Тема 2. Основные категории и методы исследования психологии
План
1. Методологические основы психологии (категории и методы).
2. Теоретические основы психологии (категории и методы).
3. Естественнонаучные основы психологии (категории и методы).
Краткое содержание
Изучение темы направлено на раскрытие содержания понятий: метод, методология (общая, специальная, частная), теория, теория происхождения психического, теория отражения, виды отражения (физический, физиологический, психический). В ходе изложения темы постулируется тезис о психическом отражении как сложном и наиболее развитом у человека виде отражения; определяются ипостаси человека (как представителя вида, индивида, личности, субъекта, индивидуальности); описываются методы изучения психики человека, а
также методы консультационной , развивающей и психокоррекционной
работы.
Ключевые понятия: метод, методология, теория, отражение, человек, индивид, личность, субъект, индивидуальность, наблюдение, эмпатия,
Интроспекция, эксперимент, тестирование, психокоррекция.
А) Основная литература: 1,4,7
Б) Дополнительная литература: 2,6
Тема 3.Структура психологии и другие науки. Психология в юриспруденции.
План
1. Структурообразующая роль общей психологии.
2. Отрасли психологии.
3. Психология и другие науки.
4. Психология в юриспруденции.
Краткое содержание
Содержание темы раскрывает сложный характер структуры психологического знания, которую составляют такие отрасли, как дифференциальная, возрастная, педагогическая, социальная,
Медицинская и другие. В ходе изложения темы обосновывается структурообразующая роль общей психологии, устанавливаются связи психологии с другими науками (общественными, биологическими, историческими, медицинскими, педагогическими); определяется место психологии в юридической деятельности бакалавра.
Ключевые понятия: структура, отрасль, дифференциальная психология, возрастная психология, социальная психология, психология в юрисаруденции, физиология, антропология, зоопсихология.
А) Основная литература: 1,3,5
Б) Дополнительная литература: 2,3
Тема 4. Психические процессы, состояния, явления, свойства и психологические характеристики личности.
План
1. Характеристика сенсорно-перцептивных процессов.
2. Внимание, память, мышление, речь.
3. Эмоциональные процессы и образования в психике человека.
4. Понятие «личность» в психологии.
5. Особенности социализации личности.
Краткое содержание
Тема знакомит с психическими процессами, структурированными по видам психической деятельности человека: познавательные (ощущение,
восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь); эмоциональные (эмоции и чувства); волевые (воля); устанавливает различия между психическими состояниями (активность/пассивность, бодрость/подавленность, работоспособность/усталость и др.), психическими образованиями (знания, умения, привычки, установки, взгляды и т.д.), психическими свойствами (направленность, темперамент, характер, способности), социально-психологическими явлениями. В ходе изложения темы раскрывается сущность понятия «личность»; обосновывается структурообразующая роль психических свойств личности и выделяются особенности процесса социализации личности.
Ключевые понятия: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, эмоции, чувства, воля, темперамент, направленность, характер, способности, структура личности, социализация.
А) Основная литература: 4,7
Б) Дополнительная литература: 2,3
Тема 5. Деятельность, проблемы взаимодействия и поведения людей в обществе.
План
1. Сущность, структура и содержание понятия «деятельность».
2. Виды и особенности деятельности людей.
3. Взаимодействие и взаимоотношения людей.
4. Общение и особенности отношений людей в обществе.
5. Специфика поведения людей в обществе.
Краткое содержание
Тема знакомит с понятием «деятельность», раскрывает ее структуру, предметное (психологическое) содержание (цель, предмет, средства, способы, орудия, продукт, результат), особенности (общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность) деятельности и ее видов (игровой, учебной, трудовой). В ходе изложения темы раскрывается также содержание понятий «общение», «взаимодействие», «поведение», «отношения», описываются их виды, типы, признаки.
Ключевые понятия: деятельность, цель, предмет, средство, способ, орудие, продукт, результат, общение, взаимодействие, взаимоотношения, поведение.
А) Основная литература: 1,4,7
Б) Дополнительная литература: 1
Модуль 2. Теоретические основы и прикладные аспекты педагогики
Тема 1. Педагогика: цель, задачи, предмет и объект педагогики. Педагогическая наука и практика.
План
1.Педагогика как теоретическая дисциплина.
2.Методологические основы педагогики.
3.Цели и задачи педагогики.
4.Историческое развитие педагогики, ее связи с другими науками.
5.Прикладные аспекты педагогики
Краткое содержание
Тема знакомит с основными атрибутами педагогики как науки (объект, предмет, методология, методы исследования, связи с другими науками), ее целями и задачами, определяющими особенности педагогики как науки. Ход изложения темы предусматривает описание исторических этапов развития педагогики, установление связей педагогики с другими науками, раскрытие прикладных аспектов педагогики
Ключевые понятия: педагогика, андрагогика, дидактика, метод, методология (общая, специальная, частная), методика, педагогическая теория, педагогическая практика, целостность, стадиальность, периодизация, коррекция, девиантность.
А) Основная литература: 1, 2,3
Б) Дополнительная литература: 4