Тема 3. Закономерности и принципы педагогического процесса
Тема 1: Задачи педагогической науки
Понятия: педагогическая наука, виды педагогических задач, постоянные задачи, временные задачи
Вопросы для обсуждения:
1.Раскройте понятие «задача педагогической науки», его отличие и связь с задачами образования.
2.Дайте характеристику видов задач педагогической науки. Установите взаимосвязь видов задач педагогической науки с функциями педагогики как науки.
3.Раскройте содержание постоянных и временных задач педагогической науки на современном этапе развития педагогики.
Задание : заполните карту-схему : «Задачи педагогической науки».
Задачи педагогической науки | |||
Постоянные | Временные | ||
1. Вскрытие закономерностей в областях образования, воспитания и обучения. | 1. Научное обоснование и практическая разработка нормативной и концептуальной базы образования | ||
2. Разработка новых методов, средств, форм и систем образования, обучения и воспитания. | 2. Разработка механизмов, диагностического инструментария мониторинга образования | ||
3. Внедрение результатов научных педагогических исследований в образовательную практику. | 3. Методическое и дидактическое оснащение образовательного процесса | ||
4. Прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее | 4. Программное обеспечение образовательного процесса | ||
5. Разработка новых образовательных технологий и систем управления образованием | |||
6. Разработка методологических проблем педагогики |
Примечание: карта – схема заполняется на основе материалов статей периодических изданий.
Литература
Основная
1. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого- М.: Педагогическое общество России, 2003.-С. 15-22.
2. Краевский В.В. Задачи педагогической науки / В.В. Краевский Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений. - М.: Академия , 2003. - Гл 1. - С.13-18.
Дополнительная
1. Давыдов В.В. Научно – исследовательская деятельность РАО/ В.В. Давыдов.// Педагогика. -1993.- №7.
2. Никандров Н.Д. Российская академия образования: итоги деятельности и перспективы научных исследований // Педагогика -2009.-№ 1 –С.3-8.
Контрольные вопросы:
1.Для чего педагогу практику необходимо ориентироваться в постоянных и временных задачах педагогической науки?
2. Как связаны между собой постоянные и временные задачи педагогической науки?
3. Какими факторами обусловлено постоянное изменение и конкретизация задач педагогической науки?
Тема 2. Антропологический подход в педагогической науке.
Понятия: методология педагогики, научный подход, антропология, педагогическая антропология, личность, гуманизация образования, возрастные периоды в развитии личности.
Вопросы для обсуждения:
1.Что понимают под педагогической антропологией, какую роль она выполняет в педагогической науке?
2.Какую роль играют в развитии личности факторы наследственности, среды и воспитания? Почем их необходимо учитывать в процессе образования личности?
3. Каковы основные достижения развития личности на разных возрастных этапах?
Задание: составьте сравнительную схему-таблицу.
Название теории | авторы | Понятие личность | Источники и факторы развития личности | Роль воспитания и обучения в развитии личности |
Теория научения | ||||
Гуманстические теории | ||||
Когнитивная теория | ||||
Деятельностная теория |
Примечание: на семинарском занятии студентами проводится сравнительный анализ теорий личности на основе материала схемы-таблицы
Литература
Основная
Коджаспирова Г.М.Педагогика: учебник /Г.М. Коджаспирова –М.: КНОРУС,2010. -С.45-70, 77-91,111-123.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. - М.: Гуманитарный изд. центр. ВЛАДОС, 2003. – Кн 1.: Общие основы. Процесс обучения - С.72-75,76-81,83-86,87-93.
Дополнительная.
Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап….-С.159-180.
Липская Л.А. Философско-антропологический фундамент современного образования // Педагогика-2006-№2-С.23-28
Дополнительно рекомендуемая
Воробьева К.Н. Антропологический подход к воспитанию // Педагогика - № 5- С.55-58.
Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие – 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2000. - С.62-62-81.
Контрольные вопросы
1.Чем обусловлено доминирующее влияние воспитания на развитие личности?
2.Какие закономерности и особенности развития личности следует учитывать в воспитательном процессе? (проиллюстрируйте ответ на конкретном примере относительно периода дошкольного детства)
3.В чем сущность закономерностей неравномерности и сензитивности развития личности?
Тема 3. Закономерности и принципы педагогического процесса.
Понятия: педагогический процесс, образовательный процесс, закономерность, закономерность педагогического процесса, принцип, принципы педагогического процесса.
Вопросы для обсуждения:
1.Что понимают под закономерностью педагогического процесса?
2.Какую роль играют закономерности педагогического процесса в проектировании и реализации задач образования личности?
3.Укажите и содержательно охарактеризуйте разные виды закономерностей педагогического процесса.
4.Что понимают под принципами педагогического процесса? В чем стоит взаимосвязь закономерностей, принципов и правил педагогического процесса?
Задание: на снове анализа и обобщения содержания учебного материала заполните карту схему: « Закономерности и принципы педагогического процесса».
Целостный педагогический процесс | Процесс обучения | Процесс воспитания | |||
закономерности | принципы | закономерности | принципы | закономерности | принципы |
1. | |||||
2…. |
Литература
Основная
Подласый И.П. педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – .: ГИЦ «ВЛАДОС»,2003.-Кн.1: Общие основы педагогики. Процесс обучения - С. 171-173, 419-469.
Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. –М.: ГИЦ «ВЛАДОС»,2003. Кн. 2: Процесс воспитания.- С. 39-59.
Дополнительная
Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого – М.: Педагогическое сообщество России, 2003.- С.480-499.