИМЛ не просто передают определенный объем знаний и умений, а организуют совместную творческую деятельность, в процессе которой происходит обучение взаимопониманию, сотрудничеству, взаимодействию.

Таким образом, подготовка конкретных коллективных дел, требующая от каждого участника творческой группы (города) наличия взаимодополняющих друг друга способностей, и будет выступать основным условием для возникновения такого типа взаимодействия как сотрудничество.

2. Сочетание группового взаимодействия с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей

В соответствии с устройством республики предлагается такая схема самоуправления:

Высшим законодательным органом является «Республиканский сбор», который собирается каждый день для проведения « большого волшебного круга».

Президентский Совет – высший исполнительный орган состоит из кабинета мэров, вице-президентов и экспертного совета.

Окна роста - карта, отражающая мониторинг личностного роста участника в процессе деятельности в ИМЛ; форма индивидуального соревнования, сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и ее вклада в дела города и республики.

Рейтинг определяется ежедневно: каждому участнику по итогам дня присваивается не более двух-трех «оваций дня» - символов рейтинга. Цветовая гамма: красный – активность, лидерство; желтый – творчество и фантазия; зеленый – трудолюбие, усердие; белый – организованность, дисциплина.

Участник, набравший больше всех «оваций дня», становится номинантом на получение главной премии «Овация» (номинация соответствует преобладающему цвету маленьких «оваций», например, «Овация творцу», «Овация организатору» и т.п.

Экспертный Совет собирается:

§ Для судейства на общих конкурсах и мероприятиях

§ Для оценки качества подготовки и проведения отрядных и республиканских мероприятий.

§ Для сбора информации о делах и событиях по каждому городу для информационного стенда

§ Для подведения итогов и определения победителей – претендентов на «Овацию»

ШИК – активность – своеобразный процесс соревнования городов, процесс наблюдения, оценки и прогноза их состояния

Карта Шиковской активности – заполняется на основе коллективного анализа на большом волшебном круге по итогам каждого дня и вклеивается в общий экран. В карте отражается коэффициент активности каждого города в подготовке и проведении дел по следующим параметрам:

Красный – победа, успех

Оранжевый – творчество

Желтый – лидерство, активность, инициатива, организация чего-либо…

Зеленый – трудолюбие

Синий – организованность

Фиолетовый – негативная оценка (проступки, невыполнение, неорганизованность)

Итоги соревнования подводятся с учетом количества знаков и цветовой гаммы. Награждение городов подводится по итогам смены посредством вручения премии «Овация городу».

Доска гласности - стенд, состоящийиз недописанных предложений. Каждый участник может в любой момент сделать соответствующую запись на этом стенде, дописав соответствующее предложение:

§ понял, что смена в ДОЛ………

§ «свободный микрофон»: собственные замечания, пожелания организаторам……..

§ узнал много полезной информации, которая пригодится мне в работе………..

§ по-новому посмотрел на………..

§ смог продемонстрировать свои достижения………….

§ узнал новые приемы и способы организации аналитической работы с детьми……….

§ оценил достижения своих друзей…………

§ познакомился с новыми…………….

Погодный барометр – своеобразная цветопись настроения участников лагеря. Условные обозначения погоды – настроения:

- солнце светит ярко – настроение прекрасное (хорошее), бодрое, приподнятое, оптимистичное.

- переменная облачность – спокойное, ровное настроение (иногда чуть лучше, чуть хуже), чувствую то спокойствие, то тревожность

- дожди – неудовлетворенность, уныние, упадок сил, настроенифя, неприятное душевное состояние.

По итогам смены составляется эмоциональный фон города и всей республики в целом, проводится анализ результатов.

Отряд «Рассвет» - временная группа (выбирается на каждый день, с целью дежурства), состоящая из двух представителей от каждого города.

В «Школе интересных каникул» есть мастер-классы –своеобразная форма реализации обучения участников смены, обеспечивающая их профессиональный рост, получение ЗУН в различных видах и жанрах исполнительского творчества.

Академия открытий – мастер – классы участников ИМЛ.

Задачи:

- подвести итоги курса «Академия вожатского мастерства»;

- предоставить возможность участникам продемонстрировать полученные в ШИК знания и умения, свои организаторские и творческие способности.

Содержание деятельности:

По итогам занятий, в каждом городе готовится мастер-класс, на котором, с одной стороны, педагоги покажут другому городу и экспертному совету, то, чему они научились на мастер-классах «Ступеньки к мастерству» и на спецкурсе, и, с другой стороны – попробуют себя в роли учителя - мастера. Мастер-класс педагоги проводят коллективно, каждый должен представить на нем не менее двух- трех форм деятельности. По каждому направлению выставляется минимум один мастер-класс.

Экспертный совет выявляет лучший мастер-класс по критериям: соответствие содержания мастер-класса заявленной теме; умение мастера организовать работу в коллективе; оформление места проведения. Кроме того, каждый участник мастер-класса по окончании занятия, выражает свое отношение к происходившему по следующим позициям: интерес, полезность, новизна. Это является обязательным условием для организаторов. Эти данные так же будут учитываться экспертным советом при определении победителей.

Финал дела – творческое подведение итогов работы площадок. Организаторам мастер-классов вручается Сертификат, который подтверждает присвоение им звания Мастер.

По окончании работы мастер-классов необходимо провести на вечернем круге анализ-обсуждение дела.

3. Сочетание делового и межличностного взаимодействия

Эффективной формой совершенствования хода ИМЛ, повышения результативности пребывания каждого педагога, обучающегося в лагере, являются вечернее обсуждение и методический разбор каждого прожитого дня. Важно не только показать образцы форм работы с детьми, но и помочь будущим вожатым ставить вопросы, анализировать ситуацию, учить спорить, дискутировать, разбираться в человеческих отношениях, понимать мир детей и подростков. Необходимо обучить их анализировать общелагерные и отрядные воспитательные и досуговые мероприятия, решать педагогические задачи, описывающие реальные жизненные ситуации.

Наиболее удобной и конструктивной формой развития и формирования навыков межличностного взаимодействия в условиях ИМЛ, на наш взгляд, является «огонек» Эта особая форма общения позволяет каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать. Педагогический смысл "огонька" - научить студентов осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения - научить искусству разговора (24).

В «ШИК» огонек получил собственное название – «волшебный круг».Он проходитдва раза в день: утром планируется программа дня, распределяются поручения; вечером подводятся итоги дня, определяется личностный рост, осуществляются награждения.

Очень важно помнить, что "огоньки", на которых проводится анализ дня, вовсе не должны быть скучными и однообразными. Они не должны стать для педагогов неизбежной необходимостью. Они должны быть долгожданным моментом, достойным финалом всего дня. Для этого необходимо использовать самые различные способы их проведения: «метод незаконченного предложения», прием «пять пальцев», «синквейн», анкетирование, метод экспертной оценки, рассказ–эстафета, приемы- «я не понимаю…», «пакет откровений», «электрический стул», «цепочка», «живой уголек».

4. Развитие навыков рефлексии

При реализации этой цели нами активно использовался «Дневник участника ИМЛ». Приведем примеры некоторых заданий рефлексивного характера из этого дневника:

Задание 1. Ответьте на вопрос: «Какую роль я выполнял в ИМЛ?».

День Ролевые позиции / Мероприятия
Активный участник Зритель Организатор Наблюдатель Лидер
1 день 2 день 3 день …      

Задание 2. Представьте, что круг – это ваш отряд. Отметьте на рисунке точками и запишите имена:

 
  Таким образом, в процессе изложения данного теоретического материала педагог должен осознать, что - student2.ru

- свое – в любом месте; - самых активных членов отряда – в центре круга; - ребят, с которыми тебе понравилось общаться – в любом месте круга; - ребят, которые, по-вашему, не участвовали в делах отряда – за кругом.

Задание 3. Охарактеризуйте с помощью антонимов каждый день в ИМЛ:

День 1 прошел…... полезно 4 3 2 1 2 3 4 бесполезно осмысленно 4 3 2 1 2 3 4 непонятно активно 4 3 2 1 2 3 4 пассивно напряженно 4 3 2 1 2 3 4 расслабленно быстро 4 3 2 1 2 3 4 медленно
День 2 прошел…... полезно 4 3 2 1 2 3 4 бесполезно осмысленно 4 3 2 1 2 3 4 непонятно активно 4 3 2 1 2 3 4 пассивно напряженно 4 3 2 1 2 3 4 расслабленно быстро 4 3 2 1 2 3 4 медленно

Задание 4.Заполните мониторинг–карту посещенного вами сегодня воспитательного мероприятия:

Мониторинг - карта

Город……………………………………………………………

Дата……………

1. ПОЗИТИВ:……………………………………………………………

2. НЕГАТИВ:……………………………………………………………..

3. ДЕЛОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:………………………………………..

4. НАСТРОЕНИЕ:……………………………………………………….

5. БЛАГОДАРНОСТИ:………………………………………………….

6. ВЫВОДЫ:……………………………………………………………..

7. ДРУГОЕ:……………………………………………………………….

5. Установление взаимозависимости от поощрения

В процессе реализации программы ИМЛ каждый участник дает оценку работы города посредством анализа посещенного воспитательного дела. Для этого выполняются определенные задания и заполняются соответствующие страницы в дневнике. На основании этих оценок и происходит оценка академических результатов каждой группы и каждого педагога.

Задание 1. Проанализируйте любое посещенное вами досуговое мероприятие, ответив на вопросы анкеты:

Наши рекомендации