И их значение для начального обучения
Компоненты системы начальной подготовки | Критерии | ||
Спортсмены | 10—13 лет, новички, проявляющие интерес к занятиям борьбой, успевающие в школе, допущенные врачами | ||
Тренеры | Владеющие методами предварительного отбора, начальной подготовки и формирования мотивации к занятиям вольной борьбой | ||
Цели подготовки | Формирование и закрепление мотивации к занятиям вольной борьбой, обучение основам борьбы, повышение физической подготовленности | ||
Основные задачи спортивной подготовки | Отбор и комплектование полноценных по качеству групп | ||
Мировоззренческая и воспитательная работа | Героико-патриотическое воспитание, формирование деятельного отношения к спорту | ||
Учебно-тренировочный процесс: психическая подготовка | Формирование мотивации к занятиям вольной борьбой | ||
техническая подготовка | Овладение техническими элементами вольной борьбы (захватами, передвижениями и приемами борьбы) | ||
тактическая подготовка | Формирование общего представления о тактике спортивной борьбы и обучение базовым действиям | ||
физическая подготовка | Создание базы всесторонней физической подготовленности на основе широкого применения средств ОФП и СФП | ||
теоретическая подготовка | Формирование представления о системе тренировки борца | ||
соревновательная деятельность | Подготовка к участию в соревнованиях группы и школы | ||
Организация процесса тренировки | Фронтальный метод обучения и тренировки | ||
Инвентарь и материально-техническое обеспечение | Инвентарь серийного производства, обычная спортивная форма | ||
Условия подготовки | Спортивный зал, игровые площадки, спортивный лагерь | ||
Питание | Своевременное и достаточно разнообразное | ||
Медицинское и научно-методическое обеспечение | Поэтапный медосмотр, применение простейших тестов | ||
Средство восстановления | Душ, баня | ||
Факторы, ограничивающие функционирование системы подготовки | Отсутствие желания заниматься борьбой, возрастные особенности развития организма, медицинские противопоказания | ||
Контроль: организационный | Наполняемость групп, систематичность посещения занятий, методический уровень их проведения | ||
социально-психологический | Степень дисциплинированности, культура поведения в быту, в учебе, во время занятий борьбой, успеваемость в школе, отношение к товарищам, к занятиям борьбой, к инвентарю, психическая устойчивость, целеустремленность на тренировках и соревнованиях | ||
технический | Степень владения захватами, передвижениями, простейшими формами борьбы, приемами атаки, защиты и контратаки и т. п., согласно программе | ||
тактический | Степень знаний и умений по основам тактики спортивной борьбы | ||
физический | Выполнение контрольных и переводных нормативов по ОФП, СФП* | ||
теоретический | Зачет по вопросам теории тренировки в объеме, предусмотренном программой | ||
соревновательный | Степень усвоения программного материала, динамика спортивных достижений и эффективность соревновательной деятельности по показателям, характеризующим технико-тактическое мастерство, специальную выносливость и психическую устойчивость | ||
Ожидаемые результаты | Гармоническое развитие. Двигательные умения за счет овладения базовыми действиями. Выполнение переводных и контрольных нормативов | ||
Параметры тренировки: | 1 -й год | 2-й год | 3-й год |
Годовой объем (в часах) | |||
тренировочных дней в году | |||
тренировочных занятий в году | |||
соревнований в году | По календарю соревнований | ||
тренировочных дней в неделю | |||
занятий в день |
* Нормативы приведены в программе A.M. Дякина, Ю.А. Шахмурадова.
Учебная документация
В этом разделе представлены образцы следующих документов:
примерный месячный поурочный рабочий план 1-го года обучения (I период) группы начальной подготовки (табл. 9);
схема примерного учебного плана для борцов ДЮСШ (табл. 10);
схема последовательности изучения способов тактических подготовок (табл. 11).
Учебный план определяет основное направление и продолжительность учебной работы в группах начальной подготовки. Он предусматривает содержание основных разделов (темы занятий), число часов, отводимых на каждый раздел.
Примечание. Расчет времени на занятия в месячном поурочном плане производится следующим образом: вначале часы распределяются по годам подготовки на теоретическую, общую физическую, специальную физическую, технико-тактическую подготовку, восстановительные мероприятия.
Рассматриваемое нами распределение часов для группы 1-го года обучения (1 период) начальной подготовки (на примере табл. 10) приводится в табл. 9 в следующем порядке:
на теоретическую подготовку отводится 3 х 15 мин: т.е. 45 мин или 1 академический час;
общей физической подготовкой группа будет заниматься 11 ч —495 мин, в среднем по 38 мин в каждом учебно-тренировочном занятии;
на специально-физическую подготовку группа имеет 4 ч — 180 мин, в среднем по 13-14 мин в каждом учебно-тренировочном занятии.
После распределения времени на восстановительные мероприятия (3 ч или 135 мин) производится расчет часов на технико-тактическую подготовку в каждом занятии.
Таблица 11