Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев)
Чувства без знания неэффективны, знания без чувств – бесчеловечны.
В. Вайскопф
Палтышев Николай Николаевич(р. …) – народный учитель СССР, преподаватель физики ПТУ № 1 г. Одессы, разработал и внедрил педагогическую систему, результатом которой является высокий уровень знаний (работа без отрицательных оценок).
Классификационные параметры
Уровень и характер применения: частнопредметный.
Философская основа: диалектико-материалистическая.
Методологический подход: системный, личностно ориентированный.
Ведущие факторы развития: социогенные.
Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная с элементами поэтапной интериоризации.
Ориентация на личностные сферы и структуры: информационная с элементами эмоциональной (ЗУН + СЭН).
Характер содержания: обучающий с элементами воспитательного, светский, технократический, общеобразовательный с элементами профессионального.
Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, социализации, управления.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп + «консультант».
Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные с элементами проблемно-поисковых, творческой деятельности.
Организационные формы: классно-урочная, академическая, индивидуально-групповая, дифференцированная.
Преобладающие средства: вербальные + наглядные + практические.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: педагогика сотрудничества.
Направление модернизации: на основе методического и дидактического реконструирования материала.
Категория объектов: массовая система среднего профессионально-технического образования.
Целевые ориентации
¶ Формирование ЗУН.
¶ Обучение умениям учиться.
¶ Связь с жизнью, искусством, производством.
Концептуальные установки
v Приоритет личности подростка перед всей педагогической системой.
v Очеловечивание знаний (элементы музыки, поэзии, живописи на уроке).
v Жизнь как главное наглядное пособие.
v Опора на изучаемую профессию.
v Разнообразие деятельности и мышления.
v Воспитание на уроках физики.
Особенности содержания
В обучении предмету (2 года) выделено 4 этапа (рис. 66).
Первый этап - выявление и ликвидация пробелов в знаниях. В конце этапа ученики дифференцируются на три группы, к которым применяются различные подходы.
Второй этап - создание благоприятного психологического климата в группе. Основная задача - добиться, чтобы ученики поверили в свои силы.
Третий этап - обучение учащихся на базе нового материала приемам учебной деятельности, приобщение к творчеству, воспитание на уроках.
Четвертый этап - обучение на базе сложившихся традиций и подготовка к выпускному экзамену.
Рис. 66. Технологическая схема процесса обучения по Палтышеву.
Особенности методики
Программный материал разделен на опорные и проходные темы, приспособлен к данной профессии.
Поблочная смысловая разбивка темы.
Авторские опорные плакаты и схемы материала.
Многократное проговаривание.
Творческий характер обучения (приглашение к творчеству).
Использование игровой деятельности (физическое домино, КВН).
Решение задач с использованием алгоритма-образца.
Раздаточный материал по физике (более 5000 единиц).
Жесткая система зачетов по каждой теме - система поэлементного учета ЗУН.
Дифференциация в виде размещения по рядам - уровням обученности.
Предтечи, разновидности, последователи
& УМК по математике (М.А. Холодная). Ориентация на понимание детьми учебного материала – основа технологии М.А. Холодной. Понимание – это не сиюминутное состояние ума, а результат длительного, развернутого во времени процесса, в котором можно выделить четыре уровня. Первый самый простой – узнавание. Второй – объяснение. На этом уровне необходимо, чтобы ребенок освоил интеллектуальные операции анализа, сравнения, обобщения, классификации, обоснования. Третий уровень означает умение включить изученное явление в контекст.
Наконец, четвертый уровень – уровень, когда ребенок может предложить свой – иногда альтернативный – вариант понимания того, что он запомнил, объяснил, осмыслил.
Важно построить учебники так, чтобы ученики прошли все четыре уровня понимания.
За счет чего возможно решение этой задачи средствами школьного учебника по математике?
Первое средство – изучение математическою материала осуществляется в разных контекстах.
Для создания контекста в учебниках 5-6 классов мы прежде всего используем сюжет. Каждый учебник (на этот этап обучения у нас приходится четыре тематических учебника) – это настоящая повесть (повесть-сказка, повесть-детектив), в которой живут и действуют самые разные герои.
Второе средство – многоуровневый характер учебного текста. Это значит, в нем представлены разные линии изложения учебного материала: визуальная, словесно-логическая, алгоритмическая, практическая, парадоксальная (или метафорическая).
Третье средство – предъявление текста в режиме диалога.
Четвертое средство – ориентация на самостоятельность ребенка. Учебник, построенный по принципам психодидактики, становится не просто помощником учителя, а самоучителем для ученика.
Рекомендуемая литература
1. Палтышев Н.Н. Методика работы // Физика в школе. – 1982. – № 4.
2. Палтышев Н.Н. Методические рекомендации по подготовке учащихся СПТУ к выпускным экзаменам по физике. – М., 1984.
3. Палтышев Н.Н. Педагогический поиск // Народное образование. – 1988. – № 1.
4. Палтышев Н.Н. Педагогический поиск // Народное образование. – 1989. – № 6.
5. Палтышев Н.Н. Поэтапная система обучения физике // Профессионально-техническое образование. – 1987. – № 7.
6. Палтышев Н.Н. Поэтапное обучение физике // Советская педагогика. – 1988. – № 12.