Зиция горла, она должна сохраняться на протяжении всего пения одной и
той же.Горло — это, как говорят, заслонка на пути дыхания. Она отмеряет
его расход.Но именно дыхание делает основную работу, им надо ма-
нипулировать плавно. Как видите, здесь сходится вместе много момен-
тов, и в пении все надо делать сразу.
— А позиция языка, остается ли она в пении той же, что и в речи,
или в пении Вы делаете что-либо специальное?
— Когда я начинала учиться петь, то старалась держать язык низ
ко, так как, когда он закрывает ход, звук трудно сделать удачным. Я ис
кала нормальной, естественной позиции языка, и это мне легко удава
лось. Для меня в этом не было особой проблемы, и поэтому я, собствен
но, мало что могу сказать.
— Все же Вы долго изучали позицию языка, долго ли за ним следили ?
— Нет, не очень. Занимаясь с маэстро, я следила за положением
языка при помощи зеркала. Но, повторяю, у меня в отношении языка
не было особых проблем, потому что он всегда лежал на месте.
— Что Вы могли бы сказать по поводу работы губ и рта в пении?
— Естественно, что в пении я стараюсь открывать рот как можно
шире, но свободно и не чрезмерно. Чем выше нота, тем шире открыва
ется рот. Но рот я стараюсь всегда держать округлым.
— А Вы не стремитесь оттягивать углы рта в стороны, петь «на
улыбке», как советуют многие школы, особенно для сопрано ?
— Нет, открывать его в ширину для меня нехорошо. А вообще этот
вопрос, по-моему, надо решать индивидуально.Вот, например, Рената
Скотто, — она открывает рот в ширину, оттягивает углы рта, то есть поет
«на улыбке». Для нее это положение хорошее. Именно при нем она чув-
ствует себя удобно в отношении голоса. У певцов вообще все индивиду-
ально: и позиция рта, и дыхание, и другие моменты. Вы, вероятно, за-
метили, что Скотто дышит значительно более высоко, чем я. Что ка-
сается меня, то я бы не могла петь при такой системе дыхания и позиции
рта,как у Скотто. Это совсем другая методика пения, совсем другая ма-
нера звукообразования. Но для Скотто это замечательно!
— Утрируете ли Вы работу губ в пении ?
— Да. Вообще мышцы рта, губ, щек у певца должны быть хорошо
развиты.Я считаю, что их надо специально развивать, особенно для того,
чтобы хорошо брать ноты воздушные, ноты пиано ипианиссимо. Для
меня мышцы щек, лица, губ — все очень важны. Конечно, это для меня,
и это мое личное мнение.
— Именно оно нас и интересует! А как на слух для Вас звучит русский
язык? Есть ли разница по сравнению с итальянским?
— По звучанию русский язык близок к итальянскому, хотя испан
ский еще ближе. Все же известная разница, конечно, есть. Общее звуча
ние у него, как и у итальянского: нежное, мелодичное, многие звуки по
произношению напоминают итальянские, очень на них похожи. Но есть
звуки, которых у нас нет, например: «ни» и «не».
— То есть «И» и «Е» ?
— Да, да. Они у вас трудные. Они нехороши для пения, потому что
«И»(показ, как она воспринимает русское «И» — зажато) сжимаетзвук.
Мы говорим округло, больше к «Э». Получается звук более красивый,
круглый. Но, конечно, и по-русски можно петь красиво, нежно, как поют
многие ваши певцы.
—Давно ли Вы поете в Ла Скала ?
— Три с половиной года.
— Ваш маэстро, это Ваш муж?
— Да, но кроме него я раньше училась у маэстро Пампогальяни.
— Сколько лет Вы учились до того, как поступили в Ла Скала ?
— Много, шесть лет. Сначала я стала выступать в концертах, что
бы найти контакт с публикой, немного привыкнуть к сцене. Когда пе
вец еще не привык к выступлениям, он при выходе на эстраду зажима
ется и не может найти верную позицию для пения. Только когда он ос
воится с эстрадой — все у него начинает идти нормально.
— Как часто Вы занимаетесь с маэстро и как распределяете время
занятий, сколько часов в день работаете?
— Теперь, когда у меня большой репертуар и я много пою, то ста
раюсь отдавать упражнениям не менее получаса в день.Но это удается не
каждый день, так как вследствие большой нагрузки я иногда сильно ус
таю. В таких случаях предпочитаю лучше отдохнуть. Но, вообще, для
- меня чрезвычайно важно ежедневно петь упражнения для развития тех-
ники не менее получаса. Потом мне приходится учить новые оперы, на
что уходит около двух часов.Сначала я их учу медленно, пиано, потом
повторяю, постепенно устраиваю в горле (впеваю. — Л.Д.). Не надо ни-
когда насиловать горло, так как все певцы — это очень нежный народ!
Да-да, все певцы таковы. Это не машины. Они легко простужаются, а
петь, заниматься, когда певец простужен, болен, очень вредно. Может
быть покраснение связок, поэтому лучше вообще помолчать несколько
дней. Думаю, это общее правило для всех.
— Когда Выучились, сколько раз в неделю приходилось заниматься с
маэстро и как долго длился урок ?
— Я занималась три раза в неделю, иногда четыре, но не больше.
Каждый урок длился полчаса. Вредно петь более получаса, пока певец еще
не привыки позиция звука у него еще плохая. Поэтому, пока позиция
звука еще нехороша и дыхание форсированное, надо идти в развитии
голоса очень постепенно, медленно.
— Вы присутствовали на занятиях маэстро с другими учениками и
было ли это обязательно ?
— Нет, я только использовала свое время и шла домой.