Занятие 3 (семинарское)
ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВОЗРАСТА
Вопросы для обсуждения
1. Особенности общения и речи детей на первом году жизни.
2. Особенности общения и речи детей на втором году жизни.
3. Основные характеристики речевого развития детей третьего года жизни.
Учебно-исследовательские задания
1. Изучить рекомендуемую литературу, написать тезисы ответов на вопросы. Продумать формы рефлексии с группой.
2. Подготовиться к устному выступлению по обсуждаемым вопросам.
Задание повышенной сложности (творческое) на выбор студента:
? Подготовить мультимедийное сопровождение к тексту выступления
Рекомендуемая литература
1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения: методическое пособие для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 128 с.
2. Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: методическое пособие. / Г.М. Лямина. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 96 с.
3. Попова, М.И. Речь детей раннего возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. — М., 1976 и посл. изд.
4. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 560 с.
1. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. — Минск: НИО; Аверсэв, 2013.─ 416 с.
2. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений./ С.Н. Цейтлин. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
Занятие 4 (семинарское).
КОНФЕРЕНЦИЯ.
ТЕМА: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Содержание занятия:
1) студенты выступают с докладами об изученных ими современных подходах к развитию разговорной речи и речевого общения детей дошкольного возраста.
Время выступления — до 15 минут.
2) В конце занятия студенты должны сформулировать основные выводы, к которым они пришли, прослушав содержание выступлений и дать оценку выступавшим по следующей форме:
Таблица оценки
ФИО студента | Тема выступления | Оценка | Обоснование оценки |
Учебно-исследовательские задания:
1. Изучить современные исследования к развитию разговорной речи и речевого общения детей дошкольного возраста. Выписать гипотезу, путь её проверки и результаты исследования.
2. Подготовить реферативное сообщение по одной из тематик современных исследований (сценарии активизирующего общения А.Г. Арушановой, занятия по развитию внеситуативных форм общения Е.О. Смирновой и др.).
Задание повышенной сложности (творческое):
? Подготовить мультимедийное сопровождение к тексту выступления.
? Подготовить аннотированный список исследований по проблеме развития разговорной речи и речевого общения детей дошкольного возраста (5 источников).
Материалы, необходимые для работы на занятии:таблица оценки, портфолио студента.
Источники:
1. Материалы диссертационных исследований (зал электронных ресурсов).
2. Материалы исследований в журналах по дошкольному образованию.
3. Сборники материалов научно-практических конференций.
Занятие 5 (практическое)
ТЕМА: МЕТОДИКА СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Содержание занятия
Наблюдение комплексных речевых занятий с включением работы по развитию словаря
Методические указания к выполнению задания:
1) сделать подробную запись хода занятия, отмечая тему, программное содержание и воспитательные задачи, организацию, структуру, ход занятия, методические приемы руководства детьми, речевые реакции детей;
2) анализ занятия.
Примерные вопросы для анализа:
× оценка содержания словарной работы, его соответствие программе детского сада, доступность;
× структура занятия, роль каждой части в решении задач словарной работы;
× приемы обучения, их направленность на развитие мышления, овладения значениями слов, формирование навыков употребления слов;
× правильность подбора наглядного материала, особенности его использования с целью реализации задач словарной работы;
× оценка лексических навыков детей, причины неправильного словоупотребления;
× общая оценка занятия, его значение для развития детей;
× предложения по совершенствованию словарной работы с детьми.
Рекомендуемая литература
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. —3-е изд. ─ М. : Академия, 2000. ─ 400 с.
2. Методика развития словаря детей дошкольного возраста: учеб.метод.комплекс для студентов пед. фак. / сост. Н.А.Королева. — Барановичи: РИО БарГУ, 2007
3. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. — Минск: НИО; Аверсэв, 2013.─ 416 с.
Занятие 6
ТЕМА: МЕТОДИКА СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЯВЛЕНИЯМИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ И ПРИРОДЫ.
Содержание занятия
I. Письменный опрос по карточкам:
1. Содержание наблюдений и словарной работы в процессе ознакомления с трудом и другими общественными явлениями в разных возрастных группах.
2. Методика проведения наблюдений и экскурсий.
3. Особенности методики формирования видовых и родовых обобщений у детей разных возрастных групп.
II. Самостоятельное проведение студентами по формированию видовых и родовых обобщений у детей разных возрастных групп.
Учебно-исследовательские задания:
1. Изучить теоретический материал по теме занятия. Сделать тезисный конспект материала. Подготовиться к контрольной работе.
2. Подобрать (или самостоятельно разработать) конспект занятия по формированию видовых и родовых обобщений у детей (возраст по выбору). Подготовить наглядный материал для проведения занятия. Подготовиться к его проведению.
Рекомендуемая литература
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. —3-е изд. ─ М. : Академия, 2000. ─ 400 с.
2. Занятия по развитию речи в детском саду: программа и конспекты: книга для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е. М. Струнина, Т.М. Юртайкина; Под ред. О.С. Ушаковой. — М.: Совершенство, 1998.— 368 с.
3. Методика развития словаря детей дошкольного возраста: учеб.метод.комплекс для студентов пед. фак. / сост.Н.А.Королева. — Барановичи: РИО БарГУ, 2007
4. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ.Беларусь. — Минск: НИО; Аверсэв, 2013.─ 416 с.
5. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образов.учреждений /О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.— М.: Владос, 2003. — 288 с.