Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев)

Чувства без знания неэффективны, знания без чувств – бесчеловечны.

В. Вайскопф

Палтышев Николай Николаевич(р. …) – народный учитель СССР, преподаватель физики ПТУ № 1 г. Одессы, разработал и внедрил педагогическую систему, результатом которой является высокий уровень знаний (работа без отрицательных оценок).

Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев) - student2.ru Классификационные параметры

Уровень и характер применения: частнопредметный.

Философская основа: диалектико-материалистическая.

Методологический подход: системный, личностно ориентированный.

Ведущие факторы развития: социогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная с элементами поэтапной интериоризации.

Ориентация на личностные сферы и структуры: информационная с элементами эмоциональной (ЗУН + СЭН).

Характер содержания: обучающий с элементами воспитательного, светский, технократический, общеобразовательный с элементами профессионального.

Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, социализации, управления.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп + «консуль­тант».

Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные с элементами проблемно-поисковых, творческой деятельности.

Организационные формы: классно-урочная, академическая, индивидуально-групповая, дифференцированная.

Преобладающие средства: вербальные + наглядные + практические.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: педагогика сотрудничества.

Направление модернизации: на основе методического и дидактического реконструирования материала.

Категория объектов: массовая система среднего профессионально-технического образования.

Целевые ориентации

¶ Формирование ЗУН.

¶ Обучение умениям учиться.

¶ Связь с жизнью, искусством, производством.

Концептуальные установки

v Приоритет личности подростка перед всей педагогической системой.

v Очеловечивание знаний (элементы музыки, поэзии, живописи на уроке).

v Жизнь как главное наглядное пособие.

v Опора на изучаемую профессию.

v Разнообразие деятельности и мышления.

v Воспитание на уроках физики.

Особенности содержания

В обучении предмету (2 года) выделено 4 этапа (рис. 66).

Первый этап - выявление и ликвидация пробелов в знаниях. В конце этапа ученики дифференцируются на три группы, к которым применяются различные подходы.

Второй этап - создание благоприятного психологического климата в группе. Основная задача - добиться, чтобы ученики поверили в свои силы.

Третий этап - обучение учащихся на базе нового материала приемам учебной деятельности, приобщение к творчеству, воспитание на уроках.

Четвертый этап - обучение на базе сложившихся традиций и подготовка к выпускному экзамену.

Рис. 66. Технологическая схема процесса обучения по Палтышеву.

Особенности методики

Программный материал разделен на опорные и проходные темы, приспособлен к данной профессии.

Поблочная смысловая разбивка темы.

Авторские опорные плакаты и схемы материала.

Многократное проговаривание.

Творческий характер обучения (приглашение к творчеству).

Использование игровой деятельности (физическое домино, КВН).

Решение задач с использованием алгоритма-образца.

Раздаточный материал по физике (более 5000 единиц).

Жесткая система зачетов по каждой теме - система поэлементного учета ЗУН.

Дифференциация в виде размещения по рядам - уровням обученности.

Предтечи, разновидности, последователи

& УМК по математике (М.А. Холодная). Ориентация на понима­ние детьми учебного мате­риала – основа технологии М.А. Холодной. Понимание – это не сиюминутное со­стояние ума, а результат длительного, развернутого во времени процесса, в ко­тором можно выделить че­тыре уровня. Первый самый простой – узнавание. Второй – объясне­ние. На этом уровне необхо­димо, чтобы ребенок освоил интеллектуальные операции анализа, сравнения, обоб­щения, классификации, обоснования. Третий уро­вень означает умение вклю­чить изученное явление в контекст.

Наконец, четвертый уро­вень – уровень, когда ребе­нок может предложить свой – иногда альтернативный – вариант понимания того, что он запомнил, объяснил, ос­мыслил.

Важно построить учебни­ки так, чтобы ученики про­шли все четыре уровня по­нимания.

За счет чего возможно решение этой задачи сред­ствами школьного учебника по математике?

Первое средство – изуче­ние математическою мате­риала осуществляется в разных контекстах.

Для создания контекста в учебниках 5-6 классов мы прежде всего используем сюжет. Каждый учебник (на этот этап обучения у нас приходится четыре темати­ческих учебника) – это на­стоящая повесть (повесть-сказка, повесть-детектив), в которой живут и действуют самые разные герои.

Второе средство – многоуровневый характер учебного текста. Это значит, в нем представлены разные линии изложения учебного материала: визуальная, сло­весно-логическая, алгорит­мическая, практическая, па­радоксальная (или метафо­рическая).

Третье средство – предъ­явление текста в режиме диалога.

Четвертое средство – ориентация на самостоя­тельность ребенка. Учебник, постро­ен­ный по принципам психодидактики, становится не просто помощником учи­теля, а самоучителем для ученика.

Рекомендуемая литература

1. Палтышев Н.Н. Методика работы // Физика в школе. – 1982. – № 4.

2. Палтышев Н.Н. Методические рекомендации по подготовке учащихся СПТУ к выпускным экзаменам по физике. – М., 1984.

3. Палтышев Н.Н. Педагогический поиск // Народное образование. – 1988. – № 1.

4. Палтышев Н.Н. Педагогический поиск // Народное образование. – 1989. – № 6.

5. Палтышев Н.Н. Поэтапная система обучения физике // Профессионально-техническое образование. – 1987. – № 7.

6. Палтышев Н.Н. Поэтапное обучение физике // Советская педагогика. – 1988. – № 12.

Наши рекомендации