Классификационные параметры технологии. Уровень и характер применения: общепедагогический
Уровень и характер применения: общепедагогический.
Философская основа: приспосабливающаяся.
Методологический подход: системный, дифференцированный, деятельностный, синергетический.
Ведущие факторы развития: социогенные + психогенные.
Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская.
Ориентация на сферы и структуры индивида: 1) ЗУН + 2) СУД.
Характер содержания и структуры: проникающий, адаптивно-вариативный.
Вид социально-педагогической деятельности: обучающая.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: программированное обучение.
Преобладающие методы: репродуктивные + проблемные.
Организационные формы: вариативная, классно-урочная, групповая, индивидуальная.
Преобладающие средства: программированные.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: субъект-субъектные отношения.
Направление модернизации: эффективная организация и управление.
Категория объектов: любые.
Целевые ориентации
¶ Освобождение учителя от чисто информационной функции в пользу консультационно-координирующей.
¶ Создание условий для совместного выбора педагогом и учащимися оптимального пути обучения.
¶ Формирование умений самостоятельного учения, самообразования.
¶ Развитие рефлексивных способностей учащихся.
¶ Создание для обучающихся адаптивного развивающего образовательного пространства.
¶ Формирование профессиональной компетентности специалиста (для ПТУ).
¶ Формирование критического мышления.
Концептуальные положения
v Алгоритмизация учебной деятельности.
v Принцип модульности – структуризация содержания образования на обособленные законченные части.
v Согласованность и завершенность всех этапов познания.
v Укрупнение блоков теоретического материала.
v Принцип дифференциации и индивидуализации.
v Деятельностный подход: реализация всей структуры деятельности (целеполагание, планирование, организация, рабочий процесс, контроль и оценивание результата).
v Синергетический подход: самоорганизация и саморазвитие учащихся.
v Системный подход: познание мира как системы систем.
v Принцип сотрудничества ученика с учителем.
v Дедуктивная логика подачи учебного материала в модуле: переход от всеобщего к общему и единичному.
v Опережающее изучение теоретического материала.
v Сжатие учебной информации (обобщение, укрупнение, систематизация, генерализация).
v Гибкость (динамичность) - способность оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся социально-педагогическим условиям (социальному заказу).
v Принцип когнитивной визуализации: подача информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.
v Выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляция своих учебных достижений.
v Принцип осознанной перспективы (мотивация).
v Принципы (концепция) инженерии знаний (для ПТУ).
Особенности содержания и структуры
При той информационной насыщенности, которую задает средней и высшей школе современный социальный заказ, колоссальную значимость приобретают проблемы компоновки и преподнесения знаний.
Блочные структуры
Блок учебного материала – это часть учебного материала, выделенная по какому-либо признаку (сходству, расположению, объему, функциям и т.д.).
Размеры познавательного блока могут быть весьма различными: от абзаца до раздела материала, от предмета до нескольких дисциплин.
Блочное обучение осуществляется на основе реконструирования учебного материала в блоки, обеспечивающие ученикам возможность сознательно выполнять разнообразные интеллектуальные функции и использовать приобретаемые знания и умения при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы:
– информационный блок;
– тестово-информационный блок (проверка усвоения информации);
– коррекционно-информационный блок (в случае неверного ответа – дополнительные разъяснения, помощь, упражнения);
– блок применения – решение задач, выполнение заданий на основе полученных знаний;
– блок проверки и коррекции.
Изучение следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность блоков.
Модульные структуры
Модульное обучение (как развитие блочного) - такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.
Обучающим модулем называют относительно автономную часть содержания учебного курса вместе с методическими материалами к нему. Модуль состоит из следующих компонентов:
– точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
– банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ, текстов;
– методическое руководство по изучению материала (достижению целей);
– практические занятия по формированию необходимых умений;
– комплекс оборудования, инструментов, материалов;
– диагностическое задание, которое строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном.
Модуль, отвечающий определенному компоненту содержания, может быть введен концентрированно, не растянуто по всему году, а, скажем, в конце года. Скажем, модуль, относящийся к ОБЖ или ботанике, объемом 18 часов можно пройти в лесу в течение 3-4 дней. Такая возможность имеется для различных предметов, но, очевидно, она особенно актуальна для предметов «новых».
Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.
Модули могут быть более или менее крупными. Определенной фиксации требует последовательность прохождения для некоторых модулей, где один опирается на результаты изучения другого (это происходит, конечно, прежде всего для модулей одного предмета, но также и между модулями математики и опирающимися на них модулями физики, химии и биологии и т.д.). Кроме того, могут возникать и связи типа одновременного (синхронизированного) прохождения модулей по разным предметам, что является вариантом их интегративного изучения.
Модуль обычно состоит из блоков, но могут и модули объединяться в блоки (эстетический блок, блок коррекционных программ).