Метоты обучения по характеру познавательной деятельности
В этой классификации (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин) методы делятся по уровню творческой, активной, исследовательской учебной деятельности, На одном полюсе находится метод репродуктивный, на другом – метод исследовательский, слово, образ, действие (из предыдущей классификации) выступают здесь как средство обучения, материальная основа. Любой метод – лекцию, демонстрацию, лабораторную работу – можно построить традиционно и проблемно.
Объяснительно-иллюстрационный метод состоит в том, что учитель сообщает знания, а ученик воспринимает, осознает, запоминает. Ему соответствует репродуктивный метод, который состоит в том, что учитель организует формирование умений на основе знания, а ученик воспроизводит, повторяет, отрабатывает умения.
Проблемное изложение заключается в том, что учитель ставит проблему, показывает путь ее решения, а ученик усваивает логику решения. Частично-поисковый метод включает учеников в решение проблемы, поставленной учителем, на отдельных этапах. Исследовательский метод предполагает, что ученики под руководством учителя решают проблемы, организуют эксперимент и используют другие средства учебного поиска
Выбор методов обучения.
Выбор методов осуществляется на основе дидактических и методических знаний. Наблюдается три подхода к определению методов обучения.
1. Стереотипное решение – учитель действует по сложившимся в его практике привычкам.
2. Решение путем проб и ошибок – выбор не обоснован научно.
3. Оптимизированное решение – опираясь на научные знания, учитель руководствуется критериями выбора методов. Критерии требуют, чтобы методы были адекватны целям и содержанию обучения, теме урока, уровню знаний, способностям, особенностям учеников, возможностям, подготовленности учителя, условиям и времени обучения.
Активные и интенсивные методы обучения.
В 60-е годы в дидактике возникает поиск путей активизации учащихся в процессе обучения. Познавательная активность обучаемого выражается в устойчивом интересе к знанию, в самостоятельных разнообразных учебных действиях и пр. В традиционном процессе обучения учащийся играет “пассивную” роль: слушает, запоминает, воспроизводит то, что дает учитель. Это формирует знания на уровне знакомства и мало развивает ученика.
Одним из путей активизации школьника являются новые системы, технологии и методы обучения. Последние получили название “активных” (АМО). Это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К ним относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму и др.
Термин “интенсивные методы обучения” (ИМО) означает организацию обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами и с использованием активных методов. Активизация и интенсификация обучения означает также опору на эмоции и подсознание. С помощью приемов психологического тренинга активизируется воспитание, переработка, запоминание и применение информации. Чаще это используется в интенсивных курсах иностранного языка, при обучении бизнесу, маркетингу, практической психологии, педагогике. Болгарский ученый Г. Лозанов создал направление в педагогике – суггестопедию – обучение посредством внушения, использования скрытых возможностей обучаемых. Эти методы пока мало разработаны в дидактике средней школы. Рассмотрим некоторые из них.
Метод дидактических игр
Дидактическая игра имеет целью обучение, развитие и воспитание. Сущность обучающей игры – моделирование имитация. В игре в упрощенном виде воспроизводится, моделируется действительность и операции участников, имитирующие реальные действия.
Эта разновидность игр называется имитационными играми ( в науке, в науке, в производстве и высшей школе – деловыми). Например, школьникам дается некая территория с населенными пунктами и природными условиями, ископаемыми и другими объектами. Требуется обосновать размещение новых промышленных объектов и спрогнозировать их развитие. Есть игра “ Пруд “– диалог 30 обитателей пруда, изучаются проблемы экологии.
Достоинства игры: изучаемый материал делается личностно значимым для ученика, формируется отношение к материалу; игра стимулирует творческое мышление; создает повышенную мотивацию к учению; формирует коммуникативные качества. Ограничения в применении игры: требует больших затрат учителя по разработке; часто игровой азарт победить заслоняет для ученика познавательные цели. Кроме имитационных, есть условные соревновательные игры ( КВН и пр. ).
Обучение по алгоритму
Использование алгоритма можно считать методом обучения в рамках программирования. Алгоритм в педагогике понимается как указание по выполнению строго последовательных операций с учетом материалов, что гарантирует решение учебных задач на высоком уровне. При анализе предложений ученик должен последовательно отвечать на вопросы.