И педагогическая практика
Осуществляя теоретический анализ практики воспитания,
устанавливая функционирующие в ней существенные связи
и закономерности, тенденции и перспективы ее развития,
педагогическая наука разрабатывает на этой основе
практические рекомендации, благодаря чему открывает
перед практикой новые возможности и перспективы.
Схематически взаимодействие науки и практики могло бы быть выражено следующим образом:
НАУКА
ОБЩИЕ ДЛЯ НАУКИ И ПРАКТИКИ
ЦЕЛЬ И ИДЕАЛ:
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ
ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО И ГАРМОНИЧНОГО
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Таблица 3
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА | ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА |
ОБЪЕКТ | ОБЪЕКТ |
Воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс | Деятельность и отношения личности |
ПРЕДМЕТ | ПРЕДМЕТ |
Определяющие развитие личности свойства, противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления процесса воспитания | Условия, формы, способы, средства организации и осуществления деятельности по овладению общественным опытом, социальными и духовными отношениями; стандарты и и программы образования |
СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Теоретический анализ сущности, закономерностей, тенденций процесса воспитания; прогнозирование перспектив его развития, определение принципов и содержания; разработка теории и методики воспитания, педагогических технологий и внедрение их в практику | Проектирование, организация, контроль, оценка и корректировка деятельности и общения; формирование знаний, отношений и опыта |
♦ ОБ ЭТОМ СПОРЯТ...
В течение практически всего периода существования педагогики как самостоятельной науки ведется дискуссия: к каким наукам следует относить педагогику — теоретическим или прикладным?
Педагогика одновременно является и прикладной и теоретической наукой. Как теоретическая наука, педагогика устанавливает определенные законы воспитания, образования и обучения. Как прикладная наука, она использует установленные закономерности в повседневной практической работе22.
ПК. Гончаров
21 См.: Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993. С. 169; Ка-раковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М, 1996. С. 13.
22 Гончаров Н.К. Основы педагогики. М., Ijji17 Г i?teda———~■-'------ З^Т"
Гбйблйогка •,
|: г:.>д.пго»кч5Сйэгв
Нет, тысячу раз нет, не существует такой категории наук, которые можно было бы назвать прикладными. Существуют науки и практическое применение этих наук, связанные между собой, как плод и дерево...23
Луи Пастер
♦ ПЕДАГОГИКА Б СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ