Структура педагогики и ее связь с другими науками
Педагогика, пройдя длительный путь развития, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний.
Развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических учений исследует история педагогики. Принцип историзма – важнейший принцип развития любой науки. Исследование того, что уже было, сопоставление его с настоящим не только помогают лучше проследить основные этапы развития современных явлений, но и предостерегают от повторения ошибок прошлого, делают более обоснованными прогностические предложения, устремленные в будущее.
Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. В общей педагогике выделяются два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Традиционно общая педагогика содержит четыре раздела:
– общие основы;
– дидактику (теория обучения);
– теорию воспитания;
– школоведение.
Дошкольная и школьная педагогика составляет подсистему возрастной педагогики. Здесь изучаются закономерности воспитания подрастающего человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Возрастная педагогика, как она сложилась к настоящему времени, охватывает всю систему среднего образования.
Предметом педагогики высшей школы являются закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования. Педагогика труда занимается проблемами повышения квалификации, а также вопросами переквалификации работников различных отраслей народного хозяйства, освоения новых знаний, приобретения новой профессии в зрелом возрасте.
В подсистеме социальной педагогики выделяются такие отрасли, как семейная педагогика, перевоспитание правонарушителей и др. Люди с различными нарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия специальной педагогики. Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика.
Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.
Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных систем в разных странах.
Профессиональная педагогика изучает педагогические процессы, ориентированные на конкретное профессиональное образование человека.
Педагогика, как и любая наука, развивается в тесной связи с другими науками. Философия, являясь основой для осмысления целей воспитания и образования, играет важную методологическую роль в процессе разработки педагогических теорий.
Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека.
Особенное значение для педагогики имеет ее связь с психологией: педагогика пользуется психологическими методами исследования, любой раздел педагогики находит опору в соответствующем разделе психологии.
Очевидны связи педагогики с физиологией, социологией, историей, литературой, экологией, экономикой и т. д.
- Принципы дидактики (сознательность, активность, наглядность и др.). Н.и.тоже
Принципы обучения – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.
Объясняя данные принципы, не бойтесь переходить на примеры из вашего личного опыта в профессии (или даже предполагаемого).
Основополагающими принципами обучения являются следующие.
1. Принцип сознательности и активностиучащихся в обучении – один из главных принципов современной дидактической системы. Он подразумевает взаимосвязь педагогического руководства с сознательной, активной, творческой деятельностью учащихся.
Сознательность учащегося состоит в том, что он понимает цели и задачи обучения, знает факты, понимает материал, умеет проникнуть в суть изучаемого, умеет сознательно применять материал на практике. Основой сознательности обучения является познавательная (умственная) активность учащегося. Также свою роль в этом играют волевая и физическая активности. Активность тесно связана с самостоятельностью мыслей и действий, важна в принятии решений, в умении отстаивать свои взгляды.
Как применить на практике:
- показать и объяснить ученику цели и задачи предстоящей работы (можно объяснить на примере подготовки танцевального номера с группой учеников)
- обучать так, чтобы у ученика было понимание того, что он делает, а не механическое заучивание
- используйте силу взаимообучения учеников. Порой то, что говорит такой же ученик нередко воспринимается другими учениками легче и лучше, чем объяснение педагога
- важно логически увязать новое знание с уже известным ученикам. Не будет опоры, не будет сознательного обучения.
- по-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто на применяет на практике
- приучайте учеников думать и действовать самостоятельно, развивайте творческое мышление через анализ проблем, решение поставленной задачи разными способами
2. Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике, используется с древнейших времен. Означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Существуют научные закономерности, согласно которым у большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.
Как применить на практике:
- запоминание ряда предметов, представленных в натуре (картинки или модели), происходит легче, лучше, быстрее, чем того же, но в словесной форме (устно или письменно)
- золотое правило обучения: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, доступное осязанию – путем осязания
- абстрактные понятия доходят до сознания учеников легче, когда они подкреплены конкретными фактами, примерами и образами
- наглядность должна быть в меру – не нужно рассеивать внимание учеников большим количеством наглядных пособий, это мешает в восприятии главного
- обоснованно применяйте современные средства наглядности: видеозапись, слайды, проекции. Педагог должен знать и уметь в совершенстве пользоваться техническим средствами обучения, методикой их использования.
- используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью.
3. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, которая представлена в системе взаимосвязанных понятий.
Требование систематичности и последовательности в обучении нацелено на сохранение преемственности содержания и процесса обучения, при которой каждый урок – это логическое продолжение предыдущего как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.
- разделяйте содержание учебного материала на логически завершенные части, последовательно их реализуйте, приучайте к этому учеников
- не ставьте на уроке ни одного вопроса, не вносите в план ни одного пункта, на основательное раскрытие и рассмотрение которого не рассчитываете
- используйте передовые достижения методики обучения; составляйте с учениками опорные конспекты, структурно-логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний
- чаще повторяйте и совершенствуйте ранее усвоенное для обеспечения систематичности и последовательности.
- в конце раздела, курса обязательно проводите уроки обобщения и систематизации
- помните – сформировавшаяся система знаний – важнейшее средство предотвращения их забывания. В системе быстро можно восстановить забытые знания, без нее – очень сложно
- не забывайте совета Я.А. Коменского: все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего
4. Принцип прочности основан на прочности закрепления знаний в памяти учеников. Прочность усвоения учениками материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры материала, но и от субъективного отношения учениками к данному материалу, обучению, педагогу; также чем важнее и интереснее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется.
- не нужно закреплять в памяти учеников неправильно понятый или непонятый материал. Запоминаемое должно быть сознательно усвоено, хорошо осмыслено.
- чтобы не заучивать вспомогательный материал, важно приучить учеников уметь пользоваться различными справочниками, словарями, уметь искать нужный материал
- важно помнить психологические закономерности забывания, согласно которым забывание изученного идет быстрее всего сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть просчитаны
- приучайте каждого ученика работать в соответствии с его возможностями, но в то же время – в полную силу. Боритесь с ленью, формируйте оптимальный темп деятельности
- не злоупотребляйте произвольным вниманием учеников, без необходимости не перегружайте его. Практикуйте на уроках увлекательные «отклонения», домашние заготовки, экспромты. Но знайте меру.
- помните: важной формой упрочения знаний является их самостоятельное повторение. Шире используйте процессы самообучения
- развивайте память учеников: учите их пользоваться различными мнемотехническим приемами, облегчающими запоминание
- не давайте легких и однообразных видов работы: они мало развивают и быстро утомляют
5. Принцип доступности – это соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учеников.
Известны классические правила, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.
- изучаемый материал нужно распределить по возрастам, в каждом возрасте изучать то, что доступно восприятию. Нет смысла давать высшую математику во 2 классе.
- умы учеников должны быть подготовлены к изучению предмета
- учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития
- в учебе важен оптимальный темп, но такой, чтобы не задерживать сильных и развивать быстроту действия у средних и слабых
- обучение требует известной напряженности. Когда она отсутствует, ученики отвыкают работать в полную силу. Темпы обучения, установленные самими учениками, как правило, ниже возможных и посильных для них. Поэтому устанавливайте оптимальный темп, меняя его по необходимости
- для доступности широко используйте аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: дайте толчок мысли учеников, покажите им, что даже самые сложные знания доступны для понимания
- при изучении нового и сложного материала привлекайте сильных учеников, а при закреплении – средних и слабых
- важна ясность изложения и речи педагога, избегайте монотонности
- на первом этапе обучения изучайте сначала основное, чтобы усвоить главное, затем при закреплении материала вводите новые примеры, факты, уточняющие изученное
- повышение работоспособности помогает сделать изучаемые знания более доступными. Ученик привыкает осуществлять более длительную и интенсивную мыслительную деятельность
6. Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, методам науки, способам научной организации учебного труда.
- обучайте на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики
- в методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление учеников, подводя их к поисковой, творческой работе в мышлении
- знакомьте учеников с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки (по аналогии деятели той профессии, которой вы обучаете)
- применяйте новейшую научную терминологию, будьте в курсе самых последних достижений по своему предмету
- поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов, архивных документов
7. Принцип связи теории с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.
Практика – критерий истины, источник познавательной деятельности. Чем больше приобретаемые учениками знания в основных моментах взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.
- обучая, идите от жизни к знаниям или от знания к жизни; связь «знания – жизнь» необходима
- важно приучать учеников проверять и применять свои знания на практике. Окружающая нас действительность – это и источник знаний, и область их практического применения
- воспитывайте у учеников стремление к постоянному улучшению результатов своей работы, развивайте соревновательность
- используйте связь обучения с жизнью как стимул для самообразования
- Формы организации обучения. Урок как основная форма обучения. Требования к современному уроку. Н.и.тоже
В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса: индивидуальное обучение и воспитание, классно-урочная система и лекционно-семинарская система.
Индивидуальное обучение и воспитание является более ранней формой организации процесса передачи знаний. Сегодня она не имеет широкого распространения, а до XVIII века являлась господствующей. Учителя того времени брали на обучение (в первую очередь религиозное или профессиональное) 10-15 учеников разного возраста и с разной степенью подготовленности. Содержание обучения было строго индивидуально, так же как и сроки обучения. Учитель последовательно сообщал каждому ученику знания, демонстрировал образцы выполнения заданий, проводил проверку. При этом коллективные наставления и беседы почти не использовались.
Классно-урочная система (основы которой были заложены Я. А. Коменским, а позже дополнены К.Д. Ушинским, А. Дистервегом и другими великими учеными-педагогами) имеет, в отличие от индивидуального обучения и воспитания, четкие требования к организации педагогического процесса. К этим требованиям относятся: постоянное место и продолжительность учебных занятий, объединение в группы (классы) учеников одного возраста, постоянный состав учебных групп, стабильное расписание занятий, основной формой которых является урок, имеющий, как правило, следующие части: опрос, сообщение учителем новых знаний, упражнения на закрепление этих знаний (большая часть урока), проверка.
Важным преимуществом классно-урочной системы является возможность сочетать в ней массовые, групповые и индивидуальные формы учебно-воспитательного процесса. Массовые формы используются при организации внеучебной работы (утренники, школьные вечера, конкурсы, спортивные соревнования, олимпиады, конференции и др.). Групповые формы подразделяются на учебные (урок, школьная лекция, семинар, экскурсия, лабораторно-практическое занятие) и внеучебные (кружки, спортивные секции, факультативы, клубы по интересам). К индивидуальным формам учебного процесса относят консультации и репетиторство.
К основным достоинствам классно-урочной системы можно отнести:
- возможность использовать классный коллектив в качестве педагогического средства стимулирования познавательной деятельности каждого ученика;
- четкость и системность в последовательности изучения учебного материала;
- экономическую выгоду при массовом обучении.
Недостатки этой системы относятся в основном к организации урока как основной формы педагогического процесса:
- единообразие содержания;
- ориентация на среднего ученика, как в содержании, так и в темпах усвоения учебного материала;
- недостаточная возможность обеспечения развития тех учащихся, чей уровень отличается в ту или иную сторону от возрастной нормы.
В истории педагогики предпринимались попытки усовершенствовать классно-урочной систему, однако эти попытки на практике показали низкие результаты обучаемости и не получили широкого распространения.
Классно-урочная система в своих основных чертах остается неизменной формой организации учебного процесса уже на протяжении более 300 лет.
Лекционно-семинарская система, появившаяся в связи с созданием первых университетов, также почти не претерпела существенных изменений за историю своего существования. Она используется в практике профессиональной подготовки и рассчитана на то, что ее участники (студенты) уже имеют навыки учебной деятельности и способны к самостоятельному поиску и усвоению знаний. Основными формами обучения в лекционно-семинарской системе являются лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации, коллоквиумы, зачеты, экзамены, производственная практика.
В последнее время элементы лекционно-семинарской системы широко используются в общеобразовательной школе, сочетаясь с формами обучения классно-урочной системы. Это, с одной стороны, повышает эффективность обучения школьников, а с другой — обеспечивает преемственность между средней и высшей школой.
Рассмотрим подробнее основные и дополнительные формы организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
Урок как основную форму организации учебного процесса мы рассмотрим ниже.
Экскурсия — специфическое учебно-воспитательное занятие, проводимое на предприятии, в музее, на выставке, в лесу и т. п. Специфика этой формы организации учебного процесса способствует накоплению наглядных представлений и жизненных фактов; помогает учащимся устанавливать связи теории с практикой, обучения с жизнью; позволяет решать задачи эстетического и нравственного воспитания. В зависимости от объекта наблюдения экскурсии подразделяют на производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географические и т. п. По учебно-воспитательным целям они могут быть обзорными и тематическими. По месту и структуре — вводными или предваряющими, текущими и итоговыми. Экскурсию может проводить сам педагог или экскурсовод, знающий специфику возрастного восприятия учащихся. При этом педагог остается организатором и руководителем познавательной деятельности детей на протяжении всей экскурсии.
Дополнительные занятия проводятся с целью восполнения пробелов в знаниях, умениях, навыках или удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету (факультативные занятия). В первом случае учитель повторяет объяснение темы и разъясняет отдельные вопросы, а на факультативных занятиях решаются задачи повышенной сложности, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих проблем. Дополнительные занятия могут проводиться в индивидуальной или группой форме.
Консультации в отличие от дополнительных занятий организуются по мере необходимости. Различают тематические и обобщающие (например, при подготовке к зачетам или экзаменам) консультации. Они могут проводиться в индивидуальной или групповой форме.
Лекция — это развернутое, продолжительное и системное изложение сущности какой либо учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции — теоретическое обобщение, где конкретный фактический материал служит лишь иллюстрацией или необходимым отправным моментом.
Традиционно лекции (наряду с семинарами) являются формой организации учебного процесса в высшей школе, но уже в старших классах общеобразовательной школы используются адаптированные варианты элементов лекционно-семинарской системы. Школьные лекции (вводные или обобщающие) применяются при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. На таких занятиях учитель не только сообщает или обобщает теоретические знания, но и учит школьников основам конспектирования.
Семинары, проводимые в старших классах школы при изучении гуманитарных дисциплин, могут проводиться в форме заранее подготовленных докладов и сообщений или в опросно-ответной форме. Важной задачей педагога при проведении семинаров является организация коллективного обсуждения изучаемой темы.
Практические и лабораторные занятия применяются при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Такие занятия проводятся в учебных кабинетах, лабораториях, мастерских, в учебно-производственных комплексах. Обычно работа учащихся организуется индивидуально или небелыми ми подгруппами и представляет собой выполнение заданий по предложенным алгоритмам (изучение функциональных возможностей прибором и механизмов, измерения, сборка, наблюдение и т. п.)
Диспут — организуемое педагогом столкновение мнений с целью формирования у обучающихся суждений и умения защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Ценность диспута заключается в том, что знания, полученные в ходе столкновения мнений, отличаются глубиной, обобщенностью, прочностью и сознательностью усвоения. Диспут требуем от педагога тщательной подготовки, так как важно, чтобы вопросы, выносимые на обсуждение, содержали значимую для учащихся проблему.
Конференция — форма организации учебного процесса, которая требует длительной подготовительной работы (проведение наблюдений, постановка опытов, изучение теоретических источников, обобщение материл лов экскурсий и т. п.). Цель учебной конференции — обобщение знании по какому-либо разделу программы. Конференции могут проводиться но всем учебным предметам или выходить за рамки учебных программ.
Зачеты и экзамены имеют целью систематизацию, закрепление точности и глубины знаний, умений и навыков обучающихся. формы общественной проверки и признаний успехов или неудач и ученой деятельности. Подготовка к зачетам и экзаменам заставляет учащихся мобилизоваться на повторение и систематизацию изученного материла, что способствует интенсивному обобщению знаний, формирует чувство ответственности. Эти формы организации учебного процесса могут проводиться в виде ответов на экзаменационные билеты, выполнения учащимися самостоятельных творческих работ (например, сочинение), контрольного выполнения практических заданий и т.д.
Урок как основная форма организации педагогического процесса.
Каждый урок имеет структуру (взаимосвязанные элементы), которая зависит от содержания учебного материала, дидактических целей и задач, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Однако есть общие структурные компоненты (части, фазы) этой формы организации обучения.
Многообразие структур урока, методов их организации и дидактических целей предполагает разнообразие и их типов.
Приведем классификацию уроков с рассмотрением их структурных особенностей.
1. Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения новых знаний. Структура такого урока: повторение предыдущего материала, который является основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.
2. Урок закрепления знаний. Его структура: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.
3. Урок выработки и закрепления умений и навыков. Предполагает воспроизведение теоретических знаний; выполнение практических заданий и упражнений; проверку самостоятельно выполненных работ; задание на дом.
4. Урок обобщения и систематизации знаний. Такие уроки про водятся в конце изучения отдельных тем, разделов, учебных курсов. Их обязательными элементами являются вступление и заключение учителя, а само повторение и обобщение материала проводится в форме кратких сообщений и беседы учителя с учащимися.
5. Урок проверки знаний, умений и навыков. Основные задачи такого урока — выявление уровня обученности учащихся и установление недостатков в овладении материалом. При этом могут использованы письменные или устные формы контроля.
Комбинированный (смешанный) урок. Его примерная структура: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; первичная проверка его усвоения; упражнения на закрепление новых знаний; повторение раннее изученного в виде беседы; проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом.
Обязательными элементами всех обозначенных выше типов уроков являются: организационный момент (постановка цели и обеспечение ее принятия; актуализация учебной мотивации и установка на восприятие, осмысление и запоминание материала; создание рабочей обстановки) и подведение итогов урока (фиксация достижения целей урока; определение степени участия в их достижении каждого ученика и класса в целом; оценка работы и определение дальнейших перспектив).
На любом уроке могут быть использованы фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы. При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, который работает над единой задачей. При групповых формах класс делится на пары или небольшие группы (обычно по 3-6 человек в каждой). Группы получают определенное задание и выполняют его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Индивидуальная работа предполагает самостоятельное выполнение учащимися одинаковых или дифференцированных заданий. Традиционно фронтальная и индивидуальная формы организации учебного процесса используются чаще, а групповая — реже.
Педагогические требования к уроку
Требования эти определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения.
Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные.
К дидактическим, или образовательным, требованиям относятся:
1. Четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов, а также места конкретного урока в общей системе уроков.
2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах.
3. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся.
4. Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности межпредметных связей.
Воспитательные требования к уроку:
1. Постановка воспитательных задач урока.
2. Формирование у учащихся высоких моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью.
3. Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями переноса знаний, творческой инициативы и активности.
4. Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и др.)
5. Соблюдение учителем педагогического такта.
Следует иметь в виду, что требования, выражающие воспитательные задачи школы, реализуются и в других формах организации обучения и во всей системе внеучебной воспитательной работы с учащимися, проводимой школой и семьей.
Организационные требования к уроку:
1 Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования.
2. Организационная четкость проведения урока (своевременность начала, максимальное использование каждой его мину ты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока).
3. Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе и технических средств обучения.
Выполнение перечисленных требований является необходимым условием эффективности урока, т. е достижения желаемых результатов. Учитель должен хорошо знать эти требования, обеспечивать их выполнение при подготовке к уроку и его проведении.
- Характеристика основных методов обучения согласно традиционной классификации (словесные, наглядные, практические). Факторы выбора метода обучения. (Характеристика основных методов обучения (словесные, наглядные, практические)).
Метод обучения (от греч. metodos – путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.
Метод обучения характеризуется тремя признаками, он обозначает:
– цель обучения;
– способ усвоения;
– характер взаимодействия субъектов обучения.
Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система.
Наиболее обоснованными на сегодняшний день являются следующие классификации методов обучения.
1. Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний: практика, наглядность, слово, книга, безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной классификации выделяется пять методов: практический – опыт, упражнение, учебно-производительный труд; наглядный – иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся; словесный – объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия и т.д.; работа с книгой– чтение, изучение, реферирование, цитирование, конспектирование и т.д.; видеометод – просмотр, обучение, контроль и т.д.