Традиционные формы проверки
Традиционные формы контроля и учета знаний студентов. Основными традиционными формами учета знаний студентов являются экзамены, зачеты и внутрисеместровый контроль за работой студента.
Экзамен – основной вид проверки знаний студента в вузе. Методически экзамены должны быть проведены таким образом, чтобы обеспечить достижение следующих целей:
1) дать возможность студенту в полной мере продемонстрировать свои знания, а экзаменатору – наиболее полно осуществить контроль знаний студентов по предмету;
2) дать возможность преподавателю объективно оценить знания студентов, а студенту – правильно понять качество собственного ответа и удостовериться в справедливости полученной оценки.
Зачет – форма проверки знаний, умений и навыков студентов, полученных на занятиях, а также в процессе выполнения обязательной самостоятельной работы. С методической точки зрения зачет как форма контроля знаний студентов практически должна соответствовать тем же дидактическим целям, что и экзамен. Отличие лишь состоит в том, что студент в итоге демонстрации своих знаний получает либо «зачет» либо «незачет» по учебной дисциплине.
Основная цель введения текущего контроля знаний – стимулировать активность участия студентов в учебной и научно-учебной работе, а также обеспечить максимальную активность комплексной оценки знаний и практических навыков студентов, их способности к самостоятельной научно-исследовательской работе. Настоящее положение устанавливает правила проведения текущего итогового контроля знаний студентов.
Общая оценка успеваемости студента по предмету выставляется за совокупный результат:
· самостоятельной работы по освоению содержания учебной дисциплины – «промежуточная аттестация»;
· подготовленности и участия студентов в семинарских (практических) занятиях – «оценка за семинарское занятие»;
· подготовленности к конкретному занятию, теме, проблеме – «контрольные или проверочные оценки»;
· качества усвоения концептуального содержания учебного курса и лекционного материала – «итоговая письменная работа».
Для эффективного управления и контроля за качеством усвоения студентами учебного материала факультетами и кафедрами разрабатывается система текущего контроля, которая в себе следующие элементы:
контрольные работы и проверочные задания (под контрольными работами и проверочными заданиями понимаются все виды работ, проводимые непосредственно в ходе аудиторных занятий и имеющие целью проверку состояния знаний студентов; оценки, полученные за эти виды работ, включаются в качестве составной части либо в общую оценку за семинарские или практические занятия, либо при отсутствии таковых выделяются отдельной графой в ведомости текущих аттестаций;
промежуточные аттестации (под промежуточными аттестациями понимается тип проверочной работы, которая проводится во внеаудиторное время и имеет целью оценить ход и качество самостоятельной работы студента по освоению учебного материала. Оценка за каждую аттестацию включается в специальную ведомость и учитывается при выделении общей оценки по предмету.
итоговая письменная работа (под итоговой письменной работой понимается тип проверочной работы, которая позволяет оценить качество усвоения студентом концептуального содержания учебного курса и лекционного материала) проводится по завершении изучения курса. Не менее чем за 1 месяц до окончания курса студентам объявляются от 5 до 10 проблем и список источников и литературы для подготовки к итоговой письменной работе. Работа выполняется в течение 2-4 аудиторных часов по одной из заранее объявленных проблем на вариантной основе. Оценка итоговой письменной работы в баллах вносится в аттестационную ведомость и учитывается при выведении общей оценки по предмету.
В университете по всем профессиональным образовательным программам введена единая 100-балльная система контроля знаний студентов по каждой дисциплине учебного плана.
В оценке «стоимости» дисциплины учитываются ее объем, профессиональная и образовательная значимость, необходимое распределение трудозатрат между самостоятельной и аудиторной работой.
Преподаватель определяет оценку в баллах за семинарские и практические занятия, промежуточные аттестации, контрольные задания и итоговую письменную работу по всем дисциплинам, которые он ведет. Кафедра утверждает предложенную преподавателем систему текущего и итогового контроля знаний студентов.
Система оценок по дисциплине, которая читается объединенным потоком, определяется кафедрой, за которой закреплена данная дисциплина в соответствии с рабочим учебным планом. Нормативы оценок, порядок и форма проведения аттестации должны быть единым для всех студентов, изучающих дисциплину в рамках объединенного потока.
До итоговой аттестации студент должен получить по каждой дисциплине максимально 55 баллов.
Итоговая аттестация в форме письменной итоговой работы оценивается до 45 баллов.
Выраженная в баллах общая оценка по дисциплине состоит из совокупности баллов, полученных за работу на семинарских занятиях, за промежуточные аттестации, за контрольные или проверочные задания, за итоговую письменную работу.
Знания студента, получившего в ходе изучения дисциплины
90-100 баллов, оценивается оценкой «отлично»;
75-89 баллов – оценкой «хорошо»;
50-74 балла – оценкой «удовлетворительно»;
менее 50 баллов – оценкой «неудовлетворительно».
Аттестационная ведомость заполняется преподавателями, сдается в деканат в тот же день, когда принималась соответствующая аттестация, и хранится в деканате в течение всего периода обучения студента.