Занятие 4. Методы, формы и средства обучения

План

  1. Общее понятие о методах обучения.
  2. Различные подходы к классификации методов обучения.
  3. Общее понятие о формах организации процесса обучения, их основные особенности (коллективно-групповое и индивидуальное обучение, степень самостоятельности учащихся, характер руководства учением и др.).
  4. Дидактические цели занятия как предвидение изменений в знаниях и в познавательной деятельности учащихся.
  5. Особенности подготовки к организации урока (организация деятельности учителя и деятельности учащихся).
  6. Классификация уроков. Виды уроков.
  7. Требования, предъявляемые к уроку.
  8. Критерии оценки. Отметка. Анализ (самоанализ) урока как результат творческой деятельности учителя.

Список литературы:

Основная

1. Островский,Э.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / Островский, Эдуард Вениаминович, Л. И. Чернышова ; под ред. Островского Э.В. - М. : Вузовский учебник, 2008. - 381с.

2. Педагогика : учебник / Л. П. Крившенко [и др.] ; под ред. Крившенко Л.П. - М.:Проспект, 2012. - 429с.

3. Педагогика: учебник для студ. вузов / под ред. Сластенина В.А. - 8-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 568с

4.Попков,В.А. Дидактика высшей школы: учеб. пособие для студ. вузов / Попков, Владимир Андреевич, А. В. Коржуев. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2008. - 224с.

Дополнительная

1. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб.пособие для студентов высш. пед уч.заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Щиянов; под.ред. В.А.Сластенина.- Изд. 3-е стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,2007. - 576с.

2. Гребенюк,О.С., Гребенюк,Т.Б. Теория обучения: учеб.для студ.выс.уч.завед/О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк.-М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-384с.

3. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация:учеб.пособие для студ.выс.учеб.заведений/В.И. Загвязинский.- М.:Издательский центр: «Академия»,2004.-192с.

4. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник/Г.М.Коджасирова.-М.:Гардарики, 2004.-528с.

Занятие 5. Учебная деятельность как часть процесса обучения

План

1. Мотивационная основа учебной деятельности.

2. Сущность учебной деятельности.

3. Проблема формирования учебной мотивации.

4. Совместная учебная деятельность.

5. Общая характеристика мониторинга

6. Инновации в образовании.

7. Инновационные образовательные процессы.

8. Авторские школы как важнейший тип инноваций в образовании.

Список литературы:

Основная

1. Островский,Э.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / Островский, Эдуард Вениаминович, Л. И. Чернышова ; под ред. Островского Э.В. - М. : Вузовский учебник, 2008. - 381с.

2. Педагогика : учебник / Л. П. Крившенко [и др.] ; под ред. Крившенко Л.П. - М.:Проспект, 2012. - 429с.

3. Педагогика: учебник для студ. вузов / под ред. Сластенина В.А. - 8-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 568с

4.Попков,В.А. Дидактика высшей школы: учеб. пособие для студ. вузов / Попков, Владимир Андреевич, А. В. Коржуев. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2008. - 224с.

Дополнительная

  1. Ангеловски, К. Учителя и инновации: Книга для учителя / К. Ангеловски. – M., Просвещение, 1991.

2. Беляев, В.И. Педагогика: традиции и новаторство / В.И. Беляев, А.С. Макаренко. — М., 2000. - С. 22, 27.

3. Волов, В.Т. Инновационные принципы системы образования / В.Т. Волов // Педагогика. – 2007. – №7.

4. Волченова, Т.В. Формирование у педагогов готовности к инновационной педагогической деятельности // СПО. – 2009. – №12.

  1. Инновации; [электронный ресурс] – Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/
  2. Инновационное обучение, стратегия и практика / Под ред. В.Я. Ляудис. – М., 1994.
  3. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998 – 2000 годы; [электронный ресурс] – Режим доступа: inno.sibcity.ru/docs/_O_Koncepcii_innovacionnoj_politiki_Rossijskoj_Federacioc
  4. Лапин, Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений / Н.И. Лапин // Социальные факторы нововведений в организационных системах. – М., 1980. – С. 6.

9. Ляудис, В.Я. Инновационное обучение и наука: Научно-аналитический обзор / В.Я. Ляудис / Под ред. Р. В. Герф. – М., 1992. – С. 9-10.

  1. Поташник, М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений / М.М. Поташник. – М., 1996. – 320 с.
  2. Шумакова О.В. Инновационные методы обучения (методические рекомендации для преподавателей) / О.В Шумакова, Безверхая Е.А., Коваленко Е.В., Мозжерина Т.Г., Кондратьева С.А. – С. 84-85.
  3. Юсупбекова, Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании / Н.Р. Юсупбекова. – М., 1991.

Занятие 6-7. Воспитание как общественное и педагогическое явление

План

  1. Исторический характер воспитания.
  2. Цели воспитания в современных и зарубежных концепциях воспитания личности.
  3. Методологические основы процесса воспитания.
  4. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания.
  5. Характеристика и своеобразие зарубежных воспитательных систем
  6. Цели и задачи гуманистического воспитания.
  7. Закономерности и принципы гуманистического воспитания
  8. Педагогическое взаимодействие в воспитании.

Список литературы:

Основная

1. Островский,Э.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / Островский, Эдуард Вениаминович, Л. И. Чернышова ; под ред. Островского Э.В. - М. : Вузовский учебник, 2008. - 381с.

2. Педагогика : учебник / Л. П. Крившенко [и др.] ; под ред. Крившенко Л.П. - М.:Проспект, 2012. - 429с.

3. Педагогика: учебник для студ. вузов / под ред. Сластенина В.А. - 8-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 568с

4.Попков,В.А. Дидактика высшей школы: учеб. пособие для студ. вузов / Попков, Владимир Андреевич, А. В. Коржуев. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2008. - 224с.

Дополнительная

1. Воспитательная деятельность педагога: учеб.пособие для студ. высш.учеб. заведений/И.А.Колесникова, Н.М.Борытко, С.Д.Поляков,Н.Л.Селиванова; под общ.ред В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой.-М.: Издательский центр «Академия», 2008.-336с.

2. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания/Л.И.Маленкова/ под ред. П. И. Пидкасистого.- М: Педагогическое общество России, 2002. – 367 с.

3. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя/Л.И.Маленкова.- М.: Ноосфера, 2006. - 300 с.

4. Рожков,М.И, Байбородова,Л.В. Теория и методика воспитания: учеб.посо.для выс.уч.заведений/М.И.Рожков, Л.В.Барбородова.-М.:Из-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2004.-384с.

Наши рекомендации