Классификация по типу познавательной деятельности (И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина). Критерий – уровень самостоятельности познавательной деятельности
В эту классификацию входят методы:
репродуктивный,
объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный),
проблемное изложение,
частично-поисковый (эвристический),
исследовательский.
4. Наиболее распространенной является классификация Бабанского Ю.К. Она включает в себя три группы методов:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1) словесные, наглядные/ практические (критерий – источник знаний);
2) индуктивные, дедуктивные (критерий – логика познания),
3) репродуктивные и проблемно-поисковые (критерий – активизация мышления школьников);
4) методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя.
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
1) методы стимулирования долга и ответственности в учении;
2) методы стимулирования интереса к учению.
3. Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности:
1) методы устного контроля и самоконтроля (фронтальный, индивидуальный, уплотненный опрос),
2) методы письменного контроля и самоконтроля,
3)методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
3.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
3.1. Словесные методы обучения.
Данные методы представляют собой методы словесной (вербальной) передачи и слухового восприятия учебной информации.
Рассказ. Это – изложение учителем учебного материала, носящее описательный характер.
По отношению к ученикам это сравнительно пассивный метод. В их задачу входит внимательно слушать учителя. Рассказ используется при изучении тех предметов, в которых на первый план выступает фактический материал, требующий образного и последовательного изложения: исторические события, жизнь ученых, писателей, природные явления, поведение животных и т.п.
В ходе рассказа происходит не только усвоение детьми фактов, но и обучение их последовательно излагать свои мысли.
К методу рассказа предъявляются следующие требования:
- правильное построение. В рассказе обычно присутствуют следующие компоненты: начало, развитие событий, кульминация, заключение;
- связь излагаемых событий с интересами и личным опытом учащихся;
- эмоциональность изложения.
Беседа. Беседа представляет собой вопросно-ответную форму изложения учебного материала.По сравнению с рассказом беседа является более активным методомобучения. В зависимости от того, на каком этапе усвоения знаний применяется беседа, определяется ее цель: обобщить имеющиеся у учеников знания, привить им новые знания, повторпть, закрепить учебный материал. Цель определяет характер вопросов. Они могут быть проблемными (эвристическими) и репродуктивными (воспроизводящими). Соответственно беседа может быть проблемной и репродуктивной.
Эвристическая беседа направлена на самостоятельный поиск учениками путей решения поставленной проблемы. Репродуктивная беседа состоит из вопросов, каждый из которых требует только лишь воспроизведения имеющихся знаний. Однако в практике обучения проблемная беседа чаще всего включает в себя и воспроизводящие вопросы и наоборот.
Беседа может иметь как индуктивный, так и дедуктивный характер. Индуктивный характер беседы проявляется в том, что под руководством учителя ученики идут от частных фактов и обобщений к общему выводу. При дедуктивном характере беседы рассуждение идет от общего к частному.
Необходимые требования к методу беседы:
- четко определять цель беседы, добиваться ее реализации;
- вопросы нужно строить так, чтобы ученики всегда понимали, о чем у них спрашивают;
- всегда предполагать возможные ответы, продумывать вспомогательные вопросы;
- требовать от учащихся конкретных, содержательных ответов;
- по завершении беседы формулировать необходимые выводы, обобщения.
Объяснение. Объяснение – это изложение учителем и усвоение учащимися теоретического учебного материала. От метода рассказа объяснение отличается наличием в нем теоретических доказательств.
Применяя метод объяснения, учитель ставит перед учениками цель, а затем сообщает им специально отобранные знания, применяя по необходимости наглядные пособия и пр. Задача обучаемых - внимательно слушать, совершать необходимые практические действия для того, чтобы понять и запомнить полученную информацию.
Сами ученики могут применять метод объяснения на этапе закрепления полученных знаний.
Поэтому объяснение надо строить и проводить так, чтобы ученики усвоили логику рассуждений учителя и могли воспроизвести последовательность предложенных действий.
Структура метода объяснения может быть представлена следующим образом:
1) постановка познавательной задачи;
2) развитие теоретического положения с помощью определенных форм рассуждений – анализа, синтеза, индукции и дедукции;
3) формулировка выводов.
3.2. Наглядные методы обучения.
Это методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации.